С развитием ПХС организация управления усложняется: увеличиваются управленческий аппарат, число уровней управления, усложняются коммуникации и т.п. Налицо Парадокс: сложные системы управления (согласно закону необходимого разнообразия), — как правило, негибкие системы, а для того чтобы производственно-хозяйственная система эффективно работала, нужна гибкая (адаптивная) система управления, достаточно простая для понимания и восприятия людьми.
Эволюция организационных структур от простейшей (линейной) до сложных матричных и многомерных — это реакция на увеличение разнообразия сфер деятельности ПХС, усложнение, разнообразие и динамизм внешней среды.
Классические принципы формирования организационных структур сохраняются и в настоящее время, изменяется лишь форма их реализации. Однако появились и новые тенденции.
· Изменился подход к разделению функций в управлении — переход от узких специализированных функций к многоаспектным.
· Сокращается количество уровней управления за счет интегрирования функций среднего и нижнего уровней. Этому способствуют децентрализация и компьютеризация процесса управления, создание многоканальных коммуникационных сетей.
· В высокоразвитых социальных системах, адекватно реагирующих на изменение окружения, наблюдается тенденция ослабления иерархических структур, переход от жестких бюрократических структур к мягким. Все большее значение приобретают знания и мнения экспертов, новые коммуникационные технологии, позволяющие иметь доступ к информации независимо от занимаемой должности.
· Как следствие указанных выше процессов изменился диапазон управления. Количество сотрудников, находящихся в прямом подчинении вышестоящего руководителя, неизменно увеличивается от 7-10 человек, по А. Файолю, до 18—20 в настоящее время.
· Наблюдается процесс деиерархизации структур. По масштабу деиерархизации различаются:
ü ослабленная иерархия, иерархические структуры сохраняются, но между первым и вторым уровнями практикуется консультативный стиль управления или создаются возможности для расширения горизонтальных связей и координации;
ü пунктуальная деиерархизации: иерархические структуры частично распускаются, а вместо них создаются на временной основе команды, бригады, проектные группы, которым делегируется компетенция принятия решений;
ü деиерархизация, или адхократия: практически Отсутствуют иерархические структуры и функции управления реализуются временными группами.
Общие законы и принципы организации, опыт построения и функционирования, различных по характеру ПСХ позволили сформулировать ряд основных принципов формирования их организационных структур.
1. Единство распорядительства всеми ресурсами организации при одновременном расширении источников их получения.
2. Централизация принятия стратегических решений при одновременной передаче на максимально низкий уровень структурной иерархии полномочий и ответственности по принятию оперативных решений.
Централизация — это-концентрация (объем) власти и ответственности на верхних иерархических уровнях управления. Признаками централизованного и децентрализованного управления являются:
· количество и характер решений, принимаемых на различных уровнях управления;
· значимость решений — распорядительство объемом ресурсов, необходимых для реализации решения;
· последствия реализации решений, затрагивающие организацию в целом, отдельные сферы деятельности, процессы и операции;
· уровень внешнего контроля и самоконтроля;
· ориентация контроля на результат или процесс.
К факторам, содействующим централизации, относятся:
· концентрация;
· уровень структуризации (стандартизация, формализация, унификация) производственных и управленческих процессов;
· зависимость от других ПХС (постороннее влияние);
· низкий уровень зрелости коллектива;
· чрезвычайные ситуации (кризисные условия).
Децентрализация — это передача прав, полномочий и ответственности на нижние иерархические уровни управления в соответствии с их компетенцией. Она обусловливается такими факторами, как:
• объем и разнообразие выпускаемой продукции;
• информационная технология;
• технологическая динамика;
• разнообразие, динамика и неопределенность внешней среды;
• разнообразие спроса;
• зрелость коллектива;
• географическая разобщенность.
Важным является вопрос о делегировании полномочий (табл. 10).
3. Специализация подразделений и работников на выполнении функций управления и содержательно (технологически) однородных видов работ, персонифицированная ответственность.
Таблица 10