Конспект лекций по предмету "Юридическая психология"


Вторым направлением юридической психологии является разработка проблем свидетельских показаний.

Третьим направлением работ по юридической психологии стала разработка методов психологической диагностики.
Четвертым направлением явилась разработка и использование психологической экспертизы, которая базировалась на данных экспериментальных исследований в области свидетельских показаний. В этом направлении много работал К. Марбе. В 1926г. он опубликовал монографию «Психолог как эксперт в уголовных и гражданских делах», а Штерн и Клапаред сами выступали в судах в качестве экспертов.
Пятым направлением развития юридической психологии явилось выделение из психологии труда («психотехники») – раздела, посвященного психологическому изучению следственно-судебной деятельности как профессии, разработка профессиограмм следователя, судьи. И здесь огромную роль в разработке основ профессионального отбора юристов сыграла работа Г. Мюнстерберга «Основы психотехники» (1914), в которой был специальный раздел, посвященный использованию психологии в праве и профотбору.
Подытоживая историю становления ЮП как науки, следует назвать нескольких видных ученых и их основные труды, которые внесли большой вклад в ее мировую историю. Это «Основы психологии для юристов» немецкого ученого-юриста М. Липпмана (1914), «Психология и преступность» бельгийского криминалиста и психиатра Р. Луважа (1956), «Правовая и криминальная психология» американского ученого-криминалиста и психолога Г. Тоха (1961), «Криминальная психология» американского юриста и психолога Д. Абрахамсена (1967), «Психология наказания и исправления» англичанина Н. Джонстона (1970), «Психология преступности и уголовного правосудия» американского ученого-юриста и психолога Г. Тосба (1979).
Развитие юридической психологии в Россииимеет более сложную и противоречивую историю, особенно в ХХ столетии, где она повторяет достаточно трагический путь развития психологии в СССР, и условно подразделяется на несколько периодов:
1. Развитие юридической психологии в России в начале века (до 1917 года);
2. Период развития советской юридической психологии (до 1991 года);
3. Постсоветский период развития ЮП (с 1991 года по настоящее время).
Помимо упомянутой выше монографии И.Г. Посошкова «О скудости и богатстве», где он впервые еще в XVIII веке психологически грамотно объяснил, как детализировать показания лжесвидетелей, чтобы получить обширный материал для их изобличения, в догоняющей Европу России появилось немало передовых идей по реформированию отсталой судебной системы и интеграции в нее психологических знаний.
В этот период немало прогрессивных мыслей по судебной психологии можно найти в работах известного отечественного просветителя и историка В.Н. Татищева (1686-1750 гг.), автора «Истории Российской с наидревнейших времен». В частности, он считал, что законы часто нарушаются по незнанию, поэтому их необходимо изучать с детства, пока психика ребенка к этому очень восприимчива.
Князь М.М. Щербатов (1733-1790 гг.), не менее известный отечественный историк и философ, автор «Истории Российской с древних времен» указывал на необходимость знания законодателем «человеческого сердца» (доброй человеческой души) и создания законов с учетом этой психологии народа. Именно он одним из первых поднял вопрос о возможности досрочного освобождения исправившегося преступника и необходимости привлекать содержащихся в тюрьмах лиц к работам, он весьма положительно оценивал фактор труда в перевоспитании преступников. Он рассмотрел ряд судебно-психологических аспектов правосудия с позиций набирающих силу идей гуманизма. В своих трудах он требовал, чтобы законы разрабатывались с учетом индивидуальных особенностей личности человека, одним из первых поднял вопрос об условно-досрочном освобождении от наказания.
Первый русский философ-материалист А.Н. Радищев (1749-1802 гг.), автор «Путешествия из Петербурга в Москву» и «Вольности», значительное внимание уделял изучению социальных корней преступности, разработал программу их криминалистического и психологического анализа. В трактате «О законоположении» он выделил показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, а также мотивы и причины совершаемых преступлений, предложил меры предупреждения преступлений, основываясь на показателях психологии преступника.
Кроме этого, в начале XIX века в Московском университете накануне войны с Наполеоном (1806 – 1812 гг.) вводится и читается специальный курс «Уголовной психологии», который становится востребованным новым поколением российских юристов.
В 1915 году выходит работа известного отечественного философа-просветителя П.Д. Лодий «Логические наставления, направленные на познания и различение истинного и ошибочного, где автор пытается обосновать уголовно-правовые понятия с помощью психологии. В частности, он признавал лишь те наказания, которые пригодны как средства психологического принуждения, считал, что наказание должно соответствовать «духу преступления».
Более интенсивное развитие юридической психологии в начале XIX века связано со стремлением прогрессивных ученых и общественных деятелей решать уголовно-правовые проблемы с привлечением новой науки – психологии и психологических данных. Эту позицию занимали, в частности, учителя А.С. Пушкина в Царскосельском лицее А.П. Куницын и А.И. Галич.
А.П. Куницын считал, что целью наказания должно быть исправление и перевоспитание преступников, а также предупреждение преступлений. Он изложил свои прогрессивные и гуманные взгляды в специальном трактате «Право естественное», который позже был официально запрещен и сожжен. Но его прогрессивные идеи продолжали жить в умах его учеников и сподвижников.
В частности, А.И. Галич, написавший одну из самых ранних в России работ по характерологии, указывал, что судить преступника должны те, кто знает его психологию, характер, т.е. считал, что судья должен быть одновременно и психологом.
Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника заставило право обратиться к психологии для научного обоснования этих проблем. Над их решением в этот период активно работали такие ученые-просветители и юристы, как В.К. Елпатьевский, П.Д. Лодий, Л.С. Гордиенко, Хр. Штельцер (который и читал курс «Уголовной психологии» в Московском университете), Ф.В. Ушаков, который в трактате «О праве и цели наказания» раскрывал психологические условия воздействия на преступника наказания, считая главным в этом процессе приведение преступника к истинному раскаянию.
А проведенные в России реформы 60-х годов XIX века создали объективные предпосылки для более основательного становления юридической психологии. В 1874г. в Казани выходит первая полноправная монография по судебной психологии – «Очерки судебной психологии» психиатра А.А. Фрезе. В этот же период в России выходит еще несколько важных работ по юридической психологии: «Взгляд на науку уголовного законодательства» И.С. Баршева, «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии» К.Я. Яновича-Яневского, «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» Л.Е. Владимирова, работы Д.А. Дриля и другие.
В ХХ столетии развитие судебной психологии в России движется по нескольким направлениям, где основное внимание уделяется криминальной психологии. В этом испытывалось мощное влияние ломброзианства, которое стало модным в Европе. В это время были изданы две важные одноименные монографии: В.П. Сербского и П.И. Ковалевского «Судебная психология» (1890), которые явились важным научным обобщением достижений ЮП на заре 20 столетия.
Но в России в начале 20 столетия все еще использовались публичные смертные казни. В связи с чем, в 1905 г. известный русский психиатр И.А. Сикорский публикует гневную статью о смертной казни. Она так и называлась «Чувства, испытываемые зрителем при виде смертной казни». В ней он пишет, что «как бы ни тяжелы были прегрешения преступника, но вид казни, последних минут приговоренного, его прощанья с жизнью, не может не вызвать у нормального человека ничего, кроме сострадания и сильнейшего душевного потрясения». Прогрессивно настроенные общественные деятели Европы и России пишут о недопустимости кровавых зрелищ в цивилизованном обществе.
В 1907 г. В.М. Бехтерев создает в С-Пб. Первый Научно-учебный психоневрологический центр, где читается курс «Судебная психология», дается классификация преступников по психологическим признакам:
- преступники по страсти (импульсивные, порывистые);
- преступник с недостаточной развитостью нравственной сферы (хладнокровные, совершающие преступления преднамеренно);
- преступники с недостатком интеллекта;
- преступники с ослабленной волей (ленивые, алкоголики и т.д.).
Интерес русских юристов к углубленному исследованию психологии участников уголовного судопроизводства приводит к использованию психодиагностических методик для проведения судебно-психологических экспертиз. Выдающиеся русские юристы А.Ф. Кони, Плеве были знатоками в области психологии, блестяще использовали психологическую эрудицию в судебных речах. Они внесли неоценимый вклад в становление и развитие ЮП и судебной этики. А.Ф. Кони опубликовал ряд работ «Свидетели на суде» (1909) «Память и внимание» (1922), в курсе лекции «О преступных типах», где уделял огромное внимание психологическим аспектам судебной и юридической деятельности.
В классификации преступных личностей работает С.В. Познышев, который обобщает результаты своей деятельности и в 1926 публикует труд «Криминальная психология. Преступные типы». М.Н. Гернет в 1925 году публикует работу «В тюрьме. Очерки тюремной психологии», в которой были обобщены результаты наблюдений за поведением осужденных, анализ их психических особенностей.
В те же годы в Москве и на Украине были переведены и изданы труды западных ученых: Г. Гросса, О.Липпмана, Э.Штерна, М.Геринга, Г.Мюнстерберга, А.Гельвина.
Острым и своеобразным был период развития советской психологии. Здесь следует также выделить несколько этапов:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.