Родиной первого промышленного переворота была Англия - в последней трети XVIII - середине XIX в. Социально-экономические предпосылки для его осуществления вызрели в этой стране в середине XVIII в. Важным фактором промышленного переворота стала буржуазно-демократическая революция середины XVII в., которая ликвидировала основные препятствия развитию предпринимательства, расчистила путь для становления индустриального общества.
Этому способствовал и аграрный переворот XVI - XVII вв., Вследствие которого ускоренными темпами развивалось высокотоварное, базирующееся на фермерской основе, сельское хозяйство. Английские фермеры интенсивно хозяйничали, улучшая агротехнику и агрокультуру. Распространилась сивозминна система, травосеяния. Широко применяли паровые плуги, машины, дренажные работы, использовали минеральные удобрения. Аграрные сдвиги способствовали высвобождению большого количества людей и создали резерв дешевой рабочей силы, необходимой для развития фабрично-заводской промышленности.
До второй половины XVIII в. в Англии завершилось формирование нации - важного политического фактора, который имел большое влияние на становление экономической основы цивилизации нового типа. В это же время в стране произошло становление единого национального рынка, который стимулировал развитие хозяйства в целом.Внешнеэкономические предпосылки промышленного переворота в Англии заключались в безоглядном ограблении колоний. На конец XVIII в. Англия превратилась в крупнейшую морскую и колониальную державу мира. Огромные прибыли, которые обеспечивались господством в мировой торговле, использованием несметных богатств Северной Америки, Индии и других колониальных владений, вкладывались в английскую промышленность.
Чрезвычайно благоприятными для промышленного переворота было географическое расположение Великобритании и природно-экономические условия страны - водные коммуникации, удобные гавани, большие залежи железной руды и угля, наличие сырья для текстильной промышленности.
Внешне-экономические условия
Постоянный спрос в Европе на английские изделия, вызванный непрекращающимися войнами, обеспечивал им рынок сбыта и тоже способствовал осуществлению промышленного переворота. Не последнюю роль в этом сыграла и политика протекционизма и меркантилизма, которую проводил английское правительство. Важным фактором промышленного переворота был выход на качественно новый технический уровень английского хлопковой промышленности, что обеспечивался постепенным внедрением в текстильное производство новых машин и механизмов. Механик Джон Кэй в 1733 усовершенствовал ткацкий станок "летучим челноком". Изобретателем - ткачом Джеймсом Харгривсом в 1764 была изобретена механическая прялка "Дженни", на которой можно было работать с 16-18 веретенами. В последней трети XVIII в. С. Кромптон создал "мюль-машину", которая базировалась на принципах работы прялки "Дженни", но изготавливала тонкую и прочную хлопчатобумажную пряжу. Она распространилась в производстве и стала технической основой механизированного прядения.
Процессы ткачества некоторое время отставали от механизированного прядения, но это несоответствие был ликвидирован изобретением механического ткацкого станка Е. Картрайта в 1785 г. Он заменял работу 40 ткачей. Так в английской промышленности появились первые машины и фабрики. В 60-80-х годах XVIII в. они появились в других отраслях промышленности.
Эпохальное в истории промисловоси значение имели изобретения шотландского механика Джеймса Ватта, который в 1769 изобрел первую паровую машину. В 1782 г. Дж. Уатт усовершенствовал ее, и с этого времени паровая машина стала основным источником энергии британской текстильной промышленности. Это позволило широко использовать уголь как основное топливо, ликвидировало зависимость от водяного двигателя, открыло для промышленности новые регионы страны. Вскоре, после открытия завода паровых машин (недалеко от Бирмингема ), паровые машины начали применяться в различных отраслях промышленности. В 1820 в Великобритании работало 320 паровых машин Дж. Ватта, их количество и мощность постоянно возрастала.
Применение машин ускорило развитие металлургии, угольной промышленности. Возникло машиностроение, основу которого составляли изобретение и широкое применение токарного станка и сверлильной машины. Рост промышленного производства обусловило появление новых более совершенных и скоростных транспортных средств. Наличие паровой машины сделало возможным ее применение на железнодорожном и морском транспорте. В 1812 в Англии пущен пароход на реке Клайд. В то же время начались эксперименты на железных дорогах. Р. Тревтик построил несколько моделей паровых повозок. Продолжил его поиски Дж. Стефенсон, создавший самоходную паросиловой установки на основе стационарной паровой машины. Локомотив Стефенсона в 1829 прошел первые испытания и развивал скорость 22 км / час. В 1830 была построена первая в Англии и мире железная дорога, которая соединила Манчестер и Ливерпуль и имела большое хозяйственное значение. Строительство железных дорог вызвало коренные изменения в экономике Англии, создав стабильные коммуникации между различными районами и отраслями промышленности.
Промышленный переворот изменил экономическую географию Англии. Возникли новые промышленные районы, которые специализировались на производстве отдельных видов товаров и продуктов. Значительно выросли объемы промышленного производства. К середине XIX в. Англия превратилась в "мастерскую" мира, производя около половины мировой промышленной продукции, и заняла исключительное положение в мировом хозяйстве и международной политике.
Промышленно-торговой гегемонии Англии способствовала экономическая политика государства. До 1840-х годов, когда индустриализация еще не была завершена, в Англии царили высокие таможенные пошлины на иностранные товары. Когда же английская промышленность насколько окрепла, что перестала бояться иностранной конкуренции, буржуазия провозгласила неограниченную свободу торговли - так называемое фритрейдерство (от free trade - свободная торговля). Его суть заключалась в полном освобождении от пошлин почти всех товаров, завозились в Англию, и была рассчитана на взаимное содействие, т.е. встречную отмену или значительное сокращение пошлин на ввоз английских товаров в другие страны. Это обеспечивало Англии как свободный сбыт за границей своих товаров, так и дешевое импортное сырье и продовольствие.
Победа машинного производства в Англии дала толчок к формированию социальной структуры индустриального общества. Промышленный пролетариат составлял 45,5% занятого населения. Урбанизация превратила Великобританию в страну городов и фабричных поселений. К концу XIX в. в городах проживало почти 75% населения.