Конспект лекций по предмету "Психология"


Лекции по дисциплине Философия

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет ИДО
(наименование факультета)
Кафедра _________________________________________________________________
(наименование кафедры)


УТВЕРЖДАЮ Декан факультета
Каркавин М.В.
«__»______2006г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплины Философия ______________
(наименование дисциплины)
по направле 080100 «Экономика»
(специальности) (шифр и наименование специальности, направления)


Всего учебных часов 172
Всего аудиторных занятий, час. 50
Из них:
Лекции, час. 34
Лабораторные занятия, час. -
Практические (семинарские) занятия, час. 34
Всего часов на самостоятельную работу студента
РГР 3
Экзамен (семестр) 3




Бердск 2007 г.
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО
специальности (направления)__ ___и учебного плана СамГТУ


Составители рабочей программы
___ Преподаватель ____ _____________ _Демиденко А.А._
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (Ф.И.О.)

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры ____________________________
___________________________________________________________________________
(наименование кафедры)


Заведующий кафедрой
«___»________2006г. _____________ _Верховодова Н.П. _
(подпись) (Ф.И.О.)











Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе. Цель преподавания дисциплины: развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм. Познакомить с основными учениями и этапами становления и развития философского знания. Помочь студенту осмыслить и выбрать мировоззренческие, методологические, гносеологические и аксиологические ориентиры для определения своего места и роли в обществе, сформировать целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе и общественной жизни.
Задачи дисциплины: способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, формированию и эволюции философского мировоззрения и мироощущения.
Освоение курса философии должно содействовать: - выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, направлений и школ; - развитию умения логично формулировать, излагать, и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем; - овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
Сформировать представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, особенности функционирования знания в современном обществе.
Раскрыть роль науки в развитии цивилизации, ценность научной рациональности и ее исторических типов, познакомить со структурой. Формой и методами научного познания.
Раскрыть смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношение человека к природе.
Сформировать знание и понимание условий становления личности, ее свободы. Ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; осознание роли ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения дисциплины студент должен обнаружить: 1. Понимание предмета философии, и ее роли в истории человеческой культуры. 2. Знание основных этапов развития мировой философской мысли, представления о важнейших школах и учениях выдающихся философов. 4. Общее представление об основных отраслях философского знания /онтологии, теории познания, логике, философской антропологии, этике, эстетике, философии науки , социальной философии./ 5. Умение обосновывать свою мировоззренческую и гражданскую позицию, а также применить полученные знания при решении профессиональных задач, при разработке экологических и социальных проектов, организации межчеловеческих отношений в сфере управленческой деятельности и бизнеса. 6. Знание: - научных, философских и религиозных картин мироздания, их фундаментальных понятий и принципов; - философских и религиозно-этических концепций человека, его назначения и смысла жизни; - взаимоотношений духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе; - сущности сознания, его взаимоотношения с бессознательным. Роль сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей; - условий формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; роли насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении;
- эстетических требований, их роли в творчестве и повседневной жизни; - роли культуры в человеческой жизнедеятельности. Способов приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры, специфики культуры в традиционных и современных обществах; - многообразия форм человеческого знания, соотношения истины и заблуждения; знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностей функционирования знания в современном информационном обществе; - роли науки в развитии цивилизации, ценности научной рациональности и ее исторических типов, структуры и эволюции форм и методов научного познания, соотношения науки и техники и связанных с ними современных социальных и этических проблем.


Содержание курса Тема 1. Что такое философия

Философия как поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия. Возникновение философии. Структура философского знания. Соотношение философии с другими основными формами человеческой духовной деятельности – наукой, искусством, религией, мифом. Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Основные аспекты (разделы) философского знания. Важнейшие философские проблемы, разновидности их решения. Классификация философских концепций. Функции философии: мировоззренческая, методологическая, гуманистическая, интегративная.


Тема 2. Античная философия.

Школа Сократа. Умопостигаемость общего. Этический рационализм. Понимание диалектики как взаимодополнительности иронии и майевтики. Софисты, их споры… Философия Платона. Природа идей. Сопричастность идей и вещей. Понимание идей… Философия Аристотеля. Материя и эйдос (форма). Логика и методология Аристотеля. Три закона формальной логики.…

Тема 3. Философия средних веков.

Августин. Перманентный креационизм. Вневременной характер бытия бога и временность бытия мира. Неизменность божественного предопределения. Время и… Фома Аквинский. Основные представители схоластической логики. Синтез теологии…

Тема 4. Философия эпохи Возрождения.

Начала гуманизма: антропологический характер философии, проблема человеческой индивидуальности. Франческа Петрарка. Николай Кузанский: ученое… Ренессанс и религия. Мартин Лютер как теоретик протестантской реформы и автор… Возрождение и политика. Николо Макиавелли: концепция автономии ("политика для политики"); реализм;…

Тема 5. Философия Нового времени.

Научная революция 17 века. И. Ньютон. Проблема метода познания в философии. Философия Ф. Бэкона: критика схоластики, развитие экспериментального… Правовые идеи. "Естественное право" человека у Т. Гоббса и Дж.… Проблема человека в философии французского Просвещения. Ф. Вольтер. Ж. -Ж. Руссо. Первоначальные представления о…

Тема 6. Немецкая классическая философия.

Классическая немецкая философия. Активно-деятельное понимание человека в немецком идеализме. Понятие свободы.
Философские позиции И. Канта. Наука и нравственность. Иммануил Кант как родоначальник классической немецкой философии. Материалистические идеи в работах Канта "докритического периода". Переход Канта на позиции "критического идеализма". Теоретическая философия: активная роль субъекта в процессе познания. Вещь-в-себе и явление. Сознание. Высшие познавательные способности. Диалектика чистого разума. Практическая философия: провозглашение независимости человека. Основной закон практического разума. Человек как гражданин двух миров.
Г. В. Ф. Гегель - крупнейший представитель объек­тивного идеализма. Тождество мышления и бытия как исходный пункт философской системы Гегеля. Идеализм, природа идей; идеи сами по себе, в природе и духе. Схема гегелевской энциклопедии философских наук. Основные черты гегелевской диалектики. Противоречие между методом и системой в философии Гегеля.
Философия К. Маркса. Формирование философских позиций Маркса. Критика общественного уклада Германии. Изучение политической экономии. Влияние философского гуманизма Фейербаха. Обращение к идеям коммунизма, их анализ в “Экономическо-философских рукописях» Концепция “отчужденного труда”. Идеал справедливого общества и гармонического человека. Концепция диалектики как метода познания. Марксова философия истории. Принципы материалистического понимания истории.


Тема 7. Современная западная философия.

Постпозитивизм. Критический рационализм К. Поппера: принцип фальсификации; модель роста научного знания. Концепция парадигм и научных революций Т.… Лингвистический поворот в философии ХХ века. Концепция языка Витгенштейна.… Экзистенциализм. Бытие человека в мире. Истолкование проблемы существования человека. Основные идеи: страх, тревога,…

Тема 8. Теория познания

Теоретический уровень исследования. Теория как система принципов, законов, понятий. Понятие как фиксация общего. Становление научной теории и рост… Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Свобода…

Тема 9. Социальная философия

Социальная стратификация, ее формы. Социальный слой. Государство как институт политической системы общества.
Общественное сознание его структура. Сферы общественного сознания:… Тема 10. Онтология. Философское понимание мира.Мифологические, религиозные, научные, философские “картины” мира.…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.