Спасательные, предохранителыrьrе пояса, а также страховочные концы и цепи должны испытываться на прочность по специальной методике, приведенной в правилах [23] не реже одного раза в 6 мес. Норма испытательной нагрузки для предохранительного пояса и страховочного конца - 2205 Н. По окончании испытаний на поясах и их элементах не должно быть признаков повреждений. Если же после испытаний обнаружены дефекты деталей пояса (обрывы швов на кушаке, лямках и ремнях, надрывы на ремнях и ленте кушака, неплотности соединения замка карабина и пр.), он должен быть изъят из употребления.
Перед использованием спасательные и предохранительные пояса, а также их страховочные концы и цепи необходимо тщательно осматривать. Запрещается использовать пояса с истекшими сроками испытаний. Если в процессе эксплуатации на пояс воздействовала динамическая нагрузка (при рывке в случае падения человека), необходимо провести его испытание статической нагрузкой для определения пригодности к дальнейшему использованию. Пояс, детали которого получили малейшие nовреждения от динамической нагрузки, подлежит уничтожению.
Длина страховочного конца предохранительного пояса при работах за бортом должна быть такой, чтобы при случайном падении человека в воду конец доставал до поверхности воды. При работах на высоте, над палубой, причалом, в машинном отделении длина конца должна иметь слабину, обеспечивающую только перемещение работающего на беседке или люльке ..
3ащита органов дыхания. Для защиты органов дыхания от вредных паров, пыли и газов применяют фильтрующие и изолирующие аппараты. К фильтрующим средствам защиты относятся респираторы и фильтрущие противогазы. В зависимости от назначения респираторы подразделяются на противопылевые, противогазовые и универсальные.
Бесклапанный противопыльный респиратор ШБ-1 (<<Лепесток>>) может применяться для защиты от любой пыли (токсичной, нетоксичной, микробной) и обладает небольшим сопротивлением дыханию работающего. Респиратор «Астра-2» при меняется для защиты от высокодисперсных аэрозолей. Противопыльный респиратор У-2К (ТУ6-1б-22б7-78) хорошо защищает органы дыхания от пыли, а также от распыленных в воздухе лакокрасочных веществ. Респиратор имеет простую, легкую конструкцию, а также обладает незначительным сопротивлением дыханию. Универсальные респираторы со сменными патронами типа PY-БО, РУ-БОМ используются для защиты от газа или пара в комплекте с защитными очками. Сменный патрон марки А предназначен для защиты от паров и газов хлор- и фосфорорганических веществ, патрон В - от кислот, газов и паров, патрон КLL от паров аммиака.И сероводорода и т. д.
Фильтрующие противогазы защищают лицо, глаза и органы дыхания рабочего от вредных примесей при содержании кислорода в воздухе не менее 18% и концентрации в нем вредных газов не выше 2 %. Поэтому противогазы такого типа не пригодны для работы в загазованной атмосфере, содержащей незначительное количество кислорода.
В зависимости от вида вредных примесей в воздухе рабочей зоны выбирается противогазовая коробка, заполненная соответствующими сорбентами, поглощающими вредные вещества определенной группы. Для быстрого выбора нужной коробки они маркируются и окрашиваются в отличительные цвета. Например, коробка для противогаза марки А окрашена в коричневый цвет и предназначена для поглощения паров органических веществ (бензин, керосин, спирты, эфиры, тетраэтилсвинец) и т.д. В местах хранения противогазов имеется соответствующая таблица, с помощью которой можно быстро выбрать нужную коробку.
При значительной концентрации ядовитых веществ в воздухе рабочей зоны (2 % и выше) или низком процентном содержании в нем кислорода (менее 18%) применяют изолирующие дыхательные аппараты. К ним относятся шланговые газозащитные дыхательные аппараты, кислородные изолирующие противогазы (КИП) и универсальные дыхательные аппараты на сжатом воздухе АСВ-2.
Шланговые приборы делятся на два типа: самовсасывающие и с принудительной подачей, чистого воздуха из зоны, где он не загрязнен вредными примесями, В противогазе первого типа чистый воздух при вдохе работающего всасывается через фильтрующую коробку по шлангу и поступает в шлем-маску и в легкие человека. Выброс выдыхаемого воздуха происходит через выдыхательный клапан, расположенный в нижней части маски. В шланговый противогаз второго типа чистый воздух подается через шланг при помощи воздуходувки. Причем работающему может подаваться и сжатый воздух (через редуктор), предварительно очищенный в фильтрах. Длина шланга не должна превышать 15 м. Возле воздуходувки неотлучно должен находиться вахтенный. Шланговые приборы типов ПШ-l, ПШ-2, автомат АСМ и другие нашли применение при газоэлектросварке в закрытых емкостях, при малярных работах, перегрузке пылящих грузов.
Кислородные изолирующие противогазы относятся группелегочно-силовых дыхательных аппаратов с закрытой схемой дыхания, при которой воздух циркулирует в них. Выдыхаемый воздух очищается от углекислоты н паров н вновь насыщается кислородом. Противогазы типов КИП-8, АСВ-2 и АСВ-6М предназначаются для защиты органов, дыхания людей при работах в загазованной среде с высокими концентрациями вредных и токсичныx веществ, а также при низкой концентрации кислорода в атмосфере рабочей зоны. КИП-8 представляет собой ранцевый противогаз, который снабжен баллоном с кислородом под давлением 1569,6•104 Па (160 кгс /см2), обеспечивающим продолжительность работы в нем при нагрузке средней напряженности не менее 120 мин. Преимуществами аппаратов на сжатом 'воздухе (АСВ) по сравнению' с кислородными дыхательными аппаратами являются: невозможность скопления в аппарате углекислоты, отсутствие опасности возникновения гипоксии (кислородного голодания), возможность применения аппарата под водой на глубинах до 20 м, дешевизна эксплуатации. Запас воздуха в двух баллонах емкостью по 3-4 л обеспечивает продолжительность работы с использованием аппарата в течение соответственно 45-60, мин. Для ведения продолжительных работ в загазованной среде применяют регенеративные приборы многочасового действия типа РКК-2М и др. При выборе типов изолирующих дыхательных приборов должна учитываться специфика условий их применения.
Квалифицированную медицинскую помощь на судах морского флота оказывает врач, а если его нет, то старший помощник капитана, который согласно Уставу службы на судах морского флота в этом случае ведает аптекой, амбулаторией, и оказывает медицинскую помощь. Однако, несмотря на это, каждый член экипажа должен уметь оказать первую помощь пострадавшему при, несчастном случае. А это может быть обеспечено лишь при знании и практическом усвоении правил оказания первой помощи.