Следствием невыполнения основных требований и правил организации контрольной функции являются ошибки контроля. Поэтому необходимо соблюдать принципы организации контроля.
Главные принципы организации контроля:
Контроль должен иметь:
стратегическую направленность, гибкость, ориентацию на результат, адекватность содержанию деятельности, простоту, объективность;
контроль должен быть нормой, а не кампанией;
контроль не должен быть тотальным;
контроль должен быть открытым, позитивным, а не только негативным — это важно для придания контролю его мотивационной направленности. Руководитель не должен держать
при себе свои выводы. Отмечая недостатки, он должен убедиться, что исполнитель согласен с ним и понимает, как можно
исправить положение. Контроль из недоверия недопустим, так
как является причиной межличностных конфликтов.
Контрольные стандарты должны обладать следующими свойствами: быть обоснованными;, понятными и принятыми работниками; жесткими, но достижимыми.
Система контроля должна быть адекватна личности руководителя, соответствовать определенному стилю управления.
Завершающая фаза контроля — коррекция обнаруживаемых отклонений. Она может быть технологической, организационной или психологической. В последнем случае сформулированы правила «коррекционного поведения руководителя», состоящие в следующем:
Обеспечить правильное отношение ( успокоиться самому
и подождать, пока уляжется раздражение, и т. д.).
Правильно выбрать место (приватная обстановка позволит подчиненному сохранить свое лицо в глазах коллег).
Правильно выбрать время (чем меньше интервал между
контролируемым событием и корректирующей беседой, тем
эффективнее ее воздействие).
Необходимо подтвердить фактом изложение содержания
поступка.
Критиковать надо только поступок, не задевая личности
подчиненного.
Объяснить важность изменения поведения лично для сотрудника и для коллектива (организации в целом).