Антропологию адвентистов заимствовали свидетели Иеговы (они возникли под влиянием адвентизма).
Представления адвентистов о законе Божием
Они делят Священное Писание на две неравномерные части: 1) Декалог, 2) остальное Писание. Они полагают, что 10 заповедей содержат в себе некие универсальные вечные истины, отражающие свойства Бога, 10 заповедей существовали еще до сотворения мира, это некий предвечный закон в доказательство его предвечного существования они ссылаются, что бунт ангелов мог быть назван грехом только при условии существования закона, ибо «грех есть беззаконие» (1 Ин.3,4). Т.е.они полагают, что тот или иной поступок м.быть классифицирован только при наличии закона. И интерпретировать восстание ангелов как беззаконие можно было только при наличии 10 заповедей. Они ссылаются на Откровение (15,5), где говорится о той Скинии свидетельства на небе, по образу крой Моисей устроил Скинию на земле, к крой повелел хранить Декалог. Т.образом, на небе находится подлинный ковчег, а на земле находится ковчег, содержащий слова 10 заповедей. Адвентисты полагают, что 10 заповедей (их принципы) были запечатлены в сознании первых людей, и преступление этих заповедей стало причиной падения в человеч.роде. По их мнению, Бог заповедал почитать субботу вместо воскресного дня. Адвентисты полагают, что субботу якобы почитал Авраам и патриархи. Они ссылаются на кн.Бытия 26,4-5, здесь «Авраам соблюдал, что было повелено Господом соблюдать: повеления, уставы и законы». Под словом «закон» они понимают 10 заповедей. Заповеди были запечатлены в сознании первых людей, однако по причине последующих преступлений Бог дал этот закон на Синае в записанном виде, то обстоятельство, что Бог дал Моисею лично две стрижали, свидетельствует об исключительности этих заповедей, что и подтверждается повелением хранить эти заповеди (скрижали) в Скинии (Втор.10,5). Чтобы помочь Израилю соблюдать эти заповеди, Бог в доп.законах подробно определил отношение людей к Нему и к друг другу. Эти доп.заповеди были переданы через Моисея, крый записал их и положил не в Ковчеге, где хранился Декалог, но одесную Ковчега Завета. И эти книги, по мнению адвентистов, известны как Книга закона Моисеева или Закон Моисеев. Т.образом, тот факт, что эти 10 заповедей были переданы непосредственно Богом и хранились в Ковчеге, а остальное законодательство было дано Моисеем и хранилось совне, явл.основанием их учения о довечном существовании Декалона и временности всего ветхозаветного законодательства, крое является дополнением к этому главному закону. И поэтому они имеют неодинаковый авторитет для верующих. Декалог – вечный закон, обязателен и для новозаветных христиан, а ветхозаветное законодательство временно и изменяемо. И если в Библии где-либо встречается слово «закон», адвентисты практически всегда относят это слово к Декалогу.
Но самое трудное наступает, когда нужно согласовать 10 заповедей и Евангелие. Здесь адвентисты проявляют просто насилие над Священным Писание. Они говорят, что смерть Христа упразднила церемониальный закон, крый был «тенью будущих благ». С момента крестной смерти Моисеев закон становится препятствием к проповеди Евангелия. Поэтому все высказывания апостолов относительно закона они относят только к Моисееву законодательству и не распространяют на Декалог. Слова ап.Павла «Вы не под законом, но под благодатью» и «закон никого не мог спасти», «конец закона – Христос» - адвентисты толкуют в том смысле, что Христос является концом закона как способа достижения праведности путем добрых дел (они считают, что в Ветхом Завете человек должен был спасаться делами закона, но никто не мог оправдаться, и поэтому ап.Павел говорит, что «конец закона – Христос». Они же говорят, что здесь следует понимать, что никто не может достичь праведности путем закона, т.е.до этого (до Христа) можно достичь праведности путем закона, после Христа нельзя). Сам принцип спасения посредством закона после Христа потерял свое значение. Делается странный вывод: смерть Христа возвеличила закон, она утверждает его авторитет. И далее: если бы можно было бы изменить Декалог, Христу не нужно было бы умирать, но поскольку этот закон абсолютен и непреложен, то исполнение вынесенного им приговора должна стать смерть (дела Христа с законом не увязываются). За что закон повелевает смерть? … Разве Христос умер за это? … Если можно было бы отменить Декалог, то мы за сотворенные наши дела и грехи не подлежали бы уже смерти, и следовательно, Христу не нужно было бы умирать. После смерти Христа ветхозаветные постановления теряют свою силу, и вместо них даются более совершенные постановления (новозаветные). Они находятся в подчиненном отношении к 10 заповедям. Заповеди как закон вечный и непреложный стал Христос, Он подчеркивал, что желающим получить жизнь вечную должны соблюдать заповеди (Мф.19,17), нарушители же закона в Царство Божие не войдут. Закон вечен, ибо Христос сказал «пока существуют небо и земля, ни одна йота, ни одна черта…» (Мф.5,18), «Заповедь новую даю вам…» (Ин.13,34). Адвентисты говорят, что слова Христа не значат, будто это была принципиально нова заповедь, края д.была заменить собою Декалог, но эта заповедь д.быть примером истинной любви, крой прежде на земле не было (но в В.Завете не было сказано, что более всех заповедей – душу свою положит за друзей своих).
Следует указать на абсурдность довода о домирном существовании закона. Дело в том, что в законе 4я заповедь – помни день субботний, а по утверждению адвентистов закон существовал до сотворения мира, следовательно, если не было ничего, и 7го дня тоже, кому чтить этот день, и для кого был принят этот закон? Или «не сотвори себе кумира» - или когда был создан ангельский мир, ангелы не могли почитать всех 10 заповедей. Т.е.адвентисты считают себя библейскими христианами и следовательно, в Библии д.быть указание, что такие-то заповеди необязательны для ангелов. Декалог и все остальное ветхозаветное законодательство, крое д.было помогать ветхозаветным иудеям исполнять 10 заповедей.
Такой подход к Свящ.Писанию с т.зрения адвентистов имеет библейское основание, они говорят, что в Писании Декалог непосредственно был начертан Иеговой (Богом), и Бог лично передал их Моисею. Остальное законодательство происходило от Моисея или через Моисея. Адвентисты открыто не говорят, что ветхозаветное законодательство имеет как бы два источника. Но весь контекст их учения предполагает, что это именно так. У них весь В.Завет имеет как бы два автора – то, что шло через Моисея, прошло настолько глубоко, что фактически это законодательство следует именовать Моисеевым. Они ссылаются на ряд текстов, где о Моисеевом законе говорится именно как о «Моисеевом законе». Следовательно, мы можем говорить о двух авторах. Декалог написан Богом и дан Богом, а Моисей дал несколько иной закон через себя. В Свящ.Писании ясно говорится, что весь В.З., включающий все и Декалог в том числе, является единым по происхождению и по авторству. Об этом одн.говорится: Втор.4,13-14, Неем.9,14; 10,29. В этих текстах говорится, что Господь дал иудеям 10 заповедей и повелел Моисею научить их законам, чтобы они исполняли. Т.образом, по авторству нет никакого различия. А то обстоятельство, что скрижали хранились в Ковчеге, не м.быть свидетельством их исключительности, а в Ковчеге вместе с 10 заповедями находились манна и жезл Аронов, но никто и никогда не признавал за этими вещами какого-то особенного значения.
Декалог в целом не является вечным законом, данным на все времена. Они содержат в себе как временное, так и вечное. Все временное было отменено апостолами и подтверждено на Апостольском Соборе (было отменено почитание субботы), а все вечное, что содержалось в Декалоге, было дополнено и подтверждено Самим Христом. Декалог имел целью удержать, усмирить ветхозавет.человека от совершения преступления, поэтому они содержат одни запреты – не укради…, т.образом удерживал и через это научал человека, что он поражен грехом и нуждается в Искупителе. Именно о таком понимании ветхозаветного законодательства говорит апостол Павел. Закон дан по причине преступлений, он дан как детоводитель ко Христу, чтобы нам оправдаться верой (Галл.3,19-23). Поэтому слова Христа, что закон будет существовать до тех пор, пока не исполнится все написанное в нем (Мф.5,18), потеряли свое значение со смертью Христа, т.к.Он исполнил весь закон (Он искупитель). Т.образом, появление закона было обусловлено греховностью человека, а слова ап.Павла опровергают адвентистскую концепцию о домирном существовании закона и его универсальном характере. Требования ветхозаветные выполнялись и новыми христианами, но в более совершенном понимании.
В пользу своего аргумента адвентисты ссылаются на ап.Павла – «Верою мы утверждаем закон, но не отменяем его» (Рим.3,31). Адвентисты говорят, что «верою мы утверждаем закон» - это именно эти 10 заповедей. Но высказывание апостола следует рассматривать в контексте всей третьей главы, где апостол вообще рассматривает смысл и предназначение иудейского народа. Он, обращаясь к ним, говорит - Исполнением закона никто не оправдался и не был в силах исполнить этот закон и навлек на себя гнев Божий. Оправдание же можно было получить только верой во Христа. И вот здесь получается, что противополагается закону. Законом никто не оправдывается, но только верой во Христа. Т.е.вера как бы противопоставляется закону. Закон от Бога, но никто его исполнить не может, и не этим законом оправдываются, но верой. Т.образом, вера на самом деле не противопоставляется закону и не противоречит закону, но привела к тому, что ждали иудеи, что обещал закон, т.е.ко Христу и через Христа они получили оправдание. Поскольку о Христе говорили все пророки и все Писание… но тот кто верой принимает Христа как Мессию, тот закон исполняет и утверждает, и тем более не разрушает и не нарушает. Закон приводит ко Христу, и задача иудеев была уверовать во Христа, и исполняющий закон д.был принять Христа по словам ап.Павла. Оправдать человека может только Христос, но не закон, он лишь регламентировал отношение.
Представления адвентистов 7го дня о субботе.
Суббота занимает центральное место в жизни сектантов. Адвентисты полагают, что Бог установил почитание субботы еще в раю, т.е.она соблюдалась прародителями до грехопадения, кроме того, они рассматривают 4ю запоаведь как центральную заповедь декалога. На это указывает повеление Господне чтить и помнить этот день – «помни день субботний…» Суббота также является знаком (знамением) завета между Богом и его народом, оэтому Бог повелел через Моисея праздновать ее как «завет вечный» (Иез.20,12; Исх.31,16; Ис.66,22-23). В Писании, как утверждают сектанты, нет перемены или отмены этого (т.е.чтобы почитать воскресный день). Но это повеление о почитании субботы не распространяется на ежегодные субботы как не имеющие отношения к седмичному циклу (у евреев были субботы седмичные, субботы годовые, и эти годовые субботы могли приходиться на любой день, и по той системе лунного отсчета, края существовала, она могла постоянно меняться). Ап.Павел, когда выступал против субботы, то он выступал против годичных суббот, а не против седмичных (это учение адвентистов). По мнению сектантов, Сам Христос почитал седмичные субботы. Это подтверждается Его учением в субботних богослужениях (Лк.4,16). Об особой святости этого дня якобы говорят слова Христа, Его совет, чтобы молились, чтобы бегство не случилось зимой или в субботу (Мф.24,20). Свидетельством важности субботы служит и то, что Христос умер в пятницу, когда наступила суббота, Он покоился во гробе, т.е.даже Он соблюдал субботний покой. По мнению адвентистов, субботу почитали и апостолы. Апостол Павел посещал в этот день синагогу, а в случае отсутствия ее посещал те места, где проводились субботние богослужения, однако в посл.к Колосс.2,16-17 Павел высказался об отмене почитания годичных суббот, наряду с отменой других Моисеевых постановлений, а также – Галат.4,10-11.
Адвентисты подчеркивают, что через соблюдение субботы мы не становимся праведными (не пытаются заслужить спасение), т.к.они уже оправданы через веру во Христа, а почитание субботы есть свидетельство их любви к Богу, Который почил в день субботний от дел своих. Это духовный покой от греха, от собственных усилий заслужить спасение. Перед 2 пришествием Христа все человечество будет разделено на два класса: 1) людей, соблюдающих декалог, 2) тех, кто поклонится «зверю», т.е.тех, кто не почитает субботу.
Современные адвентисты праздную субботу подобно иудеям. Начинают с 17.00 в пятницу и завершают в 17.00 в субботу.
Адвентисты утверждают, что нет достоверных историч.свидетельств о том, будто бы до 2 века наступает перемена в богослужебных днях, и воскресный день заменяет субботу. Празднование воскресного дня вместо субботы навязано под влиянием Римской Церкви, края принимала христиан из язычников (т.е.язычники внесли празднование воскресения как дня солнца).
Суть важных принципиальных ошибок адвентистов о субботе состоит в том, что они соединяют воедино два различных ее значения: 1) субботы как 7го дня творения, когда Господь почил от всех дел своих, или День Господень; 2) представление о субботе как о «вечном завете» Бога со своим народом. Эти представления соединены у адвентистов.
По сей день адвентисты считают, что суббота есть знак верности Богу и Его заповедям. В Свящ.Писании нет вполне прямого и ясного свидетельства о начале богослужебного празднования субботы. Из него лишь следует, что суббота праздновалась иудеями как день богослужебный только со времени Моисея. Но нет ответа на вопрос, была ли суббота, данная на Синае, совершенно новой заповедью для евреев или только подтверждается то, что за несколько веков существовало до Синая. Мнения о происхождении празднования субботы разделились. Некрые полагают, что суббота в том виде, в кром она соблюдалась иудеями, была установлена только на Синае, и до Синая никто из евреев не почитал субботы, и вообще ничего не знал о почитании и о 7м дне, в крый Бог почил от дел Своих.
У православных нет единого мнения. Самые оптимистичные сводятся к тому, что особое значение субботнего дня было известно прародителям в раю. Суббота как 7й день была известна Адаму и Еве. И от них это почитание передавалось всем почитателям истинного Бога в В.Завете еще до Авраама. Однако до Моисея не было никакого особого постановления или повеления, чтобы каким-то образом чтить 7й день (была известна, но не почиталась, суббота была выходным днем). Однако некрые православные полемисты 20 в.разделяли т.зрения о том, что прародители в раю не чтили субботу, т.к.должны были возделывать (имели повеление) раз во вся дни (Быт.2,15). Т.е.полемисты с адвентизмом занимали крайнюю позицию. Они говорили, что суббота была известна прародителям в раю по той причине, что входила в декалог, а 4я заповедь говорит – «помни день субботний», а декалог был вечным законом, то его д.были знать прародители в раю, и значит, они чтили субботу.
Действительно, в Свящ.Писании первое упоминание о необходимости еврея по прямому повелению Господню особым образом чтить субботу, соблюдая покой от работы – было дано в пустыне Син, в память от избавления от египетского рабства (Втор.5,15). Смысл – помни, что ты был рабом в Египте и чти день субботний. Позже на Синае эта заповедь была подтверждена, она запрещала заниматься к-либо деятельностью, но формулировка почитания уже была иной, т.к.в день 7й Господь почил от дней своих. Т.образом, со времени самого Синайского законодательства почитание субботы предполагало воспоминание двух событий – 1) 7го дня, в крый Господь почил от дел Своих, 2) воспоминание избавления иудеев от египетского рабства.
В последнем значении суббота по слову Самого Господа была знамением Завета с ветхим Израилем. Об этом говорится у пророка Иезекииля 22,12 и Исх.31,16-17.
На Синае Господь подтвердил первое и напомнил второе, сказав, что суббота д.быть знаком второго. «Пусть хранят сыны израилевы субботу, празднуя субботу как завет вечный, это знамение между Мною и сынами израилевыми во веки». Т.образом, современные адвентисты учат о почитании субботы как 7м дне, в крый Бог почил от дел Своих и как знамение верности Его заветам, т.е.они соединяют с этим днем домоисеевы представления – о субботе как о дне, в крый Бог почил от дел Своих, с иудейским представлением о субботе как неотъемлемой части ветхозавет.законодательства, края служила (суббота) знамением завета.
Но такое понимание субботы как завета не распространяется на христиан, поскольку суббота выступала заветом между Богом и Израилем после исхода иудеев из Египта. До момента исхода из Египта и даже до момента избрания Израиля Бог неоднократно заключал заветы со своими истинными почитателями. Например с Авраамом, Ноем, которые, по мнению адвентистов, имели правильное представление о субботе, т.к.с их т.зрения это вечная заповедь. Однако почитание субботы не было знамением верности Бога и праведников этим заветам. Так Бог заключил завет с Ноем, и знамением этого завета была радуга (Быт.9,11-13), хотя они знали об исключительности этого дня. Затем с Авраамом, и знамением этого завета стало обрезание (Быт.17,10-11). После этого был завет с Израилем, и суббота стала символом, знаком этого завета. Она была таким же временным знаком, как и все предыдущие, но адвентисты говорят, что суббота – это завет вечный и неизменный, и будет праздноваться даже когда наступит новое небо и новая земля. Они ссылаются на Ис.56,22, но эти слова о вечном праздновании субботы не следует понимать буквально. Например: в Пятикнижии «вечным заветом» называется приносить в жертву хлеб, крый затем д.был отдавать Аарону и его сыновьям (Лев.24,5-9, Числ.18,19). Если так буквально подходить к пониманию вечных повелений, то придется признать, что когда будут новое небо и новая земля, то Аарон и его сыны также должны получать нечто.
Но адвентисты м.возразить, что апостолы отменили ветхозаветное свидетельство и законодательство, но на каком основании отменили, что Господь говорит это «вечное повеление», т.е.слово «вечный» необходимо интерпретировать в конкретной ситуации: вечной не в смысле абсолютной, а вечной в смысле неизменной до пришествия Мессии. Пророк Исаия употребил выражение о вечном почитании субботы с той целью, что в будущем времени богослужение будет совершаться непрерывно, а поскольку показателями вечности и непрерывности для иудеев служило неизменное соблюдение двух праздников – это суббота и новомесячие, то прор.Исаия как бы предвозвещая будущий строй вещей, говорит: как мы сейчас непрерывно совершает субботу и новомесячие, так и в будущем веке… (66,22). Если посмотреть контекст этого стиха, то мы увидим, что повелевается соблюдать вечно эти два праздника, но никто из адвентистов не станет утверждать, что новомесячие необходимо соблюдать для христиан. Христос соблюдал ветхозаветное законодательство, и формально нигде не говорится о том, что Он отменил почитание субботы, но после Его искупительной смерти верующие христиане не почитали субботу в том значении, как о нем говорят адвентисты 7го дня, т.е.субботу никто не почитал как знамение завета Бога с Израилем. Слова Христа о бегствиях, крые д.постигнуть мир, относятся не к апостолам, а к иудеям. Апостолы не соблюдали субботы в иудейском смысле, но для иудеев бегство в этот день было бы невозможно (Мф.24 гл.). Запрет о перемещении в субботний день распространяется на иудеев.
Адвентисты безосновательно придают большое значение посещению ап.Павлом синагоги. Он посещал синагоги в субботу не потому, что чтил субботу, а потому, что эти дни и место всегда были собранием большого количества людей. Но апостол Павел последовательно выступал за отмену субботы и седмичной, и годичной (Колосс.2,17-21). В подтверждение своего учения о почитании субботы адвентисты ссылаются на Евр.4,9, где апостол говорит, что для народа Божия еще сохраняется субботство. Однако в посл.к Евр.речь идет не о конкретном дне, а о субботстве как состоянии души, как покое от страстей и греха. Таких покоев по ап.Павлу было три: 1) день 7й, 2) земля обетованная, 3) царство Небесное, в крое человек может войти во время земной жизни, т.к.оно есть упокоение от греховной жизни, помыслов. Т.е.тот, кто соблюдает заповеди Библии в Н.Завете, он вечно субботствует и освободился от страстей.
Утверждение адвентистов, что будто бы суббота для них есть плод избавления от рабства и свидетельство свободы от греха, на согласуется с их учением о наследовании всеми людьми греховной порчи и отрицании православного учения о нетварной благодати Божией. Т.е.адвентисты как и баптисты считают, что человек своими собственными усилиями может избавиться от греха. Но каким образом это возможно, если все наследовали греховную природу, но в то же время отвергают синергию человека с Богом в деле спасения (т.е.общение по благодати).
Почитание субботы
Претензии адвентистов на то, что будто бы они восстан.в 19 веке почитание субботы, безосновательны, потому что Церковь особым образом, отдельным от воскресного дня, чтит этот день. В память о сотворении мира Церковь отличает его от других дней седмицы. Будучи последним днем, он указывает на вечное единение с Богом. Поэтому Церковь в этот день отменяет пост, совершается торжество Евхаристии, которая предызображает вечное блаженство верующих, совершает память святых, которые достигли вечного упокоения в Боге и молится за умерших, чтобы им были прощены грехи. В соответствии с апостольскими правилами пост в субботу наказывается: клирик лишением сана, мирянин отлучением.