ТОВАРООБОРОТ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСТОРАННОГО ХОЗЯЙСТВА. Характеристика состава оборота. 3.2. Производственная программа.
Методы расчета плана вытгуска блюд. 3.1. Характеристика состава оборота В соответствии с особенностями деятельности предприятий расторанного хозяйства ранее предприятий общественного питания товарооборот состоит из розничного и оптового оборота, реализации продукции собственного производства и покупньпс товаров населению, реализации собственной продукции другим предприятиям. В составе розничного оборота предприятий ресторанного хозяйства выделяют - оборот по реализации продукции собственного производства, как населению, так и предприятиям для питания их работников продукция собственного производства - это сырье и продукты, прошедшие кулинарную обработку и получившие вид кулинарного изделия - оборот по реализации покупных товаров без кулинарной обработки. Оптовый оборот - это реализация продукции собственного производства другим предприятиям ресторанного хозяйства и розничной торговли.
Сумма розничного и оптового товарооборота составляет весь оборот ресторанного хозяйства. 3.2. IIроизводственная программа.
Методы расчета плана выпуска блюд Планирование товарооборота предприятий ресторанного хозяйства основывается на расчете производственной программы, которая представляет собой задание по выпуску продукции собственнот производства. В нее входят план выпуска обеденной продукции выпуск блюд и прочей обеденной выгryск других видов собственной продукции, таких как кулинарных изделий, полуфабрикатов, кондитерских изделий.
Методы расчета выпуска блюд зависят от специфики предприятия массового питания и могут быть следующими а метод расчета выпуска блюд no численности nитающихся. Он применяется для предприятий массового питания при сравнительно постоянном контингенте питающихся и рассчитывается по формуле где BБП - плановый выпуск блюд за период BБД выпуск блюд в расчете на одного питающегося в день ЧП - численность питающихся в среднем за день Д - количество дней работы предприятия в плановом периоде 6 метод расчета выпуска блюд на предприятиях с изменяющимся контингентом потребителей.
Расчет следует производить no формуле где ВБф - фактический выпуск блюд на одно посадочное место в отчетном периоде ЧМ - количество посадочных мест в зале КБ - коэффициент изменения количества потребляемых блюд в расчете на одно посадочное место в день в метод расчета выпуска блюд, основанный на расчете пропускной способности зала и степени ее использования. При этом расчете следует использовать формулу где ПСmax - пропускная способность обеденного зала человек КПС - коэффициент использования пропускной способности обеденного зала ББ - среднее количество блюд на одного посетителя в планируемом периоде г метод расчета выпуска блюд на основе производственной мощности кухни и степени ее использования. При этом расчет ведется по формуле где М - производственная мощность кухни блюд К - коэффициент использования производственной мощности кухни д метод расчета выпуска блюд на основе планового меню. Последовательность данного расчета такова - определяется перечень блюд, на которых специализируется предприятие, среднесуточный выпуск и удельный вес каждого наименования блюда в данной группе - рассчитывается средняя цена одного блюда no каждой группе методом процентных чисел - определяется задание по выпуску блюд в групповом ассортименте и рассчитывается сумма оборота по обеденной продукции с учетом количества рабочих дней предприятия в плановом периоде по формуле где ОП - объем выпуска обеденной продукции в стоимостном выражении СЦ - средняя продажная цена одного блюда BБДН выпуск блюд в день. Оборот no покупным товарам рассчитывается методами аналогично розничному товарообороту. Особенностью предприятий ресторанного хозяйства является расчет потребности в сырье и продуктах.
Данный расчет производится на основе - плана выпуска блюд и среднегрупповых норм расхода сырья и продуктов.
Товарное обеспечение в предприятиях массового питании планируется так we, как и в предприятиях розничной торговли.
Вопросы для проверки знаний по темам 1,2,3 1. Какими показателями измеряется объем хозяйственной деятельности предприятий в различных отраслях? 2. Какие методы планирования могут использоваться для обоснования объема и реализации товаров? 3. В чем состоит сущность программно-целевого метода обоснования объема реализации товаров работ, услуг ? 4. Что называют границами целесообразной хозяйственной деятельности ? 5. Как называется нижняя допустимая граница объемов хозяйственной деятельности ? 6. Как называется верхняя граница и почему ? 7. Что такое точка безубыточности, точка МУР, точка целевой прибыли и Т.Д 8. Какому показателю должен равняться минимальный уровень рентабельности вложенного в предприятие капитала собственных средств ? 9. Как определить минимальную прибыль, удовлетворяющую интересы собственника ? 10.Как рассчитать точку безубыточности ТБУ и точку МУР ? 11.Что такое запас финансовой устойчивости, как его рассчитать ? 12.Баланс товарооборота, его значение в планировании. 13.Товарные запасы в торговле, показатели оценки их размера в сумме и в днях. 14.Как определить обеспеченность торгового предприятия товарными запасами? 15.Товарооборачиваемость.
Какими показателями она измеряется, чем отличается от товарных запасов в днях ? 16.Какие формулы используются для определения объема товарооборота в точке безубыточности ТБУ , в точке МУР, в точке целевой прибыли ? 17.Как рассчитать план товарного обеспечения оборота ? ТЕМА 4. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ. РАСХОДЫ НА ОПЛАТУ ТРУДА 4.1. Содержание плана no труду и заработной плате в торговом предприятии. 4.2. Планирование численности по категориям работников.
Литература 9, 10, 16, 17, 28 301-366 , 36, 39, 42, 46. 4.1. Содержание плана по труду и заработной плате.
Взаимосвязь показателей План по труду и заработной плате - важнейший раздел плана внутрихозяйственной деятельности предприятия.
Он составляется предприятием самостоятельно, его примерная форма для торгового предприятия приведена в табл. 4.1. Таблица 4.1 План по труду и заработной плате торroвот предприятия Показатели Единицы измерения Отчётный период Планируемый период Планируемые изменения в сумме План в к отчёту 1. Товарооборот тыс.грн. 6281,6 6595,7 314,1 105 2. Списочная численность, Всего в том числе - продавцы - кассиру чел. чел. чел. 71 43 7 66 42 7 -5 -1 - 92,9 97,7 3. Производительность труда - в расчёте на одного Среднесписочного работника в год - на одного продавца-кассира в год тыс.грн. тыс.грн. 88,5 125,6 99,9 134,6 11,4 9,0 112,9 107,2 4. Фонд оплаты труда, в сумме тыс.грн. 308,1 323,9 15,8 105,1 5. Уровень ФОТ в к товарообороту 4,9 4,91 0,01 - 6. Средняя заработная плата за месяц грн. 362 410 48 113,2 Все показатели плана взаимосвязаны между собой.
Алгоритмы взаимосвязи где Т - товарооборот W - производительность труда Ч - численность работников IM IW Ir - индексы товарооборота, производительности труда, численности - средняя заработная плата ФОТ - фонд оплаты труда УФОТ - уровень фонда оплаты труда в процентах к товарообороту уровень расходов на оплату труда . 4.2. Планирование численности работников Планирование потребности персонала предприятия как важнейшая функция управления персоналом на каждом предприятии включает определение общей численности, структуры работников. Расчет текущей и дополнительной потребности персонала, анализ использования кадров, оценку баланса рабочего времени.
Задачей планирования персонала на предприятии является удовлетворение в плановом периоде потребностей в квалифицированных кадрах за счет внутренних и внешних источников в соответствии со стратегией развития предприятия рациональное использование кадров, повышение производительности и эффективности труда.
При планировании потребности в персонале следует учитывать - общую оценку спроса и предложения трудовьпс ресурсов в районе деятельности предприятия - основные положения трудового законодательства, охватывающие отношения найма и увольнения с работы, уровня заработной платы, дополнительные выплаты и их ожидаемый ежегодный уровень роста - бюджет рабочего времени, определяемый в соответствии с действующим законодательством - режим работы предприятия.
Плановая численность персонала может определяться следующими методами нормативным технико-экономическим, экономико-статистическим, экономико-аналитическим, экономикоматематическим, программно-целев ым. Нормативный метод.
Плановая численность работников предприятия определяется на основе разработанньпс нормативов нормы численности, нормы выработки, обслуживания и т.д. или на основе нормативного количества рабочих мест и планового бюджета рабочего времени.
Второй вариант по количеству рабочих мест используется обычно Rim определения потребности в персонале, осуществляющем непосредственное обслуживание покупателей. Так, в торговле при расчете численности продавцов исходят из установленного в торговом зале количества рабочих мест работников отдельньпс профессий и режима работы магазина.
При планировании численности работников массовых профессий определяют их явочную и списочную численность. В явочный состав входят те работники, которые должны являться на работу ежедневно для обеспечения нормального процесса хозяйственной деятельности. В торговле - это продавьцы и кассиры, которые реализуют товар и обслуживают покупателей. В списочный - включаются все работники, входящие в группу оперативного персонала предприятия, в том числе, находящиеся в отпуске, отсутствующие no болезни и т.п. Списочная численность работников массовьпс профессий больше их явочной на количество работников, необходимьпс на замену отсутствующих no уважительным причинам.
Списочный состав работников предприятия в течение года изменяется вследствие текучести кадров. Поэтому необходимо различать среднесписочную численность работников, представляющую собой их средневзвешенную арифметическую годовую численность. Плановая явочная численность продавцов и кассиров определяется по следующей формуле где Чя - численность явочная, чел. Рм - количество рабочих мест работников в предприятии, единиц tм - объем времени работы предприятия в неделю, часов tпз - объем времени, затрачиваемого на подготовительнозаключительные операции в неделю, часов tр - плановый фонд рабочего времени одного продавца кассира в неделю, часов, по трудовому законодательству.
Плановая списочная численность работников вышеназванных профессий рассчитывается no следующей формуле где ЧС- численность работников списочная, человек КЗ - коэффициент замены временно отсутствующих работников.
Коэффициент замены рассчитывается по формуле где tк - календарное число дней в году tв - число выходных дней в году tn - число предпраздничных дней в году to - среднее число отпускных дней в году, в расчете на одного работника tб - среднее число дней отсутствия работника по болезни. Если в предприятии устанавливаются нормы выработки, нормы обслуживания, то есть нормируется производительность труда, тогда плановая численность основных продавцов рассчитывается путем деления плана товарооборота Тпл на нормативную производительность труда W . В торговле для расчета применяется формула где ЧП- плановая численность торгово-оперативного персонала, человек ТП - плановый объем товарооборота, тыс.грн. W - товарооборот на 1 торгово-оперативного работника.
Рассчитанная плановая среднесписочная численность продавцов, кассиров, контролеров-кассиров может быть уменьшена с учетом выполнения части ик работ работниками другик должностей и профессий, если такая практика сложилась на предприятии.
Потребность в работниках других профессий определяется нормативным путем с учетом хозяйственной целесообразности. Например, на уборщика торгового зала - 150 м2. При этом плановая численность должна обосновываться наличием в плановом периоде средств на оплату труда, исходя из распределения доходов. Планирование численности руководителей, специалистов и служащих должно осуществляться на основе нормативного метода.
В качестве разновидности данного метода может быть использована формула Розенкранца. где Чау - численность административно-управленческого персонала определённой профессии, специальности n - количество видов организационно-управленческих работ, определяющих загрузку данных категорий специалистов mi - среднее количество определенньnс действий в рамках i-го организационно-управленческого вида работ за установленный промежуток времени ti - время, необходимое для выполнения единицы т в рамках i-ro организационно-управленческого вида работ РВi - рабочее время специалиста согласно трудовому договору за соответствующий промежуток календарнот времени, принятый в расчетах Кнрв - коэффициент необходимого распределения времени Кфрв - коэффициент фактического распределения времени tр - время на различные работы, которые невозможно учесть в предварительных плановых расчетах Квн - планируемый процент выполнения норм выработки времени. В связи с выполнением большого перечня функций, при отсутствии соответствующих нормативов времени на их осуществление потребность в различных категориях специалистов или административноуправленческого персонала предприятия He может быть определена с высокой степенью точности, поэтому пользуются штатным расписанием.
Штатное расписание предусматривает перечень должностей, количество работников по каждой должности, должностной оклад, месячная ставка, надбавки и фонд заработной платы по окладам и тарифным ставкам.
Таким образом, в штатном расписании предприятия показывается вся численность работников.
Использование штатного расписания методически можно рассматривать как разновидность экономико-аналитического метода. Например, при составлении штатного расписания торгового предприятия Ha планируемый период исходят из сложившейся обиtей численности и структуры штатов, учитывают прогнозируемые объем и структуру товарооборота, изменения в составе материально-технической базы, режиме работы предприятия, в организации товароснабжения и соответственно вносят изменения в сложивцryюся численность и структуру штатов.
При зтом предприятие может ввести в штатное расписание любую новую должность, если зто требуется хозяйственной целесообразностью или изменившимися условиями работы. В штатном расписании весь персонал группируется no функциональному составу. В тортвле выделяют три группы работников - аппарат управления и специалисты - генеральный директор управляющий, коммерческий директор, бухгалтер, экономист менеджер, маркетолог и др тортво-оперативный персонал - заведующие отделами, секциями, их заместители, продавцы, кассиры и др вспомогательный персонал - уборщики помещений и торгового зала, рабочие no переноске грузов грузчики, лифтеры, слесари и т.д В качестве ориентира при опредепении численности работников тортвого предприятия и особенно во вновь вводимых могут быть использованы рекомендации, разработанные в свое время УкрНИИТОПом по определению численности и структуры штатов для отдельных типов предприятий торговли с учетом торговой площади, специализации, режима работы, форм обслуживания и объема товарооборота. Предусмотренный в рекомендациях объем товарооборота должен быть скорректирован с учетом индекса цен. Планирование расходов на оплату труда.
Для оплаты труда в каждом предприятии создаются специальные фонды.
Сколько средств выделять, из каких источников предприятия решают эти вопросы самостоятельно.
Основная часть средств на оплату труда формируется в фонде оплаты труда DOT и включается в себестоимость продукции, в торговле - в издержки обращения. Меньшая часть средств на дополнительное поощрение работников и другие социальные выплаты в фонде материального поощрения ФМП и создается за счет отчислений от чистой прибыли предприятий. Вопрос о том, какие выплаты из ФOT, а какие за счет ФМП решается законодательно. Как видно из содержания плана по труду и заработной плате табл. 4.1 , размер ФОТ непосредственно связан с другими показателями плана и, следовательно, его плановая сумма должна рассчитываться как составная часть комплексного плана по труду и заработной плате.
Планирование фонда оплаты труда на предприятии и расчет среднемесячной заработной платы отдельных категорий персонала может осуществляться до или после определения требуемой численности работников, трудоемкости продукции товарооборота и других показателей. Если в предприятии нормальное финансовое положение и нет необходимости ограничивать расходы на оплату труда, тогда плановая сумма ФOT определяется методом прямой калькуляции затрат, то есть на основе запланированной численности и форм оплаты труда.
Если же в предприятии финансовые проблемы, тогда сумма планового ФOT определяется методом обратной калькуляции - сумма возможного ФOT рассчитывается в первую очередь как часть планируемых доходов предприятия. Плановым расчетам фонда оплаты труда на предстоящий период предшествует анализ использования средств на оплату труда в базисном периоде.
Основными задачами анализа являются - изучение состава, структуры и динамики фонда оплаты труда - выявление изменений показателей, происшедших в отчетном периоде и причин, их обусловивших - определение влияния факторов на фонд оплаты труда - изучение направлений расходования фонда оплаты труда - комплексная оценка эффективности использования фонда оплаты труда Исходными предпосылками для планирования фонда оплаты труда являются - планируемая численность работников предприятия - положения об оплате труда и премировании работников предприятия - согласованностью с генеральным, отраслевым тарифными соглашениями Ha планируемый год 1 - материалы анализа фонда оплаты труда за базисный период 2 - нормативные документы государственных органов по вопросам труда и заработной платы.
Методы планирования фонда оплаты труда нормативный, экономико-статистический, экономико-аналитический, зкономикоматематическое моделирование, программно-целевой подход. Нормативный метод.
Плановая сумма фонда оплаты труда определяется на основе расценок, тарифов и т.д. Методика расчета в соответствии с видом расценок, тарифов. В отечественной практике применяются следующие их виды - расценки за единицу продукции, по видам изделий - повременные расценки за 1 час работы - тарифные ставки - бригадные расценки за объем работы - месячные должностные оклады, ставки, процент отчислений от суммы выручки товарооборота - другие варианты. В процессе планирования средств Ha оплату труда работников предприятия следует иметь в виду, что в фонд оплаты труда включается - основная заработная плата - дополнительная заработная плата - иные поощрительные и компенсационные выплаты по законодательству.
Сумма затрат на основную заработную плату может быть определена несколькими методами, расчеты должны дифференцироваться применительно к группам работников с учетом форм и систем оплаты труда. 1. Ha основе штатного расписания и планируемых в нем месячных тарифных ставок размера должностных окладов, сдельных расценок за единицу продукции, товара при повременной форме оплаты труда плановая сумма основной заработной платы работников торгового предприятия определяется путем умножения тарифной ставки Ha численность и планируемое рабочее время, скорректированная Ha коэффициент невыхода на работу в связи с временной нетрудоспособностью, в данном случае формула будет выглядеть где 03ПП - основная заработная плата работников, оплачиваемых на условии почасовой оптгаты СТ - тарифная месячная ставка Ч - численность работников согласно штатному расписанию КНР - коэффициент невыхода на работу в связи с временной нетрудоспособностью Д - продолжительность планового периода в часах.
При сдельной форме оплаты труда плановая сумма основной заработной платы работников торгового предприятия определяется путем умножения установленной сдельной расценки Ha единицу продукции, работ Ha плановый объем продукции, работ, услуг где ОЗПС - основная заработная плата работников предприятия, оплачиваемых на условиях сдельной оплаты СР - сдельные расценки за единицу продукции, работы объема товарооборота или объема погрузочно-разгрузочных работ или других операций - плановый объем работ i - работы, выполнение которых оплачивается с использованием сдельной формы оплаты труда. 2. Ha основе индексов изменения численности и средней заработной платы в планируемом периоде. 3. По прогнозируемому уровню расходов Ha оплату труда в процентах к объему товарооборота где ФOTПЛ - плановая сумма фонда оплаты труда ТП - плановый товарооборот - прогнозируемый уровень расходов на оплату труда. 4. Исходя из распределения плановой суммы валовых доходов.
Сумма затрат на дополнительную оплату труда планируется как сумма основных ее видов - выплата премий по текущим результатам хозяйственной деятельности, исходя из разработанных размеров и шкалы премирования и планового размера основной заработной платы - выплата доплат и надбавок, исходя из их размеров и количества работников, которым они установлены - оплата выполненных разовых работ экспертиза, ремонт в рамках текущего периода, исходя из перечня работ, выполняемых внештатными работниками, с учетом периодичности и рыночной цены их выполнения no договору - оплата ежегодных, дополнительных и специальных отпусков, исходя из их продолжительности и плановой среднемесячной заработной платы - оплата приобретения спецодежды и других предметов, остающихся в личном пользовании работников, исходя из цены их приобретения, установленных сроков службы и численности соответствующих категорий работников - компенсационные выплаты, исходя из продолжительности простоев He по вине работников, отпусков по инициативе администрации и других случаев, предусмотренных законодательством, в течение которых сохраняется заработная плата, и численности персонала, которому будут назначаться компенсационные выплаты уже сформированной средней заработной платы соответствующим категориям работников - другие выплаты, исходя из их размера по законодательству.
Плановую сумму дополнительной заработной платы можно рассчитывать не только no ее составляющим элементам, но и исходя из существующего или целевого соотношения между основной и дополнительной заработной платой.
Сумма затрат на иные поощрительные и компенсационные выплаты сверх размеров, установленных действующим законодательством, складывается из следующих элементов - премиальные выплаты согласно разработанного положения и с учетом их периодичности, массовости оплаты и среднего размера премий - одноразовые поощрения и материальная помощь, исходя из соответствующего размера с учетом среднего размера и количества необходимых выплат - премии по итогам работы за год, за выслугу лет и стаж работы согласно разработанному положению, исходя из планового размера основной и дополнительной заработной платы, планового размера прибыли и удельного веса ее использования на эти цели - трудовые и социальные льготы работникам, исходя из размера, массовости и периодичности их предоставления отдельно по каждому виду - иные выплаты, исходя из соответствующего размера их выплаты.
Сумму затрат на иные поощрительные и компенсационные выплаты можно рассчитать, исходя из планового размера чистой прибыли и доли чистой прибыли на эти цели. Для эффективного управления расходами на оплату труда предприятиям полезно знать минимально допустимый и максимально возможный Фонд оплаты труда.
Минимальный фонд ФОТmin - это такой размер ФOT, который определяется на основе законодательно утвержденного в Украине на планируемый год минимума заработной платы ЗПmin где ЧП - плановая численность персонала, чел. Д - количество месяцев в планируемом периоде.
Максимально возможный фонд оплаты труда ФОТmax - это фонд, который предприятие в будущем может создать при высоких валовых доходах. Например, для торгового предприятия ФОТmax можно рассчитать по формуле где BДЦЕЛЕВОЙ - сумма целевого валового торгового дохода, тыс.грн. НДС - налог на добавленную стоимость, приходящийся на сумму ВД, тыс.грн. МЗП - материальные затраты, то есть все издержки обращения, кроме ФOT, тыс.грн. ПЦ - прибыль целевая, тыс.грн. При программно-целевом подходе Фонд оплаты труда определяется в соответствии с намеченной стратегией развития предприятия.
Размер ФОТ может быть ограничен финансовыми возможностями предприятия, либо намечается его увеличение в соответствии с программой социального развития, программой максимизации материального стимулирования труда и т.д. Примером данного подхода в планировании может быть приведенная схема расчета максимального ФOT. После расчета фонда оплаты труда составляется смета образования и расходования фонда оплаты труда табл. 4.2 . Таблица 4.2 Смета образования и расходования фонда оплаты труда Источники образования Сумма, тыс.грн. Направление расходования Сумма, тыс.грн. 1. Переходящий остаток средств на начало периода 1. Оплата труда по должностным окладам и сдельным расценкам 2. Фонд оплаты труда в составе издержек обращения предприятия себестоимости продукции, работ, услуг 2. Дополнительная оплата труда, надбавки, доплаты. 3. Премии. 3. Средства на оплату труда по планам капитальных вложений, осуществляемых хозяйственным способом 4. Иные поощрительные и компенсационные выплаты. 5. Оплата тарифных отпусков. 4. Средства на оплату труда работников непроизводственной сферы 6. Резерв на другие цели. 5. Другие средства резервный фонд, кредиты и др. 7. Переходящий остаток на конец периода.
Планирование средств на оплату труда должно не только сохранить, но повысить стимулирующую роль заработной платы и премиальной системы работников.
В процессе планирования средств на оплату труда работников торгового предприятия должен быть обеспечен рост средней заработной платы и средних доходов отдельных категорий персонала по отношению к уровню оплаты труда в других аналогичных предприятиях региона. Вопросы для проверки знаний 1. Содержание плана по труду и заработной плате торгового предприятия. 2. Какими формулами можно выразить взаимосвязь показателей плана no труду и заработной плате? 3. Что такое явочная и среднесписочная численность? 4. Методы расчета плановой численности торгово-оперативных работников. 5. Методы расчета плановой суммы ФOT. ТЕМА 5. ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ И ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 5.1. Особенности текущих расходов в торговле.
Издержки обращения как часть текущих расходов. 5.2. Классификация издержек обращения. 5.3. Показатели, используемые для характеристики издержек обращения. 5.4. Планирование издержек обращения.
Содержание плана. 5.5. Планирование расходов по статьям номенклатуры издержек обращения. Литература 13, 14, 15 16 , 16, 18 гл. 2 , 28 367-412 , 29, 31, 35, 36, 42, 43, 46. 5.1. Особенности текущих расходов в торговле.
Издержки обращения как часть текущих расходов Для целей учета текущих расходов в торговле используется, как и в других отраслях, Положение стандарт бухгалтерского учета 16 Расходы и требования по составлению отчета о финансовых результатах. Их классификация представлена на рис. 5.1. Рис. 5.1. Расходы предприятий.
Более детальная характеристика текущих расходов в торговле отражена в Методических рекомендациях по формированию состава расходов и порядку их планирования в торговой деятельности пр. Мин. экономики 145 от 22.05.2002 г Необходимо обратить внимание на операционные расходы.
В их состав включается себестоимость реализованных товаров, то есть покупная цена товаров. Вместе с тем, ранее в торговле всегда разграничивались расходы на закупку товаров от расходов по осуществлению хозяйственной деятельности, учитывалась их разная экономическая природа.
Ha закупку товаров авансируются оборотные средства, которые в процессе кругооборота меняют свою форму, но He уходят из оборота, а расходы Ha транспорт, заработную плату и другие no хозяйственной деятельности уходят из оборота.
Исходя из сказанного, считаем целесообразным сохранение категории издержек обращения и необходимость повышения эффективности управления.
Издержки обращения представляют операционные расходы без себестоимости реализованных товаров плюс проценты за кредит, относящиеся к расходам no финансовой деятельности. 5.2. Классификация издержек обращения Комплексная система управления строится Ha трактовке издержек обращения как сложный экономический показатель, как важнейший качественный показатель торговой деятельности, который оказывает прямое влияние на прибыль и рентабельность.
Глубокое изучение природы, состава издержек обращения, факторов, воздействующих Ha издержки обращения, позволяет более успешно ими управлять.
Издержки обращения по своей природе неоднородны, поэтому их классифицируют no следующим признакам 1. Все издержки обращения делятся на две группы чистые и дополнительные. Чистые - расходы, связанные со сменой форм стоимости в процессе купли-продажи учет, денежные, кредитные операции, реклама и т п Дополнительные - расходы no продолжению производственных операций в сфере обращения транспортировка, подработка, фасовка, хранение, упаковка и др 2. По экономическим элементам затрат пять элементов . 3. По статьям калькуляции 12-14 статей номенклатуры . 4. По отношению к технологическому торговому процессу основные и накладные. 5. По составу одноэлементные и комплексные. 6. По способу отнесения Ha себестоимость товара - прямые и косвенные. 7. По роли в торговом процессе - производственные и непроизводственные. 8. По отношению к товарообороту - условно-постоянные и условнопеременные. 9. По периодичности возникновения текущие, единовременные, декадные, посменные, ежедневные. Возможны группировки по другим признакам.
Интересна группировка издержек обращения на явные и неявные.
Явные издержки - это затраты, связанные с привлечением различных ресурсов и отражаемых в бухгалтерском учете. Их называют бухгалтерские издержки. Неявные издержки - это издержки упущенных возможностей.
Это те платежи, которые предприятие могло получить не потерять при более выгодном использовании своих ресурсов как прибыль. Сумма явных и неявных издержек обращения составляет экономические издержки. 5.3. Показатели, используемые для характеристики издержек обращения 1. Сумма расходов в денежном выражении по предприятию, его структурным единицам за месяц, квартал, год по каждой статье затрат, в целом по всем статьям номенклатуры издержек обращения - ?ИО. 2. Уровень издержек обращения Уио - процентное отношение суммы издержек обращения к товарообороту По этой формуле рассчитывается уровень расходов по каждой статье ИО, и в целом по сумме всех статей. 3. Размер изменения уровня издержек обращения - ?УИО 4. Темп изменения уровня 5. Относительная сумма экономии перерасхода или где ?ИОСКОР - сумма издержек прошлого года, пересчитанная на товарооборот отчетного периода. 5.4. Планирование издержек обращения.
Содержание плана. Содержание плана отражено в табл. 5.1. Издержки обращения планируются в целом по предприятию без выделения расходов на конкретные товары.
To есть, в практике торговых предприятий отсутствует учет, анализ и планирование расходов по товарным группам. Информацию об издержкоёмкости отдельных товаров можно получить только в специальных научных исследованиях, а также, в учебнике М.И.Баканова Экономический анализ в торговле. Таблица 5.1 План издержек обращения предприятия Наименование статей Отчётный год Планируемый год Планируемые изменения сумма тыс.грн. уровень в структура в сумма тыс.грн. уровень в структура в суммы, тыс.грн. уровня в 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. Расходы на перевозку 98,69 1,57 7,30 101,50 1,54 7,00 2,81 -0,03 2. Расходы на оплату труда 308,10 4,90 22,78 323,90 4,91 22,30 15,80 0,01 3. Расходы на аренду и содержание ОФ 113,00 1,80 8,40 113,00 1,71 7,80 - -0,90 4. Аморт. отчисл. на пол. восстан.
ОФ 118,90 1,89 8,80 107,60 1,60 7,20 -11,00 -0,29 1 2 3 4 5 6 7 8 9 5. Аморт. отчисл.на кап. рем. и расх. на текущий ремонт 24,10 0,38 1,80 24,10 0,37 1,70 - -0,01 6. Износ и содержание МБП 2,00 0,03 0,20 2,10 0,03 0,10 0,10 - 7. Расх. на топливо, пар, эл. энергию для технолог. целей 65,50 1,04 4,80 68,60 1,04 4,70 3,10 - 8. Расх. на хранение, подсорт. и предпрод. подготовку товара 0,50 0,01 0,00 0,60 0,01 0,00 0,10 - 9. Расходы на рекламу 1,70 0,03 0,10 1,70 0,03 0,10 10. Проценты за кредит 232,00 3,69 17,20 249,50 3,78 17,20 16,50 0,09 11. Товар. потери в пред. норм естеств. убыли 6,20 0,10 0,50 6,60 0,10 0,40 0,40 - 12. Расходы на тару 0,01 0,00 0,00 0,01 0,00 0,00 13. Отчисл. на соц. Цели 168,60 2,69 12,50 165,20 2,50 11,40 -3,40 -0,19 14. Прочие расходы 213,70 3,40 15,80 292,40 4,30 20,10 78,70 0,90 ИТОГО 1352,7 21,3 100,0 1452,5 22,0 100,2 99,8 0,7 Товарооборот, к которому исчислены издержки обращения 6281,6 6595,7 314,1 План издержек обращения разрабатывается торговым предприятием самостоятельно и представляет собой важнейший раздел финансового плана.
Для расчета издержек обращения используется следующая информация - объем и структура товарооборота предприятия - производственная программа - штатное расписание - показатели развития материально-технической базы предприятия - показатели местонахождения поставщиков - виды транспорта, которыми будет трансформироваться товар - тарифы, расценки, оптовые цены за услуги и работы, предоставленная сумма кредита - другие расчётные показатели, используемые для внутрихозяйственного планирования - материалы анализа издержек обращения за предплановый период. Основной задачей расчета издержек обращения на плановый период является определение оптимального уровня затрат, при котором возможно наращивание объемов продажи товаров и прибыли без снижения качества обслуживания покупателей.
При планировании издержек обращения, как правило, используются следующие методы - метод технико-экономических расчетов - экономико-статистический метод - экономико-математического моделирования - программно-целевой. 5.5. Планирование расходов no статьям номенклатуры издержек обращения Статья 1. Расходы на перевозку Затраты на перевозку рассчитываются по видам перевозок.
Затраты на перевозку железнодорожным, водным и воздушным транспортом планируют в зависимости от условий поставки товаров, определенных во время заключения договоров поставки.
Если в договорах определены условия расчетов франко-поставщик, то транспортные затраты относятся на счет торгового предприятия.
Сумма затрат по перевозкам указанными видами транспорта 3П рассчитывается на основе планируемого объема грузооборота ГО , среднего расстояния перевозки Р , действующих тарифов на отдельных видах транспорта ТР и расценок за погрузочно-разгрузочные ПРР работы и прочие транспортные расходы ПТР . Расчет суммы затрат по перевозкам производится по формуле где ТР - действующие тарифы на отдельные виды транспорта ЗП - сумма затрат по перевозкам ГО - грузооборот в тоннах Р - среднее расстояние перевозки ПРР - стоимость погрузочно-разгрузочных работ ПТР - прочие транспортные расходы.
Объем грузооборота объем завоза товаров на склады от иногородних поставщиков и вызова товаров иногородним покупателям определяется в тоннах.
Если в договорах поставки не указано количество поставки в тоннах, то расчет объема грузооборота производится делением общей стоимости товаров по поставке на среднюю стоимость тонны товаров определяемый по счетам на выбор. Таким образом, затраты на перевозку железнодорожным, водным, воздушным транспортом включают стоимость перевозки стоимость погрузочно-разгрузочных работ на станциях, пристанях, аэропортах силами нештатных рабочих стоимость других транспортных расходов содержание собственных подъездных путей, подача вагонов, хранение грузов на станциях, пристанях и др Объем перевозки товаров автомобильным транспортом рассчитывается на весь грузооборот по всем разновидностям доставки - по доставке на склады предприятия с железнодорожной станции, пристаней, аэропортов товаров, поступающих от иногородних поставщиков - по доставке на железнодорожные станции, пристани и в аэропорты товаров, отгружаемых со складов иногородним покупателям - по доставке товаров с собственных складов на склады покупателей, в розничную сеть и населению. По каждой из разновидностей доставки рассчитывается объем грузооборота путем деления стоимости поступающих товаров на среднюю стоимость тонны этих товаров.
Кроме веса товаров, в объем грузооборота включается и вес тары, определяемый по маркировке или расчетным путем.
Данный грузооборот называют физическим.
Для расчета затрат на перевозку автомобильным транспортом учитывается транспортный грузооборот, который равен физическому с учетом повторных перевозок. Плановая сумма затрат на перевозки автотранспортом рассчитывается на основе данных объема транспортного грузооборота, расстояния перевозки, класса груза, типа автомобиля и тарифов на перевозку автотранспортом. К объему затрат на перевозку товаров автотранспортом добавляются затраты на оплату погрузочно-разгрузочных работ no расценкам за тонну веса, а также расходы на экспедиционные операции, если это предусмотрено соглашениями.
При централизованной доставке товаров затраты на перевозку определяются путем умножения стоимости перевозимых товаров по каждому ассортименту на величину ставки перевозки, погрузки и разгрузки, устанавливаемую в договорах. Для доставки мелких партий товаров, как правило, используется современный автотранспорт. Повременные тарифы установлены за один машино-час. Сумма затрат на такие перевозки определяется на основе данных о количестве используемых машин, количестве часов работы и тарифе.
В тех случаях, когда предприятие имеет собственный транспорт для перевозки товаров, планируется себестоимость перевозок. В себестоимость перевозок включаются следующие затраты - стоимость горюче-смазочных материалов и других материалов и предметов для надлежащей эксплуатации транспортных средств - плата за обслуживание транспортных средств посторонними предприятиями - сборы за прохождение технического осмотра - затраты на оплату труда водителей, механиков и других транспортных работников - начисления на заработную плату - амортизация транспортных средств, помещений, гаражей, их оборудования и т.д затраты на текущий ремонт - текущие затраты на содержание помещений, гаражей, их оборудования - расходы на содержание лошадей - износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов - иные затраты, связанные с эксплуатацией собственного автогужевого транспорта.
Статья 2. Расходы на оплату труда В данной статье учитываются расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы штатных и внештатных работников.
Поэтому плановая сумма затрат будет включать расходы на оплату труда штатных работников и затраты на оплату труда внештатных работников. Расходы на оплату труда штатных работников рассчитываются, исходя из штатной численности работников и должностных окладов, надбавок, доплат в соответствии с принятым в предприятии положением об оплате труда.
Методы расчета фонда оплаты труда показаны в разделе Трудовые ресурсы. Статья 3. Расходы на аренду и содержание основных фондов. В состав затрат по данной статье включаются следующие группы - затраты на аренду помещений, оборудования и инвентаря. Рассчитываются, исходя из арендованной площади или емкости, количества инвентаря и ставок арендной платы, предусмотренных в договорах по предприятиям, находящимся в коммунальной собственности. Арендная плата в издержки включается по ставкам, устанавливаемым местными органами государственной власти - затраты на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и др, Расчет затрат на отопление осуществляется, исходя из площади отапливаемых помещений, видов топлива и его стоимости, продолжительности отопительного сезона и норм расхода топлива, а в случае поступления тепла от ТЭЦ - из утвержденных расценок на пар и горячую воду и количества использованной тепловой энергии.
Затраты на освещение рассчитываются, исходя из количества необходимой энергии и действующих тарифов.
Необходимое плановое количество электроэнергии в кВт-ч рассчитывается в зависимости от количества освещаемых точек в соответствии с нормами освещения за 1 м2 площади, от количества и мощности электроприборов, двигателей и других машин, потребляющих энергию. Затраты на водоснабжение и прочие коммунальные услуги рассчитываются, исходя из количества необходимой воды, объемов услуг и действующих тарифов.
Затраты на вывоз мусора и отходов, содержание в чистоте помещений и территорий рассчитываются, исходя из объема услуг и действующих тарифов. Сюда же включаются расходы на приобретение предметов и средств ухода за помещениями в объеме их стоимости затраты на противопожарные средства рассчитываются, исходя Hs стоимости материалов, тарифов на зарядку и проверку исправности огнетушителей, а также в соответствии с договорами на услуги пожарной охраны затраты на проверку и клеймение весов и других измерительных приборов рассчитываются, исходя из их количества и средней стоимости обслуживания одного прибора затраты на содержание охраны и на обслуживание средств сигнализации определяются, исходя из заключенных договоров. Статья 4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и нематериальных активов.
Размер амортизации рассчитывается, исходя из норм амортизационных отчислений и среднегодовой стоимости основных фондов и нематериальных активов НА . Среднегодовая стоимость основных фондов определяется с учетом сроков введения в эксплуатацию и сроков выбытия основньи фондов ОФ по формуле где - среднегодовая стоимость основных фондов предприятия - стоимость основных фондов на начало планируемого периода - среднегодовая стоимость основных фондов вводимых - среднегодовая стоимость основных фондов выбывших.
Среднегодовая стоимость основных фондов, вводимых в эксплуатацию, рассчитывается по формуле где - среднегодовая стоимость основных фондов вводимых tpa6 - количество рабочих месяцев после ввода в эксплуатацию основных фондов.
Среднегодовая стоимость выбывающих ОФ рассчитывается по формуле где - среднегодовая стоимость основных фондов выбывших tнеpa6 - количество месяцев в году, когда не функционировали основные фонды. Статья 5. Амортизационные отчисления на капитальный ремонт и затраты на текущий ремонт основных фондов Амортизационные отчисления на капитальный ремонт рассчитываются, исходя из норм и среднегодовой стоимости основных фондов.
Расчеты затрат на текущий ремонт определяются, исходя из стоимости материалов, их доставки, расходов на оплату труда работников, занятых ремонтом и др. Указанные затраты зачисляются в издержки согласно сметы и графику ремонтных работ. Статья б. Износ и содержание малоценных и быстроизнашивающихся предметов Затраты, связанные с износом санитарной и специальной одежды, обуви, столового белья, посуды, приборов рассчитываются, исходя из потребности в них, стоимости единицы и сроков службы.
Затраты, связанные с износом предметов, инструментов, инвентаря определяются из стоимости единицы и сроков службы. Они планируются с учетом физического износа и малоценных и быстроизнашивающихся предметов на начало периода, их поступления и выбытия. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы стоимостью до 500 грн. Включаются в оборотные средства, а до 10 грн. Полностью переносятся на издержки в момент приобретения. Статья 7. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд Данная статья планируется s предприятиях общественного питания.
Затраты по статье определяются, исходя из норм расхода топлива, электроэнергии на 1 тыс. блюд обеденной продукции и действующих цен. Для упрощения расчетов затраты можно определить на основе фактических затрат на 100 грн. Реализованной собственной продукции и прогнозируемых объемов ее реализации в планируемом периоде. Статья 8. Расходы на хранение, подсортировку, обработку, упаковку и предпродажную подготовку товаров Расходы по этой статье определяются по элементам затрат путём прямых технико-экономических расчетов, исходя из таких показателей количество товаров, которые требуют этих затрат, структура товарооборота, затраты на 1 единицу товара, стоимость всех материалов no действующим ценам, нормы затрат на тонну товаров, на тысячу грн. товарооборота.
Затраты на содержание холодильного оборудования рассчитываются, исходя из количества и видов холодильного оборудования, количества товаров, подлежащих охлаждению, сроков их хранения, стоимости электроэнергии, виды материалов, затрат на оплату услуг посторонних организаций по техническому обслуживанию.
Статья 9. Расходы на рекламу Затраты на рекламу определяются путем прямого техникоэкономического расчета в соответствии с планом рекламных мероприятий, который предусматривается реализовать в плановом периоде. В плане мероприятий, связанных с рекламой, предусматривается смета затрат для каждого из них. Расчеты осуществляются, исходя из стоимости материалов и товаров, используемых для осуществления рекламных мероприятий, услуг радио, телевидения, печати.
Статья 10. Проценты за кредит К данной статье относятся затраты на уплату процентов за пользование финансовыми кредитами, полученными для пополнения собственных оборотных средств, а также для приобретения основных производственных фондов и нематериальных активов для текущей производственной деятельности независимо от сроков кредитования. Расчет на планируемый период этих затрат осуществляется, исходя из потребности в кредитах, объема товарооборота, планируемых остатков товаров, их оборачиваемости, долевого участия собственных оборотных средств в оплате товаров и процентной ставки за кредит.
Статья 11. Потери товаров в пределах норм естественной убыли при перевозке, хранении и реализации Потери товаров рассчитывается исходя из запланированных объемов продажи отдельных товаров за минусом объема реализации фасованных и штучных товаров и действующих норм товарных потерь естественной убыли, боя, лома и др дифференцированных по товарам, сезонам и территориальным зонам.
Статья 12. Расходы на тару К данной статье относятся следующие затраты - амортизация собственной инвентарной тары и тарыоборудования - затраты на ремонт собственной тары - амортизация многооборотной залоговой тары, которая возмещается поставщиком - затраты, связанные с ремонтом и естественным износом тарыоборудования, в части возмещаемой поставщиком - затраты на погрузку, разгрузку и перевозку пустой тары, при ее возврате поставщикам и тароснабжающим организациям - затраты на очистку, прошивку, прокаливание тары стоимость тары, списанной вследствие износа.
Для определения затрат по этой статье рассчитываются количество и стоимость тары по видам и сумма уценки при ее возврате. Амортизация собственной тары рассчитывается по нормам, а многооборотной - по соглашениям с поставщиками. Затраты на ремонт и перевозку тары рассчитываются, исходя из объемов перевозки, ремонта, расценок и тарифов на ремонтные работы и перевозку.
Статья 13. Отчисления на социальные мероприятия К данной статье относятся 1 отчисления на государственное социальное страхование, включая отчисления на обязательное медицинское страхование 2 отчисления на государственное пенсионное страхование, а также отчисления на дополнительное пенсионное страхование 3 отчисления в фонд содействия занятости населения 4 другие. Все указанные отчисления осуществляются no установленным законодательным нормам.
Статья 14. Прочие расходы Прочие расходы, которые включены в указанные выше статьи, планируются по элементам затрат с учетом специфических особенностей каждого их вида. Расходы на обеспечение нормативных условий труда и соблюдению правил техники безопасности рассчитываются, исходя из сметы затрат на соответствующие мероприятия. Расходы на служебные командировки определяются, исходя из норм, предусмотренных законодательством. Раскоды на оплату услуг почтово-телеграфной факсимильной и других видов связи рассчитываются, исходя из фактических размеров за предплановый период, размеров тарифов и абонентской платы на эти услуги.
Расходы на подписку и приобретение специальной литературы определяются, исходя из их количества и стоимости одного издания. Расходы на изобретательство и рационализацию рассчитываются в соответствии с планом соответствующих мероприятий и затратами на эти потребности за предыдущий период. Расходы на проведение экспертизы и лабораторного анализа качества товаров определяются, исходя из данных об объемах этих работ за предшествующий период и расчетной стоимости одной услуги.
Налоги, сборы и другие обязательные платежи, включаемые в издержки, определяются по законодательно установленным нормам. Экономико-статистический метод планирования издержек основан Ha применении коэффициента эластичности издержек от товарооборота, скользящей средней, среднегодового темпа изменения издержек. Коэффициент эластичности издержек от товарооборота рассчитывается где КЭЛ - коэффициент эластичности издержек от товарооборота УИОПЕРЕМ - уровень издержек обращения переменных ?Т - темп прироста товарооборота. Зная плановый темп прироста товарооборота можно рассчитать плановый темп прироста переменных издержек где ?ИОПЛ. ПЕРЕМ плановый темп прироста переменных издержек в ?ТПЛ - плановый коэффициент прироста товарооборота в . тогда плановая сумма издержек рассчитывается Метод скользящей и фактически сложившегося среднегодового темпа изменения применяется при планировании издержек в относительно стабильных условиях хозяйствования.
При этом выравнивание динамического ряда следует осуществлять параллельно по переменным, постоянным издержкам и товарообороту.
Экономико-математическое моделирование издержек обращения основано на корреляционно-регрессионном анализе издержек. В результате такого анализа определяются наиболее существенные факторы, формирующие издержки в предприятии, осуществляется выбор формы связи и построение экономико-математической модели уровня издержек обращения.
Зависимость издержек от товарооборота выражается уравнением регрессии где а - постоянные издержки в сумме b - уровень переменных издержек в х - объем товарооборота. Совершенствование планирования издержек обращения. Основными направлениями в совершенствовании управления издержками обращения являются распределение издержек обращения по этапам реализации товаров, центрам затрат и центрам ответственности. Распределение общей плановой суммы издержек обращения осуществляется в разрезе запланированного объема товарооборота и планируемой суммы товарных запасов на конец периода. Сумма издержек обращения, отнесенная на запасы товаров на конец планового периода, определяется по следующей формуле где ИОТЗ - сумма ИО, относимая на товарные запасы на конец периода ТЗК - сумма товарных запасов на конец периода УИ - средний уровень затрат на перевозку, хранение, подсортировку, обработку, упаковку, предпродажную подготовку товаров, на уплату процентов за использование финансовыми кредитами.
Он определяется отношением суммы издержек на остаток товаров на начало планового периода и суммы плановых издержек по вышеуказанным статьям к сумме плана товарооборота и плановых товарных запасов на конец периода, в. Оставшаяся часть плановой суммы издержек обращения за вычетом их суммы, относимой на запасы товаров на конец планового периода будет относится к объему реализации товаров в плановом периоде и определять его реальную издержкоёмкость.
Распределение издержек обращения между отдельными центрами затрат и центрами ответственности завершает процесс планирования издержек.
Распределение суммы издержек обращения в разрезе этих центров структурных подразделений и единиц осуществляется в соответствии с видами и запланированными объемами их деятельности в рамках общей суммы затрат предприятия no отдельным статьям. Плановые суммы издержек обращения доводятся отдельным центрам затрат торгового предприятия в виде нормативов расходования средств или плановых емет. При этом в состав планов входят только те затраты, которые непосредственно зависят от деятельности центров затрат.
Остальные расходы распределяются косвенно по какой-либо базе показателю при выведении финансового результата по этим центрам. Вопросы для проверки знаний 1. Экономическая сущность текущих расходов предприятия, их состав. 2. Сравнительная характеристика издержек обращения и текущих расходов. 3. Экономическая сущность издержек обращения, их классификация. 4. Группировка расходов по экономическим элементам и статьям калькуляции. 5. Номенклатура статей издержек обращения. 6. Показатели оценки издержек обращения. 7. Содержание плана издержек обращения.
Методические основы его составления. ТЕМА 6. ВАЛОВОЙ ТОРГОВЫЙ ДОХОД ПРЕДПРИЯТИЯ 6.1. Особенности формирования оценки валового дохода в торговле. 6.2. Значение валового торгового дохода в деятельности предприятия. 6.3. Методы планирования валового дохода. 6.4. Методы обоснования торговых надбавок.
Литература 7, 15, 16, 17 153 , 18, 19, 28 400-440 , 26, 35, 36, 46. 6.1. Особенности формирования и оценки валового дохода в торговле Экономическую базу для торговой деятельности образуют торговые надбавки, которые добавляются к покупной цене и остаются у торгового предприятия после реализации товара. Торговая надбавка есть своеобразная цена за услуги, связанная с доведением товаров от поставщика до потребителя. Сумма всех торговых надбавок и есть валовой доход торгового предприятия от реализации, то есть от операционной деятельности.
Изучая проблемы валового дохода в торговле следует обратить внимание на его трактовку в двух аспектах - в общеэкокномическом и отраслевом понимании. В общеэкокномическом понимании валовой доход торговли, как и в других отраслях экономики, представляет совокупный результативный показатель финансово-хозяйственной деятельности, охватывает доходы от всех видов деятельности, как общая сумма доходов выручки от реализации товаров, торговых услуг и работ.
В общеэкокномическом понимании валовой доход - это сумма выручки, то есть товарооборот. Начиная с 1997 года, в Украине, в связи с переходом на ныне действующий Закон о налогообложении прибыли предприятий на торговлю распространен общеэкокномический порядок расчета валовой выручки от реализации продукции товаров, работ, услуг. В форме 2 Отчет о финансовых результатах и их использовании торговые предприятия no первой строке 010, если нет других видов работ, услуг, начали указывать сумму товарооборота с НДС. Ранее we по этой строке указывался валовой доход от реализации, то есть сумма реализованных торговых надбавок с НДС. Вполне логично, что по строке 050 этой we формы указывается валовой доход без НДС как часть торговой выручки, которая остается в пользу предприятия от продажи товаров.
Отраслевое понимание валового дохода нашло свое отражение в отчетности, его следует называть торговым доходом ТД . Торговый доход TД , применительно к экономике государства, представляет собой объем произведенной в торговле продукции работ, услуг, без учета НДС. Его можно представить следующей формулой где Т - товарооборот в ценах реализации HК - косвенные налоги ПC - покупная стоимость реализованных товаров.
Объективная необходимость валового дохода состоит в том, что деятельность торговых предприятий должна осуществляться на принципах самоокупаемости и самофинансирования, а валовой доход от реализации является единственным собственным источником финансовых ресурсов.
Основной источник торгового дохода - надбавки. По действующему в Украине законодательству только по социально важным продтоварам торговые надбавки регулируются, остальные определяются свободно по закону рыночного ценообразования. 6.2. Значение валового торгового дохода в деятельности предприятия Он необходим как главное средство, обеспечивающее достижение конечной стратегической цели предприятия - получение прибыли. 3а счет суммы валового дохода в отраслевом понимании предприятие покрывает издержки обращения операционные расходы выплачивает НДС в доле, приходящейся на торговлю, создает прибыль от реализации от операционной деятельности. To есть ВД используется по трем направлениям покрывает текущие расходы, на уплату НДС и образование прибыли от основной деятельности.
Для экономического управления валовым доходом используются следующие основные показатели - сумма валового дохода в целом по предприятию сумма валового дохода по i товару уровень валового дохода в целом по предприятию УВД как процентное отношение суммы ВД к товарообороту Т - уровень валового дохода по отдельному товару определяется либо no предыдущей формуле, либо путем пересчета процента торговой надбавки к товарообороту в розничных ценах к розничной цене товара Например По хлебу и хлебобулочным изделиям установлена регулируемая торговая надбавка к покупной цене 15 . Определим уровень валового дохода от реализации этой группы товаров. Пересчет торговой надбавки в уровень ВД или Уместно привести пример обратного расчета To есть, какой должна быть торговая надбавка, если предприятие желает получить определенный уровень валового дохода, в нашем примере 13,04 . Формула пересчета Средний процент торговой надбавки - Ср TH. Расчет Поскольку валовой торговый доход создает финансовую основу для хозяйственной деятельности.
To его планирование должно быть направлено на формирование необходимого дохода в соответствии с целями развития предприятия.
При этом каждому важно знать, при каком размере валового дохода допустима, целесообразна его деятельность.
Особенно важно знать нижнюю границу - критическую сумму BД - ВДКР. He менее важно знать верхнюю границу целесообразного формирования BД, то есть валовой доход в точке минимального уровня рентабельности МУР , вложенного в предприятие капитала. Как видим, определение допустимых и необходимых размеров ВД связано с расчетом экономических границ деятельности предприятия.
Расчеты выполняются на основе программно-целевого подхода. Расчет граничных размеров позволит предприятию выбрать стратегию, либо текущий план по формированию валового дохода. Запас финансовой прочности ЗФП рассчитывается по формуле К какой границе ближе фактический BД, на такую границу следует ориентировать текущий план валового дохода. Для обеспечения реальности плановые расчеты валового дохода необходимо согласовывать с воздействующими на него факторами. 6.3. Методы планирования валового дохода Методы планирования валового дохода в отраслевом понимании торгового предприятия - технико-зкономических расчетов - экономико-статистический - расчетно-аналитический - экономико-математическое моделирование - программно-целевой.
Метод технико-экономических расчетов представлен в табл. 6.1. Таблица 6.1 Проект плана валового дохода от реализации торгового предприятия Нименование товарных групп План товарооборота в рознич. ценах тыс.грн. Средний процент торговых надбавок к покуп. цене, Уровень валового дохода пересчёт ТН к розн. цене , Плановая сумма валового дохода, тыс.грн. 1 63,5 22,8 18,57 11,8 1 2 22,7 40,8 22,57 6,5 2 3 40,8 15 13,04 5,3 3 Итого 546,8 32,4 6 24,5 5 134 4 Последовательность плановых расчётов 1. Пересчет ТН в УВД графа 4 или 2. Расчет плановой суммы ВД по каждой товарной группе З. Расчет строки Итого 4. Общая 11,8 6,5 134 тыс.грн. 5. Средний уровень BД предприятия по плану 6. Средний уровень торговой надбавки Возможности применения других методов планирования ВД в настоящее время весьма ограничены.
Расчетно-аналитический, экономико-статистический, экономикоматематическое моделирование - целесообразны при условии стабильной рыночной конъюнктуры и устойчивого развития товарооборота.
В современных рыночных условиях целесообразнее всего прогнозирование валового дохода осуществлять методом программноцелевого подхода, то есть план ВД ориентировать на достижение выбранной цели. В качестве цели у предприятий может быть получение определенной целевой суммы прибыли ПЦ , либо достижение, первоначально точки безубыточности ТБУ , а затем целевой, либо минимальной прибыли Пмин Программно-целевой подход позволяет торговому предприятию рассчитывать оптимальный валовой доход.
Критическая точка валового дохода ВДкр - это минимально допустимая сумма ВД, достаточная для покрытия издержек обращения. где ИОПОСТ - издержки обращения постоянные, сумма ИОПЕРЕМ - издержки переменные, сумма ВДФАКТ сумма ВД без НДС фактическая.
Валовой доход от реализации, обеспечивающий предприятию получение целевой прибыли BДЦ либо минимальной ВДМУР прибыли где Пmin - целевая либо минимальная прибыль. Изучая управление валовыми доходами торговых предприятий, необходимо обратить внимание на негативные тенденции в их развитии, которые ухудшают финансовое положение предприятий, являются для большой доли предприятий причиной убыточности реализации товаров. Поэтому важно приобрести умение эффективно управлять торговым доходом.
Достижение необходимого торгового дохода возможно при следующих условиях - развитие товарооборота в необходимых размерах - оптимизация структуры товарооборота, т.е. формирование его торгового состава из товаров пользующихся высоким и устойчивым спросом, с конкретными сроками возможной реализации - анализ, выявление причин изменений торгового дохода, торговых надбавок по отдельным товарам - совершенствование прогнозирования и планирования торгового дохода - введение в практику торговых предприятий и постоянное совершенствование методов обоснования размера торговых надбавок. 6.4. Методы обоснования торговых надбавок Существует несколько методов обоснования надбавок в условиях рыночной нестабильности.
Основные из них Метод полных издержек - этот метод означает, что в основу размера торговых надбавок заложены свои намечаемые индивидуальные издержки обращения и норма прибыли Этот метод широко распространен в США, в Украине он был в 1993г. Тогда для торговли был установлен предельный уровень рентабельности - 5 . Использование метода полных издержек полезно при узкой товарной специализации. Метод стоимости реализации - торговая надбавка определяется как сумма затрат на единицу товара, плюс сумма желаемой прибыли.
Данный метод необходим в том случае, если предприятие намечает наращивание прибыли. Метод рентабельности инвестиций - наиболее известен в зарубежной практике. Рентабельность должна быть He ниже стоимости заемных средств т.е. процентной ставки за кредит. В условиях инфляции при неустойчивых ставках банков этот метод опасно применять. Метод маркетинговых оценок - следующих разновидностей - метод оценки реакции покупателей - метод сходной цены следования за конкурентом - метод установления цен на основе уровня ощущаемой ценности.
При установлении цен с учетом реакции покупателей выясняют, какая цена наиболее приемлема для покупателя. Ориентация на конкурентов означает, что торговые надбавки устанавливают исходя He из издержек предприятия, а из цен конкурентов.
Издержки при этом определяются методом обратной калькуляции. Метод обратной калькуляции. Он применяется для определения торговых надбавок в том случае, когда продавец чувствует, что не может воздействовать на рынок, на его цены, должен принимать сложившиеся рыночные цены. где ТН - сумма торговой надбавки ЦР - цена розничная ЦОО - цена оптово-отпускная. Опытно-экспертный метод проводится экспертная оценка цен и выбирается приемлемая. Метод эмпирический - анализ факторного явления на ТН, изучение тенденций и закономерностей формирования надбавок.
Метод оптимизации размера торговых надбавок. При этом методе предприятие изучает, при каких ТН можно получить минимальную, максимальную и среднюю прибыль. ТН устанавливают на определенную рентабельность. Дополнительные источники валового дохода образуются за счет дополнительных платных услуг, при этом, расчет тарифа основывается на принципе окупаемости и доходности дополнительных услуг. 1. Плата за срочные заказы на поставку товаров. 2. Плата за комплексное товарное обеспечение. 3. Плата за централизованную доставку товаров ночной завоз, завоз no графику, завоз мелкими партиями, совмещение завоза и сбора тары, доставка товара к точно установленному времени . 4. Принятие товара на ответственное хранение. 5. Услуги по реализации излишних товаров.
Вопросы для проверки знаний 1. Валовой торговый доход, его характеристика, отличие от дохода выручки от реализации товаров. 2. Какими показателями оценивается валовой торговый доход? 3. Какие факторы влияют на сумму и уровень валового дохода? 4. Формулы пересчета валового дохода в торговую надбавку. 5. Методы планирования валового торгового дохода. 6. Методы обоснования торговых наценок надбавок. ТЕМА 7.