В XX в. религия была подвергнута критике с научной, философской и этической точки зрения. По мнению критиков религии, ее доктрины утратили смысл и воздействие в условиях современности и перестали удовлетворять духовные потребности общества и отдельных индивидов; религия поддерживает изжившую себя мораль, которая на настоящем этапе развития человечества оказывается несостоятельной.
Религия как фактор общественной жизни в настоящее время оказывается менее значимой, чем ранее. С целью укрепления сообщества и формирования общественного сознания и общественной деятельности государство стремится к меньшей зависимости от религии и опирается преимущественно на образование, административную сферу и пропаганду. В качестве публичного культа выдвигается патриотизм, другие идеологии.
Свойственный современной эпохе культурно-мировоззренческий плюрализм (лат. pluralis — множественный) нашел отражение и в религиозной сфере. Современный человек имеет возможность ознакомиться с религиозными традициями различных культур и народов, в то время как ранее подобные знания были доступны лишь специалистам. Таким образом, возникает ситуация, когда человек может выбирать между той или иной конфессией.
В свете религиозного плюрализма возможны две тенденции в практике религиозных институтов:
· они могут, адаптируясь к ситуации, признавать религиозную свободу и демонстрировать толерантность по отношению к другим конфессиям;
· они могут отказаться от подобной адаптации, продолжая существовать и исповедовать свои догматы и истины в прежнем, изначальном виде.
Одним из ведущих факторов, определяющих облик религии на современном этапе, является секуляризация. Под секуляризацией традиционно понимается процесс освобождения различных сфер общественной и частной жизни от влияния религии. Первоначальные проявления секуляризации были тесно связаны с вопросом перераспределения политической власти, так как возникла необходимость в отмене контроля церкви над мирской сферой деятельности. Обоснование идеи секуляризации было найдено в новозаветном тезисе о разделении человеческого существования на земное, временное, и небесное, вечное («богу богово, кесарю — кесарево»). Идеи секуляризации впоследствии проникли в науку и этику. Возникли понятия светского государства, светского образования. Религия стала рассматриваться как одна из форм духовной жизни общества наряду с другими, ее приоритетный статус был утрачен.
Следствия секуляризации:
• размывание традиционных религиозных представлений;
• рост религиозного индифферентизма;
• ослабление религиозности;
• падение авторитета церкви и ее институтов;
• снижение показателей посещаемости церкви, участия в обрядах;
• формальное отношение к религиозным обязанностям;
• сокращение числа верующих.
Религиозное свободомыслие неразрывно связано с развитием духовной культуры человечества; его проявления обнаруживаются уже на ранних этапах человеческой истории. Оно представляет собой своего рода второе, критическое по своему характеру, измерение религиозной мысли, наряду с ортодоксией (греч. orthodoxia – правоверный) – неуклонным следованием установлениям какого-либо вероучения. Исходным положением развития свободомыслия стало признание права разума на критическое исследование мира. В основе первых проявлений свободомыслия лежал здравый смысл, способность человека реалистически воспринимать те или иные стороны явлений. В числе факторов, обусловливающих его возникновение и эволюцию, – развитие познавательной деятельности человека, ведущее к успешному освоению мира. Оно опирается прежде всего на достижения естественных и общественных наук, искусства и философии, является не только результатом общественного прогресса, но и одним из факторов последнего.
Проявления свободомыслия многообразны по своим формам, их характеризуют разные цели, предпосылки, содержание. Критика религии может осуществляться как с религиозной, так и с нерелигиозной точки зрения, подразумевать либо полное, либо частичное отрицание религиозных установлений, предусматривать их переоценку либо безразличное отношение к ним.
К формам свободомыслия относятся:
1. Богоборчество – негативное отношение к сверхъестественным силам, признаваемым существующими. Богоборчество – выражение протеста против несправедливо устроенного мира и против Бога, создавшего этот мир. Мир представляется несовместимым с идеей блага, а Бог считается источником зла. Богоборчество нередко подразумевает неприятие идей страдания и пассивности. Идеи богоборчества нашли отражение в традиции самой религии. Богоборческие идеи были очень популярны в искусстве романтизма, они использовались и в литературе других периодов.
2. Скептицизм (греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) выражает сомнение в истинности религии или отдельных ее положений. Критика религии с позиций скептицизма обнаруживается уже в культуре древнего общества. В наши дни скептицизм в отношении религии является характерной чертой современной духовной культуры.
3. Антиклерикализм (лат. anti – против, clericalis – церковный) – социально ориентированная позиция неприятия института церкви, связанная с притязаниями церкви и духовенства на господство в обществе. Антиклерикализм может осуществляться в рамках как религиозного, так и светского мировоззрения. Возникновение его связано с укреплением позиций духовенства и закреплением за церковью особого статуса в обществе.
4. Индифферентизм (лат. indifferens – безразличный) подразумевает безразличие, равнодушие к религии или к ее существенным идеям. Индифферентизм предполагает игнорирование религиозных установлений в практической или мировоззренческой деятельности, однако при этом вовсе не означает отсутствие духовных ценностей. В период духовной монополии церкви создавались произведения безрелигиозного содержания, ставящие в центр внимания человека и его творческую деятельность. Такой подход к миру и человеку в духовной культуре Средневековья нередко заключал в себе протест против религиозной трактовки мира. В XVIII в. французские материалисты утверждают необходимость религиозного индифферентизма при решении научных и социальных проблем; в дальнейшем на первый план выходит безрелигиозная культура.
5. Агностицизм (греч. agnnostikos – недоступный познанию) – форма свободомыслия, базирующаяся на отрицании возможности познания существования Бога и объективного мира. Агностицизм первоначально возник как философское учение и одинаково низко оценивает возможности постижения как в науке, так и в религии.
6. Нигилизм (лат. nihil – ничто) – отрицание религии как позитивной духовной ценности с позиций индивидуализма. Еще Блаженный Августин именовал ни во что не верующих людей «нигилистами». Термин был введен в оборот немецким философом Фридрихом Генрихом Якоби (1743 – 1819), обвинившим Иоганна Готлиба Фихте в попытке исключить религию из сферы духа, т.е. в нигилизме. Слово «нигилизм» стало общепринятым среди интеллектуалов Европы после осмысления богоборческих идей Великой французской революции.
7. Пантеизм (греч. pan – все, theos – Бог) представляет собой мировоззрение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. Термин «пантеизм» имеет более позднее происхождение, чем описываемое им явление, и подчеркивает всепроникающую, всеохватную сущность Бога в отличие от обычного религиозного мировоззрения, утверждающего его трансцендентность (внеположность) по отношению к миру. Сущность пантеизма как формы свободомыслия состоит в том, что он истолковывает взаимоотношения между миром и Богом иначе, чем это делает теистическая традиция. В пантеизме Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней, Бог и природа идентичны. Существуют различные формы пантеизма. В их числе мистический пантеизм, придерживавшийся идеи растворения природы и человеческих душ в Боге, натуралистический пантеизм, сливающий природу и Бога в единое целое, в единую субстанцию. С пантеизмом связаны положения о несотворенности мира Богом во времени (антикреационизм), о бесконечности Вселенной, о естественной закономерности в природе.
8. Деизм (лат. deus – бог) по своей сути является синтезом рационализма и идеи Бога. Согласно деизму, Бог выступает по отношению к миру как исходная причина последнего; дальнейшее развитие мира протекает по присущим ему разумным законам.
9. Атеизм (греч. а – отрицат. частица, theos – бог; букв, безбожие). Атеизм в традиционном понимании – мировоззренческая установка, альтернативная теизму (признанию существования бога), т.е. основанная на отрицании существования каких-либо сверхъестественных существ или сил. Атеизм осуществляет рациональную критику богословских доказательств бытия Божьего, религиозной картины мира, института церкви. Атеизм также раскрывает специфику и сущность религиозного отражения действительности, изучает причины возникновения религии, способы ее преодоления. Атеизм представляет собой систему взглядов, которая включает такие элементы, как идеи естественного происхождения различных явлений, неистинности религиозной картины мира, несотворенности природы и человека. Содержание понятия «атеизм» варьировалось в различные эпохи и в контексте различных религий. Атеизм существовал не во все исторические эпохи. Например, в эпоху феодализма, когда богословские представления были возведены в ранг абсолютных и непререкаемых, возможности для построения атеистической системы взглядов не было.
10. Светский гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный) – совокупность взглядов, выдвигающая на первый план человека, провозглашающая человеческую жизнь высочайшей ценностью.
Современная ситуация в сфере религии и свободомыслия может быть определена как «существование в отсутствие Бога», принимая во внимание провозглашенный Ницше тезис «Бог умер». Свободомыслие Новейшего времени характеризует наличие целого спектра направлений, от скептицизма и агностицизма до нигилистического отрицания религии. Можно выделить несколько основных течений в рамках современной мировоззренческой ситуации.
1. Неопозитивизм (Бертран Рассел). Опора на научное знание в противовес религиозной вере; определение религии как тормозящего фактора в развитии общества.
2. Фрейдизм (3игмунд Фрейд, Карл Юнг, Эрих Фромм). Религия трактуется как феномен психики, следствие неудовлетворенности желаний, «общечеловеческий навязчивый синдром», иллюзия, на которой не может основываться мораль общества.
3. Экзистенциализм (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю). Человеческое существование как борьба за собственное достоинство и свободу; в этой схеме нет места Богу и провидению: существование Бога противоречит свободе человека. Человек может рассчитывать только на себя, он открыт миру и каждым своим поступком создает себя.
4. Нигилизм (Фридрих Ницше). Христианство – религия несвободных людей. Христианские ценности (смирение, аскетизм, жертвенность) должны быть отвергнуты; на смену им должен прийти новый идеал – сверхчеловек, сильная и свободная личность.
В настоящее время существуют различные организации, объединяющие свободомыслящих; в их числе Всемирный союз свободомыслящих (1886) и Международный гуманистический и этический союз (1952); их целью является утверждение свободы человеческого разума в его поиске истины и борьба со злоупотреблением авторитетом в религиозных делах.
Понятие свободы совести и воплощение идеи свободы совести