Понятие дизайна, бытовое и профессиональное. Объекты дизайна вещей: плоскости, объемы, среды, процессы. Социальные цели дизайна. Задачи дизайна вещей. Методы проектирования от инженерного
[52]
до художественного. Концептуальный дизайн. Дизайн на Западе, его организационные формы. Волны российского дизайна [8]. Позиции оценивания объектов материальной культуры. Эстетическая оценка.
Проведенный анализ материальной культуры в исторической плоскости позволяет развить полученное в теоретическом разделе представление о поле предметных объектов по оси эволюции. Таким образом выстраивается объемная модель предметного мира, в пространстве которой находят свое место любые объекты материальной культуры, любые деятельности по их созданию, даже малоструктурированные сегодня. Это в первую очередь касается информационных форм предметосозидания, обращенных в будущее.
Принципиально важно, что ячейки полученной модели не только определены в трехмерном пространстве, но и наполнены знаниями. Их весомое содержание — выявленные в процессе исследования закономерности: структурные, функциональные, исторические. В заполнении ячеек участвуют и слушатели. В процессе освоения материала они посещают Эрмитаж, знакомятся с литературой, делают сообщения на семинарских обсуждениях, пишут контрольные, а в завершении — обязательный реферат; желающие могут представить его в виде курсовой работы. Такая «обратная связь» — важнейший источник развития курса.