В деятельности правоохранительных органов выделяются два основных направления использования АИС:
- В процессе организации и управления их деятельностью. Здесь АИС обеспечивают разные функции процесса управления и индивидуальную деятельность отдельных сотрудников.
- Функция принятия управленческих решений и планирования обеспечивается созданием и функционированием следующих АИС:
- Автоматизированные рабочие места руководителя, которые позволяют в любой момент получить необходимую информацию и принять решение. В Москве, например, введена система Арсенал для руководителей следственных отделов.
- Статистическая отчетность о состоянии преступности и уровне её раскрываемости. По материалам расследования следователи и дознаватели заполняют статистические карточки (на выявление преступлений; на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено; на задержанных лиц; на лиц, совершивших преступление и т.д.). В ОВД Москвы такие карточки, которые ведутся в АИС направляются по интернету в вышестоящий информационный центр, где данные обобщаются. В результате имеются три уровня обобщения: конкретные преступления, группы преступлений и обстановка в целом. На основе этой совокупности данных вырабатываются управленческие решения, связанные с оценкой оперативной обстановки, расстановкой сил и средств, оценка деятельности отдельных служб в борьбе с преступностью.
- АИС по составлению аналитических обзоров по отдельным направлениям преступности.
АИС по составлению планов работы правоохранительных органов на определенный период. В планах указываются исполнители и сроки исполнения. Планы составляются в электронном виде и в различные периоды до истечения срока распечатываются либо в форме списка мероприятий, которые должны быть выполнены, либо в виде карточек контроля исполнения. Это позволяет организовать выполнение принятых решений, что является еще одной из функций управления правоохранительными органами. Такие программы могут даже координировать усилия для выполнения федеральных задач. Организацию исполнения таких программ обеспечивают целевые управленческие органы (координационные советы и штабы), состоящие из представителей различных правоохранительных органов и различных регионов.
- Для организации деятельности большое значение имеет система показателей различных органов и их служб, например, показатель раскрываемости преступлений, нагрузки на следственный аппарат, качества расследования преступлений. Эти показатели содержатся в статистике и её формах. Сами по себе отчеты не позволяют принимать на их основе управленческие решения. В настоящее время отчеты подвергаются компьютерной обработке. Следовательно, все анализируется чисто по математическим показателям. Это является главным недостатком, так как ориентирует руководителей на манипуляции со статистикой вместо достижения реально значимых результатов.
- Функция контроляподразумевает применение следующих АИС:
- АИС контроля за рассмотрением входящей и исходящей корреспонденции.
- АИС контроля за выполнением приказов и распоряжений руководителей органов.
- АИС контроля за рассмотрением заявлений и сообщений о преступлениях.
- АИС контроля за выполнением решений высших органов власти и управления.
- АИС контроля за результатами проверок нижестоящих подразделений и помощи им.
- Иные АИС контроля.
- Функция кадрового обеспечения правоохранительных органов подразумевает использование АИС о бывших и работающих сотрудниках, их аттестации, поощрениях, наложении взысканий, продвижении по должностям, специальным званиям, служебным расследованиям, прохождении подготовки.
- Функция методического обеспечения подразумевает использование АИОС (автоматизированных информационных обучающих систем).
- Функция материально-технического обеспечения деятельности правоохранительных органов подразумевает использование АИС по контролю за расходованием материальных ценностей, по бухгалтерскому и складскому учету, учету спецсредств и оружия.
- Непосредственно в деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.
В рамках этой деятельности в органах внутренних дел и прокуратуры используются следующие АИС:
- АИС, обеспечивающие функционирование оперативно-справочных и криминалистических учетов. Большая часть оперативно-справочных учетов, содержащих текстовую информацию функционируют в виде подсистем Федерального банка криминальной информации, который создан на базе ГИЦ МВД. Отдельные информационные базы данных, например, поддельных денег и документов, рецептов, функционируют в Экспертно-криминалистическом центре МВД РФ. Это позволяет осуществлять интегрированный поиск сразу по нескольким направлениям. В основе создания таких баз данных лежат тезаурусы (о чем было сказано выше) для описания признаков разыскиваемых объектов. Чем точнее и полнее описываются признаки тем более эффективным является поиск по АИС.
На первом месте среди таких АИС стоит конечно же система обработки дактилоскопической информации, над которыми в МВД СССР (РФ) ведется работа с 1970-х годов. Такая система есть и в США (состоит из 4-х систем). У нас ряд систем до сих пор работают на региональном уровне, следовательно, задача ГИЦ – объединить их в единую систему.
Например, АИС поиска преступников по признакам внешности. Фотокарточки ранее судимых сканируются, описываются с помощью анкеты и вносятся в БД. Поиск начинается с внесения в систему максимально известного количества данных о признаках внешности (и иных данных преступника). Система ограничивает количество лиц, выбранных для поиска, предлагает для опознания по 4 или по 6. Очень часто потерпевшие в этом случае опознают преступников. Потому целесообразно всю процедуру проводить с участием понятых и оформлять это как протокол для предъявления для опознания по фотографии. Лист с фотографией опознанного распечатывается и приобщается к материалам уголовного дела.
Есть также еще и такие АИС основанные на графической информации, которые работают с коллекциями следов обуви, оружия, транспортных средств и т.д.
- АИС, обеспечивающие производство следственных действий. Например, есть АИС, позволяющие выстраивать фототаблицы из данных, полученных на цифровых фотоаппаратах, а также выстраивать фототаблицу из покадрового разложения видеосъемки. Это сразу прикладывается к протоколу осмотра места происшествия.
Для написания протокола также используется СУБД Бинар, так как в нем уже есть шаблоны протоколов для типовых происшествий. Они являются более эффективными инструментами, чем обычный Word. Кроме того, они позволяют составлять и другие процессуальные документы (например, обвинительное заключение).
- АИС по производству дистантных допросов. Они представляют собой комплекс телекамера – компьютер. Суть в том, что допрашивающий и допрашиваемый находятся на значительном удалении друг от друга. На дисплее они видят друг друга и себя. Текст протокола распечатывается допрашивающим и направляется по компьютерной почте допрашиваемому, который прочитывает протокол и подписывает его, после чего через сканер и компьютерную почту протокол допроса возвращается допрашивающему. Это уже используется в Верховном суде и Мосгорсуде[18].
- АИС по принятию тактических решений (АИЛС – те самые базы знаний). Следователь при использовании системы сначала вводит в базу знаний сведения о сложившейся по конкретному уголовному делу следственной ситуации, а затем последовательно получает из нее рекомендации по проверке типичных версий, а также элементы плана расследования. На начало 21 века есть около 10 таких систем. Они накапливают опыт. Например, в рамках борьбы с организованной преступностью есть система «Спрут». Она позволяет интегрировать, обобщать и использовать оперативную информацию о коррупционных связях между участниками преступных группировок и должностными лицами, выявлять потенциальных взяточников, в серии совершенных преступлений. Все эти программные средства внедряются и интегрируются в АРМ следователей и экспертов. В качестве еще одного примера системы, в которой также реализованы определенные логические алгоритмы, можно привести функциональную подсистему «След», разработанную в рамках автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры (АСИО-Прокуратура). С помощью этой системы транспортные прокуроры получают методические описания и рекомендации по расследованию преступлений, совершаемых на транспорте. Согласно описанию следственной ситуации системой предлагаются соответствующие следственные методы.