Развитие туризма напрямую связано не только с экономическим и социальным развитием общества, но и с его политической историей. Следовательно, к числу основных факторов, непосредственно влияющих на динамику и распределение туристских потоков по миру, можно причислить геополитический фактор. Понятно, что любая дестабилизация политической обстановки в стране ведет к моментальному сокращению туристских потоков, так как туристы не хотят подвергать себя даже малейшей опасности, тем более в незнакомой обстановке. Учет геополитического фактора позволяет объяснить историю развития туризма в конкретном регионе. Всемирная туристская организация (ВТО) выражает обеспокоенность состоянием развития туризма в некоторых странах в условиях политической нестабильности и, как следствие этого, усиления угрозы личной безопасности туристов.
Эксперты Всемирной туристской организации выделили три вида дестабилизации индустрии туризма, которые вызваны политическими причинами или угрозой личной безопасности туристов. Во-первых, это – глобальная продолжительная дестабилизация, вызванная военными действиями или непрерывными террористическими актами. Примерами могут служить такие страны или территории, как Ливан, Северная Ирландия, Шри-Ланка, Уганда, Алжир, Афганистан или республики бывшей Югославии. Военные конфликты способны в короткое время уничтожить развитую индустрию туризма, как это недавно произошло в бывшей Югославии, в Ираке и др. странах мира. Этому могут способствовать и другие экстремальные обстоятельства, такие, как враждебная пропаганда или кратковременный политический кризис. Туристическая инфраструктура в республиках бывшей Югославии, в частности, была одной из самых развитых в Европе. Гражданская война, длившаяся 5 лет, нанесла огромный урон индустрии туризма Хорватии, Сербии, Черногории, Боснии и Герцеговины. Произошло резкое сокращение объемов туристских потоков, а также их переориентировка из европейского Средиземноморья в другие принимающие регионы мира.
Спад потока иностранных туристов произошел и в Ливане из-за эскалации напряженности в этом регионе. До начала войны 1975 год, а доходы от туризма давали Ливану 20 % всего национального валового продукта, в 1996 г. – менее 8 %. Чтобы вновь поднять туристскую индустрию этой страны, в феврале 1997 г. правительство Ливана организовало «Летний фестиваль арабского туризма». Для привлечения внимания к этому району была организована широкая рекламная кампания, а также снижены цены в гостиницах Ливана. Практически полностью оказался закрытым для посещения туристов Алжир, в котором террор местных исламистов сделал пребывание иностранцев вообще смертельно опасным.
Во-вторых, негативное влияние на развитие туристской и гостиничной индустрии оказывают постоянная напряженность и неопределенность в туристических маршрутах. Вспышки насилия, религиозного экстремизма, проявившиеся в Египте, Индии, Израиле, Ямайке, Кении, Перу, ЮАР, Филиппинах или Турции, способны привести к дестабилизации и перераспределению туристских потоков в пользу более спокойных стран.
События, начиная с 1992 года, когда левые исламские фундаменталисты объявили о намерении свергнуть египетское правительство, привели к резкому сокращению туристского потока в эту страну. Если раньше туризм являлся одной из важнейших статей дохода в экономике Египта и входил в первую тройку по поступлению в бюджет иностранной валюты, памятники истории и культуры ежегодно привлекали более 3,5млн. туристов, то события начала 90-х годов привели к резкому сокращению этого потока. В Египте было убито 1100 иностранных туристов. Первые нападения начались в 1994 г., когда исламские террористы расстреляли автобус с испанскими туристами, в результате погибли 4 человека. Особенно кровавым был террористический акт в Луксоре в ноябре 1997 г,, когда было убито 68 туристов и ранено более 100. Среди погибших – японцы, швейцарцы, немцы, испанцы, арабы, бельгийцы.
Трагедия возле луксорского храма привела к резкому сокращению объемов развития египетского туризма и перераспределению туристских потоков в другие страны, такие, как Тунис, ОАЭ, Таиланд, Сейшелы или Мальдивы. В январе 1998 г. в Каире в штаб-квартире Лиги арабских государств на совещании министров туризма восьми арабских стран было решено помочь Египту. Арабские туристы, составляющие греть от общего числа туристов в Египте, тратили в Египте гораздо больше денег, чем экономные европейцы. Вот почему министры решили провозгласить 1998 год годом арабского туризма в Египте и предложили ввести единую общеарабскую визу для поощрения жителей всех арабских стран посещать Египет. После трагических событий 1994 года в Луксоре, когда западные туристы стали опасаться ездить в Египет, российским турфирмам здесь была практически открыта «зеленая улица». Однако в 1999 году туристы из Германии, Англии и Италии вернулись в страну. В основном западные турфирмы стали вновь ориентироваться на известные, проверенные отели, российским же турфирмам предлагались совершенно новые, нередко просто недостроенные.
И, наконец, в-третьих, даже единичные явления терроризма, кратковременные беспорядки способны привести к дестабилизации туризма. Как это имело место во время волнений в Китае, во Франции, Японии, Великобритании. Подавление студенческой демонстрации на площади Тянаньмынь в Китае в 1989 г., взрыв бомбы в лондонском аэропорту Хитроу, распыление сектантами ядовитого газа Зорина в Токио в 1996 г., ряд взрывов в метрополитене Парижа в 1996–97 гг. – эти и другие единичные случаи могут повлиять на развитие туризма и привести к спаду туристского потока.
Следовательно, в случае серьезных политических беспорядков или гражданской войны индустрия туризма не может существовать до тех пор, пока не прекратятся эти беспорядки. Менее серьезные обстоятельства геополитического характера побуждают правительства и руководителей туристской индустрии искать выход из кризиса и формировать государственные или международные программы развития туризма.