Современная карта (видеоадаптер)- это, по сути, второй самостоятельный компьютер внутри ПК. Когда человек играет в любимую 3D-игру, процессор видеокарты (GPU) фактически выполняет большую часть работы. Если работать с офисными пакетами программ, то по скорости работы существенной разницы между видеокартами нет. Но всё меняется, когда запускается компьютерная игра или программа графического моделирования.
Стандартная видеокарта представляет собой набор жёсткой логики и видеопамяти. Всё, что записывается процессором в видеопамять, по строго определённым алгоритмам преобразуется в аналоговый видеосигнал, который подаётся на монитор. То есть, центральный процессор должен сам рассчитать параметры всех точек, которые должны быть в данный момент отражены на экране, и загрузить все данные в видеопамять. Любое изменение на экране, даже если это след мыши, это результат работы процессора видеокарты.
Соответственно, чем больше используемое разрешение и количество цветов, тем больше процессор должен затрачивать времени на расчёт всех точек формируемого растра. Так как персональный компьютер с течением времени стал неразрывно связываться с графическим интерфейсом Windows и различными двух- и трёхмерными играми, то разработчики «железа» предприняли ряд шагов по совершенствованию стандартной видеокарты, чтобы избавить центральный процессор от лишней работы по прорисовке элементарных изображений. Подобные устройства получили название ускорителей или акселераторов. Ныне чип на видеокарте самостоятельно рассчитывает новые параметры точек на экране по командам CPU.
Видеокарта позволяет работать с двумерной (2D Graphics) и трёхмерной (3D Graphics) графикой. Двумерная графика позволяет рисовать в одной плоскости. Трёхмерная – создавать визуальное изображение трёхмерного объекта на плоскости экрана, при этом видеопроцессор создаёт (математически рассчитывает) в видеопамяти трёхмерный объект.
Высокие требования к созданию трёхмерной графики привели к тому, что вместо простенького контроллера на видеокарте появился мощный специализированный процессор со своей особой системой команд. Кроме того, поскольку расчёт трёхмерных изображений – это множество математических расчётов с плавающей запятой, то наиболее совершенные видеопроцессоры обзавелись и математическим сопроцессором. На современной видеокарте устанавливается процессор, мало уступающий по производительности современному Pentium.
Видеоплаты лучше всего брать у таких производителей как Gigabyte, Matrox, ASUS, ATI на чипах Nvidia, ATI, Matrox. Объем современной видеокарты должен быть как минимум 128 Мб, хотя для хорошей производительности компьютера и в свете выхода новой версии Windows Vista лучше приобретать 256 Мб видеокарты и выше.