Взаимосвязь между культурой и цивилизацией весьма сложна и многогранна. Ряд исследователей отмечают, что у культуры такие же сложные отношения с цивилизацией, как у души с телом. Ж. Маритен рассматривал культуру как органичную часть цивилизации. Если в истории цивилизации не было культурного развития, то первая не может называться цивилизацией. Культура, согласно его точке зрения, сопричастна религии. Культура ХХ века, по его мнению, антропоцентрична, её цели являются сугубо земными. Значительно важнее по своему потенциалу является христианский гуманизм, который отрывает представления человека от земного бытия и позволяет ему увидеть его сверхъестественные возможности, обеспечить основу для постоянного развития.
Среди основных черт культуры также следует назвать, в первую очередь, обращённость культуры к прошлому. Как справедливо отмечает Н. Бердяев, культура гордится своим происхождением, своей историей, и, чем древнее культура, чем богаче её исторический опыт, тем более она величественна и монолитна. Однако заметим, что такая «привязка» культуры к своему прошлому, с одной стороны, вносит в общественный миропорядок вечные, общепринятые ценности, а с другой, минимизирует ход времени, порождает консерватизм. В то же время Бердяев указывал на те критерии, которые свидетельствуют о ходе времени в культуре. Он пишет: «В культуре действуют два начала – консервативное, обращённое к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности». Цивилизация, в отличие от культуры, устремлена в будущее и заинтересована в нововведениях. Характер новшеств может быть различным: техническим, социальным, но в любом случае инновации необходимы цивилизации для выживания в конкуренции со стороны других цивилизаций.