Экономический механизм управления природопользованием широко распространен в мире. С 1 января 1992 г. согласно Закону Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" он введен и в России. Главная мысль нового подхода проста - установить такие "правила игры", при которых хозяйствующему субъекту было бы даже чисто экономически выгоднее соблюдать требования природоохранного законодательства.
Экономический механизм природопользования представляет собой экономические правовые, административные, общественные и другие формы и методы, создающие совокупность экономических рычагов и стимулов воздействия, с помощью которых обеспечивается регулирование эколого-экономических интересов между обществом и природопользователями и стимулируется природоохранная деятельность последних.
Основными источниками капитальных затрат в природоохранной сфере остаются средства предприятий и организаций всех форм собственности. Из федерального бюджета финансировалось только незначительное число мероприятий, включенных в федеральные программы и деятельность природоохранных ведомств.
Экономический ущерб- включение экологических факторов в число экономических категорий предполагает и их экономическую оценку в соответствии с критерием предельной полезности. Однако пока что это делается только в отношении экологически негативных эффектов — изъятий ресурсов экосферы и техногенного загрязнения среды. Определение соответствующего экологического ущерба основано на стоимостном выражении потерь качества среды и экологических поражений.
Для определения величины ущерба разработаны и применяются два подхода: метод прямого счета и метод обобщающих косвенных оценок. Очевидно, что определение суммарного экономического ущерба методом прямого счета требует большого объема разнообразной информации и применения громоздких алгоритмов. Поэтому чаще применяется более простой, хотя и менее точный метод обобщенных косвенных оценок. Согласно упрощенному варианту этого метода общий ущерб наносимый окружающей среде некоторой территории тexнoгeнными загрязнениями, определяется как сумма ущербов от загрязнения атмосферы Уа, воды Ув, почвы Уп и растительного покрова Ур:
Уобщ.= Уа + Ув +Уп+Ур, каждый из которых рассчитывается на основе значений массы и опасности поллютантов, внесенных в соответствующую среду. Так, величина ущерба от загрязнения атмосферы зависит от суммарной массы М выбросов вредных веществ, приведенной к единой токсичности (УСЛ.Т/ГОД); величины удельного ущерба от одной условной тонны выбросов (р/усл.т) и безразмерных коэффициентов, учитывающих условия рассеяния эмиссий и относительную опасность загрязнения воздуха на территориях с различной плотностью и чувствительностью. На основании подобных подходов разработаны методики определения экономической эффективности природоохранных мер, а также обоснована система платежей за загрязнение окружающей среды.
Суммарный экономический ущерб Уобщ. представляет собой денежное выражение той части природоемкости хозяйства, которое обусловлено загрязнением среды. В Японии в 1970 г. общий ущерб от загрязнения воздуха и источников воды достиг почти 14% Валового национального продукта - ВНП (около 6,5 трлн. иен). В ФРГ в 1978 г. ущерб превысил 100 млрд. марок и составлял примерно 6% ВНП. В США в конце 70-х гг. ущерб от заболеваний, вызванных промышленным и транспортным загрязнением воздуха, превысил 10 млрд. долл. в год. Аналогичная оценка для России составляет 24 млрд. долл 9% ВНП.
В процесссе природопользования обычно величину ущерба не рассчитывают, но ущерб уже учитывают при проектировании, процедуре ОВОС и оценке эффективности средозащитных мер. Экологизация экономики требует обязательного учета ущербов и при экономическом планировании.
Экономический механизм управления природопользованием подразумевает установление платежей за загрязнение окружающей природной среды (ОПС) с целью:
- планирования и финансирования природоохранных мероприятий и программ:
- установление системы лицензий, лимитов, договоров на комплексное природопользование:
- организацию налогового и кредитного регулирования.
Кроме этого, важной стороной эффективного экономического механизма рационального природопользования является существование развитого рынка экологической информации, экологических услуг, сертификации освоенных экологически чистых технологий. Финансово- кредитный механизм предполагает как прямые, так и косвенные меры государственного воздействия.
Большинство природоохранных мероприятий очень капиталоемки. Например, стоимость очистных сооружений может достигать 70% стоимости основных фондов предприятия. Поэтому основным источником финансирования таких мероприятий и программ являются бюджеты различных уровней - федеральный, территориальные и местные. Важную роль в финансировании призваны играть и внебюджетные источники - специальные экологические фонды, созданные на трех уровнях (федеральном, территориальном и местном).
Еще один финансовый источник - собственные средства природопользователей.
В целях стимулирования природоохранной деятельности Закон предполагает предоставление льготных кредитов предприятиям на эти цели.
Иные меры - применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию.
Действенным методом государственного управления является и налоговая политика. Она предполагает как налоговые льготы, так и налоговые санкции. Например, предусмотрена особая ставка налогообложения экологически вредной продукции. С другой стороны, вводится целый ряд налоговых льгот для стимулирования мало и безотходных технологий, выпуска экологически чистой продукции. Однако основным звеном экономического механизма управления природопользованием являются платежи:
- за пользование природными ресурсами:
- за загрязнение ОПС и размещение отходов.
Платежи должны выполнять различные функции:
- компенсации экономических потерь от использования природных ресурсов;
- формирование финансовых средств, необходимых для реализации природоохранных программ и мероприятий по воспроизводству природных ресурсов;
- получение через платежи определенных выгод от использования природных ресурсов.
Платежи должны быть как экономически, так и экологически обоснованными. Они должны обеспечивать стимулирующие функции и, следовательно, основываться на экономической оценке природных ресурсов в условиях рыночного оборота с отношениями и купли-продажи, аренды, залога, взимания экономически обоснованной платы за ресурсы при обязательном регулировании процесса государством.
Экономический механизм природопользования в Республике Татарстан включает в себя:
1. Систему регламентации режимов природопользования.
2. Введение лимитов использования природных ресурсов и качества окружающей среды через:
— регламентирование видов хозяйственной деятельности (лицензирование и др.);
— лимитов использования природных ресурсов;
— показателей качества окружающей среды.
3. Создание системы платного природопользования, включающей:
1) платежи за загрязнение окружающей среды:
— в пределах установленных лимитов;
— сверхлимитные.платежи;
2) штрафы и иски за аварийное загрязнение;
3) платежи за природные ресурсы:
а) плата за пользование:
— в пределах установленных лимитов; — сверхлимитные;
б) плата на воспроизводство:
— в пределах установленных лимитов; — сверхлимитные платежи;
4) штрафы и иски за нерациональное использование природных ресурсов и нарушения природоохранного законодательства.
4. Создание системы финансирования.
5. Стимулирование природоохранной деятельности:
меньше загрязняешь – меньше платишь; система целевого финансирования; льготное кредитование. Данные платежи поступают на счета экологических фондов и
распределяются следующим образом:
• 50% - местный экологический фонд (город, район):
30 % - в территориальный экологический фонд (республика, край, область)
10% - в федеральный экологический фонд.
В соответствии с данным нормативным документом, введенным в действие с 01.01.93 г. плата взимается со всех предприятий - природопользователей, независимо от форм собственности, в том числе - с участием иностранных юридических и физических лиц (далее природопользователей), осуществляющих производственную деятельность на территории России. Плата взимается за следующие виды вредных воздействий на ОПС:
- выбросы в атмосферу загрязняющих веществ (3В) от стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферы (ИЗА);
- сброс 3В в поверхностные или подземные водные объекты;
- размещение отходов на специальных полигонах или свалках.
Важно отметить, что внесение платежей не освобождает приро-допользователей от выполнения природоохранных мероприятий, а также от штрафных санкций за экологические правонарушения.
Плата за загрязнения окружающей природной среды (ОПС) является суммой следующих платежей;
· за загрязнение ОПС в размерах, не превышающих установленные экологические нормативы (ПДВ, ПДС);
· загрязнение ОПС в размерах, не превышающих установленные лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ (ВСВ, ВСС), а также лимиты на размещение отходов;
· сверхлимитное загрязнение ОПС и размещение отходов.
Порядок расчета платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников загрязнения
Плата юридическими и физическими лицами за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения атмосферы состоит в общем случае из двух частей:
- за допустимые выбросы;
- за выбросы, превышающие допустимые.
Известно, что экологическая ситуация в различных регионах России не одинакова. Ясно, что сверхлимитные выбросы нанесут больший ущерб в неблагополучном регионе, чем в благополучном. Поэтому, механизм платежей учитывает это введением коэффициентов экологической ситуации (К). Эти коэффициенты рассчитаны для каждого российского региона местным органом Минприроды России на основании данных экологического мониторинга. Для Республики Татарстан для расчета платежей за загрязнение атмосферы этот коэффициент составил 1,23. Для учета влияния инфляции Постановление Кабинета Министров вводится повышающий коэффициент (коэффициент индексации платы - Р). В 2001 году в Республике Татарстан он составил 1,42.
Расчет платы за допустимые выбросы от стационарных источников загрязнения производится по формуле:
,
где Пni - сумма нормативных платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;
i – вид загрязняющего вещества;
Jni – ставка платы за загрязнение атмосферного воздуха в пределах допустимого норматива выбросов i – го загрязняющего вещества, руб/т;
Mni – масса i – го загрязняющего вещества в пределах допустимых номативов выбросов, тонн.
Э – коэффициент экологической значимости в Республике Татарстан для атмосферного воздуха – 1,9;
К – коэффициент экологической ситуации, учитывающий экологическую обстановку;
Р – повышающий коэффициент, согласно приложению к постановлению Кабинета Министров РТ от 19.02.98 г. № 58, составляет 5.
Расчет платежей за сверхнормативные выбросы производится по формуле:
,
где Пli - сумма сверхнормативных платежей за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;
i – вид загрязняющего вещества;
Jli – ставка платы за сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха i – го загрязняющего вещества, руб/т;
Mfi – фактическая масса i – го загрязняющего вещества, тонн;
Mni – масса i – го загрязняющего вещества в пределах допустимых номативов выбросов, тонн;
Э – коэффициент экологической значимости в Республике Татарстан для атмосферного воздуха – 1,9;
К – коэффициент экологической ситуации, учитывающий экологическую обстановку конкретного административного района РТ, для г. Казани, согласно приложению к постановлению Кабинета Министров РТ от 28.02.97 г. № 182, составляет 2;
Р – повышающий коэффициент, согласно приложению к постановлению Кабинета Министров РТ от 19.02.98 г. № 58, составляет 48.
Расчет платежей за нормативное и сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха от передвижных источников загрязнения г. Казани
Для расчета нормативных и сверхнормативных и сверхнормативных платежей за загрязнение атмосферного воздуха используем величины ставки платы (руб/т) за загрязнение атмосферного воздуха в пределах допустимого норматива выбросов и сверх этого норматива для i – го числа примесей, поступающих в атмосферу с выбросами наиболее крупных стационарных источников загрязнения атмосферы рассчитывается по формуле
Плата за допустимые выбросы от передвижных источников загрязнения рассчитывается по формуле:
где j- вид топлива;
Yj – удельная плата за допустимые выбросы;
Tj – количество используемого за год топлива j вида.
Величина удельной платы за топлива различного вида приведена в табл. 9.
Таблица 9
Удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения атмосферы
Вид топлива
Единица измерения (руб/тыс. м)
Y, руб/т
Бензин этилированный
Т
38,0
25,0
АИ-93
АИ-76
Бензин неэтилированный
Т
10,0
11,0
АИ-93
АИ-76
Дизельное топливо
Т
21,0
Сжатый природный газ
тыс.м3
9,0
Сжиженный природный газ
Т
11,0
Если проверками ГИБДД будет установлено, что токсичность отработавших газов транспортного средствами превышает допустимые значения, то владелец обязан платить за это превышение.
Плата за выбросы сверх норматива возрастает в пять раз по сравнению с нормативной и рассчитывается по формуле:
,
где i – группа транспортных средств, токсичность выбросов которых не соответствует стандарту;
Пснтранс – плата за сверхлимитные выбросы.
Следовательно, в итоговая формула для расчетов:
Механизм экологических платежей за загрязнение атмосферы передвижными источниками основан на том, что пользователь, выбирающий экологически чистые виды топлива и регулирующий состояние автомобиля с целью уменьшения токсичности отходящих газов имеет минимальную ставку платы за выбросы.
Порядок расчета платежей
за сброс загрязняющих веществ в водные объекты
и на рельеф местности
Объектами для взыскания платежей являются любые виды вредного воздействия на водные объекты и на рельеф местности, которое оказывают сбросы загрязняющих веществ со сточными водами. Сточные воды по происхождению подразделяются на производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностный сток с территорий (ливневые и талые воды). Согласно Правил охраны поверхностных вод, утвержденных Госкомприроды 21.02.1991, запрещает сбрасывать в водные объекты сточные воды, не прошедшие очистку до установленных требований. При исчислении платежей учету подлежат сбросы сточных вод от всех источников независимо от объемов и качества сбросов.
Платежи за сброс загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности подразделяются на следующие виды:
· за сброс загрязняющих веществ через организованные системы водоотведения;
· за сброс загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности с дождевым и талым стоками;
· за сброс загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности при мойке автотранспорта.
Сброс загрязняющих веществ через организованные системы водоотведения называется организованным и за него предусматриваются два вида платежей, платежи нормативные и сверхнормативные.
Платежи нормативные - за сброс загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности в пределах значений, установленных ПДС если у природопользователя имеется оформленное в установленном порядке разрешение Минприроды РТ на ПДС или ВСС и если фактическая масса сбросов не превышает установленных значений ПДС и ВСС. При этом расчет производится по формуле:
, где
Jni – ставка платы за сброс i-го загрязняющего вещества в пределах значений, установленных ПДС (ВСС), руб/т;
i – вид загрязняющего вещества;
Мni – масса загрязняющего вещества в пределах значений, установленных ПДС (ВСС), тонн. Расчет данной величины ведется по установленным предельно допустимым концентрациям сбросов.