Зигмунд Фрейд (1856-1939) - основоположник психоанализа, венский психиатр, первый, кто применил психологические факторы для объяснения явлений культуры и процессов творчества. Основные работы «Введение в психоанализ», «Я и Оно», «Тотем и табу». Его концепцию можно ещё назвать натуралистической, потому что он видел источник культуры в естественно-биологической природе человека. З. Фрейд высказал гипотезу о существовании бессознательного как особого глубинного уровня человеческой психики, который отличается от сферы сознания и оказывает на неё мощное, порой скрытое воздействие.
Фрейд разделил структуру человеческой психики на 3 части:
«Оно» – животные инстинкты, «кипящий котел инстинктов», унаследованных человеком, его безотчётные влечения, первичные желания. Фрейд выделил два основных инстинкта: Эрос – сексуальные влечения и Танатос - стремление к разрушению и смерти направленное вовне. «Оно» живёт по принципу удовольствия и наслаждения.
«Я» – сознание, которому необходимо выбирать. Это посредник между бессознательным и внешним миром, регулирует действия индивида, обеспечивает выживание человека в мире природы и общества, приспосабливается к объективным условиям. «Я» живёт по принципу реальности.
«Сверх-Я» – это запреты и нормы социокультурного характера (включает простые понятия «можно», «нельзя», «должен», и более сложные социальные предписания и ценности, представляющий для человека моральный закон). Они усваиваются личностью бессознательно в процессе воспитания. «Сверх-Я» - это своеобразная проекция мира культуры в человеческую психику, которая тоже проявляется в форме бессознательного. «Сверх-Я» живёт по принципу совести и защищает общество.
«Оно» - это мир заложенных в человеческой психике инстинктов, неконтролируемых и неосознаваемых желаний, которые активно вмешиваются в нашу жизнь, а представление, что нашими поступками руководит наше «Я» является лишь иллюзией, считает Фрейд. Прямое столкновение «Я» и «Оно» неизбежно приведёт к победе бессознательного. Но человек в обществе может выжить, лишь подчинив «Оно» своим важнейшим целям. «Я» откликается, с одной стороны, на потребности «Оно», а, с другой стороны, учитывает нормативные предписания общества (которые представлены в человеческой психике в «Сверх-Я»). И деятельность «Сверх-Я» связана с поиском социально приемлемых методов удовлетворения потребностей. Хотя «Сверх-Я»» тоже может господствовать над «Я», выступая в роли совести или смутного чувства вины.
Фрейд определил три варианта поведенияво «взаимоотношениях» с «Оно»:
1. Удовлетворение «Оно» (принцип удовольствия, наслаждения), когда вся энергия тратиться на удовлетворение животных инстинктов. Судьба такого человека трагична, считает Фрейд. Человека, удовлетворяющего свои желания и инстинкты без учёта моральных норм и законов, которые существуют в обществе и определяют жизнь в обществе, изолируют от общества.
2. Подавление«Оно» (поступать по совести), по мнению Фрейда, приводит часто к психическим заболеваниям (неудовлетворенность первичных желаний и инстинктов → чувство несчастности → депрессия и т.д.)
3. Сублимиция «Оно». Фрейд вводил понятие «сублимация». Сублимация - это выработанная в процессе исторического развития способность человека переводить энергию животных инстинктов в разнообразные формы творчества, в различные виды деятельности на благо общества и культуры. З. Фрейд считал, что неудовлетворённые желания, накапливаясь, превращают психику человека в «кипящий котёл инстинктов», поэтому они должны периодически «разряжаться» безопасным для общества способом. И культура предоставляет человеку возможность сублимировать энергию инстинктов. Спорт, наука, искусство, одухотворённая любовь и все виды человеческой деятельности – всё это, по мнению З. Фрейда, продукты сублимации первичных инстинктов. Культура не создаёт жизненную энергию человека, она лишь направляет её на разумные цели и рационально организует её использование в условиях человеческого общежития.
Разыскивая истоки культуры, Фрейд обращается к анализу докультурного состояния человечества и связывает появление культуры с чувством вины за «убийство первобытного отца». Жизнь наших предков представлялась так: первобытное стадо, в котором самому сильному самцу принадлежали все самки, подрастающие сыновья изгоняются из стада, им не разрешается приближаться к самкам. Так они и живут поодаль, пока самый сильный не сменит своего одряхлевшего отца. Но однажды неудовлетворённое влечение сыновей заставляет их объединиться, убить своего отца и съесть его. Но после отцеубийства сыновья испытали огромное чувство вины за сделанное и установили запрет на отцеубийство и на инцест – кровосмешение внутри рода. Эти первые запреты и являются базой культуры, так зарождалась мораль. Момент возникновения культуры – это момент когда агрессивные и сексуальные влечения человека, которые раньше удовлетворялись свободно, начинают подавляться нормами морали и обычаями общества.
По мнению Фрейда, следы этого сохранились в ритуальных тотемических трапезах-жертвоприношениях у многих первобытных народов. Тотемическое животное, которое торжественно убивалось и съедалось первобытным кланом, заменяло некогда убитого и съеденного отца, и эти тотемические ритуалы, сохранившиеся у некоторых народов, напоминают нам о первородной вине человека.
В своей концепции З. Фрейд противопоставляет человека и общество, и, анализируя влияние культуры на человека, приходит к выводу, что развитие культуры ведёт к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины и неудовлетворённости из-за подавления желаний. И чем выше стадия развития культуры, тем несчастнее человек. По мнению З. Фрейда культура носит невротический характер. Особенно негативно Фрейд оценивает европейскую культуру - культуру христианскую с её очень жёсткими запретами (10 заповедей). Сублимацию З.Фрейд оценивал как псевдореализацию человека.
Концепция Фрейда оказала огромное влияние на развитие науки и общественной мысли ХХ века. Он первым применил психологические факторы для объяснения явлений культуры и процессов творчества, хотя в его теории много недостатков (например, он биологизировал происхождение культуры). З.Фрейд основоположник метода психоанализа, организатор психоаналитической помощи в США и Европе.