Конспект лекций по предмету "Культурология"


Специфика и функции философии. Структура философии. Основной вопрос философии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ



Лекции



Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа.

1. Специфика и функции философии
2. Структура философии
3. Основной вопрос философии.


Литература.

Основная:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2004.
2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.
3. Мир философии. Книга для чтения. Ч.1. М., 1991.
Дополнительная:
1. Библер В.С. Что есть философия? //Вопросы философии 1995. № 1.
2. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.
3. Введение в философию. Учебник для вузов в 2 частях. Ч.1. М., 1989.
4. Гегель Г.Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1994. Кн.1.С.108-141.
5. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.
6. Каменский З.А. Философия как наука. М., 1995.
7. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.
8. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.
9. Мамардашвили М. К. Как я пониманию философию. М., 1989.
10.Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии. 1993. № 9.
11. Соколов В.В. Философия в исторической перспективе //Вопросы философии. 1995. № 2.
12.Туровский М.Б., Туровская С.В. Мифология и философия как формы сознания //Философские науки. 1991. № 10.
13.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.


Тема 2. Античная и средневековая философия – 2 часа

1. Античная философия: основные идеи и школы
2. Философия Платона
3.Философская система Аристотеля


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Сравните античную и средневековую философию.
2. В чем отличие софистики и диалектики?
3. Каковы гносеологические корни идеализма Платона?
4. Каким образом, согласно Сократу, можно достичь истины?
5. Приведите примеры современных софизмов.
6. В чем отличие телеологии Платона от телеологии Аристотеля?
7. Проанализируйте доказательства бытия бога Ф. Аквинского.


Литература

Основная:
1. Антология мировой философии. Т.1. Ч. 1. Ч. 2. М., 1968.
2.История философии: Запад –Россия – Восток. (Книга первая. Философия древности и средневековья) /Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1995.
3.Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.
Дополнительная:
1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.
2. Аристотель. Метафизика // Сочинения: В 4 т. Т.1. Кн. 1,5,7,9. М., 1976.
3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
4. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987. Гл. 2.
5. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
6. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. М., 1994.
7. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. М., 1994. Кн. 3. Ч. 2. Гл. 2.
8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М., 1979.
9. Койре А.В. Очерки истории философской мысли. М., 1985.
10. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963.
11.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.
12.Платон. Избранные диалоги. М., 1965.
13.Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Новосибирск, 1994. Т.1. Кн. 1.
14. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Т.1. Т.2. Ч.3.
15. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: Биографические очерки. М., 1995.
16. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.
17. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской философии. М., 1957.
18. Философия. История философии. / Ред. В.И. Кириллов. М., 1996. Ч. 1. Гл. 2.
19. Штекл А. История средневековой философии. СПб., 1996.
20.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1981.

Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков – 4 часа

1. Общая характеристика развития философии Нового времени.
2. Эмпиризм Нового времени (Бэкон, Локк, Гоббс).
3. Рационализм XVII века (Декарт, Спиноза, Лейбниц).


Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается основная особенность философии Нового времени?
2. Что является средством усовершенствования разума в философии Нового времени?
3. С чем связано господство метафизического метода познания в этот период?
4. Раскройте смысл учения Бэкона об идолах.
5.Как вы понимаете выражение Юма «Мы не выходим за пределы самих себя»?
6. В чем заключается суть «картезианской революции»?
7.С какой целью Лейбниц разрабатывает учение о монадах?
8. Проследите эволюцию философских взглядов Дж. Беркли.
9. Почему Кант назвал философию Беркли «мистический идеализм»?


Литература

Основная
1. Антология мировой философии. Т.2. М., 1970.
2. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.). /Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1996.
3. Введение в философию. Учебное пособие для вузов М., 2002.
Дополнительная
1. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.
2. Беркли Д. Сочинения. М., 1978.
3. Бэкон Ф. Новый органон. // Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.,1972.
4. Гельвеций К. Об уме // Сочинения: В 2 т. Т.1. М., 1973.
5. Гольбах П. Система природы. // Избранные произв.: В 2 т. Т.1. М., 1963.
6. Декарт Р. Рассуждение о методе. // Избранные произведения. М., 1950.
7. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986. Раздел 2.
8. Лейбниц Г. Монадология // Сочинения: В 4 т. Т.1. М., 1982.
9. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1973.
10. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.
11. Соколов В.В. Европейская философия XV-ХVII веков. М., 1984.
12. Спиноза Б. Этика // Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. Т.1.
13. Хесле В. Гении философии нового времени. М., 1992.


Тема 4. Немецкая классическая философия 19 века - 2 часа

План лекции:
1. Основные идеи классической немецкой философии
2. Трансцендентальный идеализм И. Канта
3. Философская система Г. Гегеля
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха
1) Основные идеи немецкой классической философии
Основная задача философии на данном этапе – установка на анализ отношения субъекта и объекта и идея активности субъекта в мышлении. Деятельность самосознания рассматривается как конструктивная, а не как репродукция преднайденного содержания. Все содержание духа – результат его продуктивной творческой работы. Субъект – не просто активность, он- созидание, творчество.
Центральной темой является вопрос: как возможен субъект, осуществляющий свободную деятельность, то есть активность, определяемую субъективными целями, а не системой извне данных «объективных» обстоятельств. Предметом философии является деятельность как «последнее основание» всей системы отношения человека к действительности. Таким образом, выдвижение проблемы деятельности, понимается как активность духа.
Общие черты: своеобразное понимание роли философии, которая должна быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием»; исследование человеческой истории и человеческой сущности, разработка целостной концепции диалектики, проблем гуманизма, нравственности, философии истории.

2) Трансцендентальный идеализм И. Канта
Иммануил Кант (1724 –1804). «Критика чистого разума».
Под критикой Кант понимал исследование границ, до которых простирается способность разума и исследование других форм познания, которые обусловливают возможность достоверной науки.. Основная задача – обосновать возможность научного знания.Всякое знание начинается с опыта, но опыт ограничен, поэтому истинные суждения мы не можем образовать на одной эмпирической основе. Ведь эмпирическое знание единично, а значит случайно. Критерием истины является ее всеобщий и необходимый характер. Источником всеобщности и необходимости достоверного знания являются независимые от опыта и предшествующие опыту априорные формы сознания (содержание знания поступает из опыта). Философия Канта называется «трансцендентальный идеализм», потому что ее предметом являются априорные формы познания, конструирование нашей познавательной способностью условий опыта.
Предпосылкой философии Канта является деление мира на мир явлений (феноменов), познаваемый с помощью априорных форм и непознаваемый мир «вещи в себе» (ноуменов). Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что порождает его, в том, что оно сообщает ему ту форму, под которой он только и может познаваться – форму всеобщего и необходимого знания. Познание осуществляется в присущих сознанию всех людей априорных формах и ограничено ими, то есть представляют собой только познание явлений. Поэтому вещи, как они существуют сами по себе, непознаваемы. Трансцендентное лежит за пределами познания и не зависит от познающего субъекта. Научное знание не всемогуще: есть область, где разум не сможет дать нам точного ответа. «Вещь в себе» оказывается чем-то сверхчувственным, трансцендентным, непознаваемым.

3)Философская система Г. Гегеля (1770-1831). «Феноменология духа».
Гегель предпринял грандиозную по замыслу попытку философской систематизации всего содержания выработанной человечеством культуры, как в историческом, так и в логическом плане, что у него является формами выражения процесса диалектического саморазвития духа. Перед нами система объективного идеализма, согласно которой в основе всего сущего лежит духовное начало, абсолютная идея (или мировой разум), которая существовала до природы и человека как «чистая мысль».
В своем развитии идея проходит 3 этапа (3 части системы):
1.саморазвитие идеи в виде чистых логических сущностей. В сфере чистого мышления идея развертывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга категорий. 1 часть системы называется «Логика», она имеет три раздела:
2. развитие идеи в форме инобытия, то есть природы. 2 часть системы - «Философия природы». Природа рассматривается как этап развития духа, который проходит здесь ступени развития. Будучи великим диалектиком, Гегель придерживался метафизического тезиса о неизменности природы.
3. идея обнаруживает себя в различных формах конкретного духа. Абсолютная идея возвращается к себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. 3 часть системы – «Философия духа», которая включает три раздела: учение о субъективном духе (характеристика индивидуального сознания), учение об объективном духе (социально-историческая жизнь человечества) охватывает сферы права, морали и нравственности (семья, гражданское общество, государство), учение об абсолютном духе – стремится раскрыть содержание искусства (в форме созерцания), религии (в форме представления) и философии (понятия).
Абсолютный дух – конечное звено развития идеи, проходящей через этапы восхождения к абсолютному знанию. Философия - высшая ступень развития духа.. Гегель выработал особый вариант философского стиля мышления, который он сам называл спекулятивным. «Абсолютное знание», то есть философия, нашедшая свое завершение в системе Гегеля является «самосознанием бога» в человеке.

4) Антропологический материализм Л. Фейербаха (1804-1972).
«Сущность христианства». Последний представитель немецкой классической философии. Критикует Гегеля, показывая, что абсолютный дух есть абстрактное логическое мышление, оторванное от его реального носителя – живого, телесного человека – и превращенное в абсолют; что мышление не может противопоставляться природе, чувственности, а есть продукт природы.
Сводит основной вопрос философии к вопросу о человеке, о соотношении физического и психического в человеке. Человек рассматривается как сугубо природное, абстрактное существо, представитель рода, а не конкретно- исторический член социума. Не увидел в гегелевской философии гениальной мысли о самодвижении и развитии мира. Проблема развития (хотя он признает развитие мира, но упускает учение о противоположностях) не получила достаточного освещения. Познающий субъект выступает в роли созерцателя, пассивно воспринимающего воздействие окружающей среды. Игнорирование активной роли сознания. Критерий истины усматривал в согласии всех с данным суждением.
В трактовке общественных явлений выступает как идеалист. Главную причину в смене форм общественного строя видел в смене религии. Выступает не против религии, а против Бога, на место которого ставит человека. Призывает обожествить отношения людей, которые должны быть построены на любви.


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Почему философия Канта называется «трансцендентальный идеализм», а метод – критическим?
2. С какой целью Кант разрабатывает учение об априорных формах мышления?
3. Возможна ли метафизика как наука по Канту?
4. Почему материализм Фейербаха носит антропологический характер?
5. Раскройте смысл выражения «Бог трансцендентен миру».
6. В чем заключается противоречие между методом и системой Гегеля?


Литература

Основная
1. Введение в философию. Учебник для вузов. М., 2002.
2. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.) /Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1996.
3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. М., 1989.
Дополнительная
Быховский Б.Э. Людвиг Фейербах М., 1987.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
Гегель Г. Энциклопедия философских наук // Наука логики. М., 1977. Т. 1. С. 79-365, 383-424.
Кант И. Критика чистого разума // Сочинения: В 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 73-205, 336-376, 389-476.
Каримский А.М. Философия истории Гегеля. М., 1988.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.
Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М., 1978.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996. Т. 3.
Рассел Б. История западной философии. В. 2 т. Новосибирск, 1994. Т. 2. Кн.3.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.


Тема 5. Современная философия ХХ века – 2 часа.

1. Характерные черты, главные направления западной философии ХХ века.
2. Проблема языка и знания в неопозитивизме.
3. Сущность и ведущие мотивы русской религиозной философии к. XIX- н.XX вв.


Вопросы и задания для самоконтроля

1.Дайте сравнительный анализ сциентизма и антисциентизма.
2. Какова основная интенция экзистенциализма?
3. Проследите этапы развития позитивистского направления в истории философии.
4.Раскройте смысл понятий верификация и фальсификация.
5. Каковы идейные истоки русской религиозной философии ХХ века?


Литература

Основная
1. История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья. Философия XIX-XX вв.) /Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1998.
2. Западная философия ХХ века. М., 1994.
3. Современная западная философия: Словарь. М., 1990.
Дополнительная
1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989.
2. Зеньковский В.В. История русской философии. М., 1992.
3. История современной зарубежной философии. Компаративистский подход: В 2 ч. СПб., 1998.
4. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1989.
5. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1990.
6. Лосев А.Ф. Соловьев и его время. М., 1990.
7. Пассмор Дж. Новейшие философы. М., 1993.
8. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
9. Сартр Ж-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
10. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М., 1996.
11. Соловьев В.С. Теоретическая философия //Сочинения: В 2 т. Т.1. М., 1988.

Тема 6. Исходные философские категории: бытие, материя, сознание– 4 часа

1. Категория бытия, ее смысл и специфика.
2. Философское учение о материи
3. Пространство и время.


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте смысловое содержание категории бытия в историко-философской традиции.
2. От чего зависит содержательное наполнение категории бытия?
3. Проследите этапы формирования понятия материя.
4. Раскройте философский аспект проблемы антропогенеза.
5. В чем суть метафизической концепции движения?
6. Раскройте основные концепции пространства и времени.
7. Что такое идеальное?
8. Назовите базовые категории онтологии.
9. В сущность диалектики бытия и небытия?
10. Назовите наиболее существенные атрибутивные свойства пространства и времени.

Литература:
Основная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2003.
2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.
3. Основы современной философии: Учебник для вузов. СПб, 2002.
4. Философия: Учебник. М.: Русское слово, 1999. Ч. 2. Гл. 1. С.133-152.
5.Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001.
6.Философия. Учебник для вузов. (Под ред. В.П. Кохановского). Ростов н/Д, 2000.
7. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005. С.19-140, 192-230.
Дополнительная
1. Гарбичевский А.Г. Пространство и время //Вопросы философии. 1994. №.3.
2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в западноевропейской философии. М.,1987.
3. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.
4. Жаров А.М. Материя и сознание: Учебное пособие. Спб.,1994.
5.Жуков Н.И. Проблема сознания: философский и социально-научный аспекты. Минск, 1987.
6.Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Искусство и коммунистический идеал. М, 1984.
7. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.
8. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия Учебник. СПб., 2001.
9. Климов А.Я. Диалектика практики и познания. М., 1993.
10.Канке В.А. Философия. М., 1997.
11. Кучевский В.В. Философское учение о бытии и субстанции. М., 1993.
12. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М., 1998.
13. Мамилев Ю.В. Судьба бытия // Вопросы философии. 1993. № 10.
14. Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990.
15. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000.
16. Основы онтологии. СПб., 1997.
17. Прист С.Т. Теория сознания. М., 2000.
18.Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания // Социально-политический журнал. 1993. № 5-6.
19.Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов вузов. М., 1998.
20.Черняков А.Г. Онтология времени. СПб., 2001.
21.Хрестоматия по философии. Саратов, 1996. С.16-22.
22.Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 20.


Тема 7. Проблема развития в философии – 4 часа

1. Понятие и смысл диалектики, ее отличие от метафизики.
2. Основные законы развития.
3. Категории детерминации.


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как понимают противоречие метафизики?
2. Чем определяется качество предметов?
3. От чего зависит и чем определяется форма скачка?
4. Покажите на примерах действие законов диалектики.
5. В чем проявляется активность формы по отношению к содержанию?
6. Как возможно познание сущности?
7. Что такое детерминизм?
8. Какие существуют виды возможностей?
9. Какова диалектика необходимости и случайности?
10. В чем проявляется единство диалектики и системного подхода?


Литература

Основная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2003.
2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.
3.Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001.
4. Философия. Учебник для вузов. (Под ред. В.П. Кохановского). Ростов н/Д, 2000.
5. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000.
6. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005. С.117-177.
Дополнительная
1.Андреев И.Д. К вопросу о развитии как философской категории // Философские науки. 1987. № 6.
2.Борщов А.С. Принцип детерминизма и основные законы диалектики. Саратов, 1990.
3.Бытие //Вопросы философии. 1989. № 4.
4.Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М., 1974.
5.Диалектика познания. Компоненты. Аспекты. Уровни. Л., 1993.
6.Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1993.
7.Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия Учебник. СПб., 2001.
8.Климов А.Я. Диалектика практики и познания. М., 1993.
9.Канке В.А. Философия. М., 1997.
10.Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М., 1998.
11.Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов вузов. М., 1998.
12.Хрестоматия по философии. Саратов, 1996. С.16-22.
13.Юдин Э.Г. Методология. Системность и системный подход. М., 1997.
14.Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 20.


Тема 8. Основные проблемы теории познания – 4 часа

1.Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.
2. Чувственное и рациональное в познании.
3. Теория истины. Проблема критерия истины.


Вопросы и задания к самоконтролю

1. Когда возникло представление о познании как субъектно-объектном отношении?
2. Каково соотношение чувственного и логического познания?
3. Какая процедура лежит в основе восприятия – отражение или интерпретация?
4. Раскройте основные типы рациональности.
5. Какие существуют критерии научности?
6. В чем ограниченность каждой из концепций истины?
7. Являются ли научные факты абсолютно истинным знанием?
8. Во всех ли науках возможно вычленение эмпирического и теоретического?
9. В чем суть исторического и логического метода?
10. Раскройте основные принципы синергетики.


Литература

Основная
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 2000.
2. Введение в философию, Учебное пособие для вузов. М., 2002.
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение // Вопросы философии. 1992. № 12.
4. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие. М., 1998.
5. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005. С.364-397, 419-442.
Дополнительная
1. Айдинян Р.М. Система понятий и принципов гносеологии. Л., 1991.
2. Бажанов В.А. Наука как самопознающая система. Казань, 1991.
3.Бахтияров К.И. Многомерность Истины //Философские науки.1991. № 4
4. Ильин В.В. Теория познания. Общие проблемы. М., 1993.
5. Кезин А.В. Научность: эталоны, идеалы, критерии. М., 1985.
6. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания: Учебное пособие. М., 1990.
7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994.
8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
9. Лукашевич В.К. Научный метод: структура, обоснование, развитие. Минск, 1991.
10. Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. М., 1997.
11. Основы современной философии: Учебник для вузов. СПб., 2002.
12. Руткевич М.Н., Лофман И.Я. Диалектика и теория познания. М., 1994.
13. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.
14. Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001.
15. Философия и методология науки. М., 1996.
16. Философия: Учебник. М.: Русское слово, 1996. Ч. 2. Гл. 2.
17. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1885.
18. Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии. 1996. № 9.


Тема 9. Философские проблемы языка – 2 часа

1. Язык как знаковая система.
2. Социальная природа языка.
3. Соотношение языка и мышления.


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Опишите проблемный круг философии языка в различные периоды развития философской науки.
2. Что такое символ, знак, значение?
3. В чем заключается социальная природа языка?
4. Каково соотношение языка и мышления?
5.Раскройте проблему понимания с позиции герменевтики.
6. Проанализируйте «теорию лингвистической относительности»
7. В чем заключается специфика осмысления роли языка в познании?
8. Перечислите важнейшие функции языка.


Литература

Основная
1. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.
2.Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.. 2002.
3. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для студентов вузов. М., 1998.
4. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: Учебник. М., 2005. С. 297-313.
5. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М., 1984.
Дополнительная
1.Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.
2.Васильев С.А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности. Киев, 1996. № 7-8.
3. Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. № 2.
4. Гадамер Г-Г. Человек и язык // От Я к ДРУГОМУ. Минск, 1997.
5. Гадамер Г-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
6. Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка. М., 1999.
7. Марков Б.В. Знаки бытия. СПб., 2001.
8. Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. Минск, 1986.
9. Онтология языка как общественного явления. М., 1983.
10. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике. М., 1995.
11. Символы в культуре. СПб., 1992.
12. Язык, наука, философия. Вильнюс, 1986.
13. Язык и интеллект. М., 1995.
14. Павиленис Р.И. Проблема смысла. М.. 1983.
15.Хайдеггер М. Путь к языку // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
16. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров. М., 1996.


Тема 10. Философское понимание общества – 2 часа.

1. Понятие общества.
2. Законы общественного развития, их характер и виды.
3. Деятельность как субстанция социального бытия.


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое общество?
2. Какова структура общественного бытия?
3. Раскройте значение социально-философских взглядов К. Маркса.
4. В чем заключается специфика социального познания?
5. Почему деятельность выступает основой социального бытия?
6.Сформулируйте современные социальные проблемы.

Литература:
Основная
1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1994.
2.Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник для вузов. М.: МГУ, 1999.
3. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Социальная философия. Хрестоматия. М.. 2001.
4. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.
5. Социальная философия: Учебное пособие для Вузов. М, 1995.
Дополнительная
1. Арефьева Г.С. Общество. Познание. Практика. М.,1988.
2. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1993. Ч.1. Раздел 3. Гл.7.
3. Гобозов И.А. Введение в историю философию. М., 1999.
4. Диалектика общественного развития. М., 1988.
5. Кутырев В.А. Современное социальное познание. М., 1988.
6. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомины. М., 1991.
7. Маркс К. Письмо к Анненкову, 28 декабря 1846 г. // Там же. Т.27.
8. Познание в социальном контексте. М., 1994.
9. Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001.
10. Энгельс Ф. Письма к Блоху, Шмидту, Боргиусу //Там же. Т.37, 39.
11. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1991.


Тема 11. Системность общества и формы его бытия – 4 часа

1. Социальная система: понятие, структура, функции.
2. Специфика и принципы построения общественных систем.
3. Экономическое бытие общества.


Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается специфика социальной системы?
2. Какова структура общественно-экономической формации?
3. Раскройте признаки государства.
4. Что такое страта?
5. Какие существуют формы общественного сознания?
6. В чем суть современной экологической ситуации?
7. В чем состоит ограниченность концепции «географического детерминизма?
8. Как соотносятся понятия «общественный» и «социальный»?


Литература

Основная
1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1994.
2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник для вузов. М.: МГУ, 1999.
3. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Социальная философия. Хрестоматия. М.. 2001.
4. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.
5. Социальная философия: Учебное пособие для Вузов. М, 1995.
Дополнительная
1. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1993. Ч.1. Раздел 3. Гл.7.
2. Блауберг И.В. Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1973.
3. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.
4.Введение в биоэтику: Учебное пособие. М., 1999.
5. Гобозов И.А. Введение в историю философию. М., 1999.
6. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
7. Канке В.А. Философия. М., 1998.
8. Кутырев В.А. Современное социальное познание. М., 1988.
9. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. М., 1991.
10. Лузан А.А. Политическая жизнь общества: вопросы теории. Киев, 1989.
11. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Соч. Т.13.
12. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997. Раздел 2.
13. Основы современной философии: Учебник для вузов. СПб, 2002.
14. Общественное сознание и его формы. М., 1986.
15. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974.
16. Философия природы: коэволюционная стратегия. М., 1995.


Тема 12. Философия истории – 2 часа

1. Проблема периодизации истории
2. Понятие цивилизации
3. История как социокультурный процесс. Проблема смысла истории


Вопросы и задания для самоконтроля

1.Что является фундаментом цивилизации? Три волны цивилизации?
2. Какая периодизация истории Вам представляется более достоверной?
3. В чем заключается смысл истории?
4. Что означает термин «народ»?
5. Каково отличие цивилизации от формации?
6. Назовите основные критерии общественного прогресса.


Литература

Основная
1. Введение в философию. Учебник для вузов. М., 1989. Ч. 2.
2.Гобозов И.А. Введение в историю философию. М., 1999.
3. Кемеров В.Е., Керимов Т.Х. Социальная философия. Хрестоматия. М.. 2001.
4. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1994.
Дополнительная
Диалектика общественного развития. М., 1988.
1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1991.
2. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1999.
3. Канке В.А. Философия. М.,1997. Гл. 2, 4.
4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник для вузов. М.: МГУ, 1999.
5. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомины. М., 1991.
6. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. Т.13.
7. Маркс К. Письмо к Анненкову, 28 декабря 1846 г. // Там же. Т.27.
8. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М., 1997.
9. Основы современной философии: Учебник для вузов. СПб, 2002.
10. Энгельс Ф. Письма к Блоху, Шмидту, Боргиусу //Там же. Т.37, 39.
11. Философия: Учебник. М.: Русское слово, 1996. Ч.3.


Тема 13. Человек как предмет социально-философского познания–2 часа

1.Человек, индивид, личность. Биологическое и социальное в человеке
2. Смысл человеческой жизни человека. Свобода и ответственность.
3. Проблема отчуждения в философии.


Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое личность?
2. Раскройте основные аспекты проблемы отчуждения.
3. В чем заключается ограниченность биологизаторских концепций?
4. Сформулируйте свое понимание смысла жизни.
5. Каково соотношение культуры и цивилизации?
6. Чем отличается предмет культуры от природного предмета?

Литература:
Основная
1. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1994.
2. Философская антропология. Учебное пособие. СПб., 2005.
3. Феномен человека. Антология. М., 1993.
Дополнительная
1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.
2. Ведин И.Ф. Бытие человека: деятельность и смысл. Рига, 1987.
3. Гуревич П. Философия культуры. М., 1996.
4. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск, 1992.
5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник для вузов. М.: МГУ, 1999.
6. Культура, человек и картина мира. М., 1987.
7. Проблема человека в западной философии. М, 1988.
8. Самосознание европейской культуры ХХ века. М., 1991.
9. Смысл жизни: опыт философского исследования. М., 1992.
10. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.
11. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
12. Фомина З.В. Ценности человеческого бытия. Саратов, 2001.
13. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.
14. Философия: Учебник для вузов. (Под ред. В. Д. Губина). М., 2001.
15. Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.