Система природоохранного законодательства имеет четыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств и нормативные решения органов местного самоуправления. Головным законодательным актом является Конституция, в которой декларируется право человека на благоприятную окружающую среду и компенсацию вреда, причиненного ему загрязнением, отражаются положения об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, которые являются основой жизни и деятельности народов РФ. Головным экологическим законом России является Закон «Об охране окружающей природной среды», вступивший в действие 3 марта 1992 г. Основными принципами этого закона являются:
- приоритет охраны жизни и здоровья человека при любой деятельности, оказывающей воздействие на природу;
- право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду;
- обеспечение планирования, управления, нормирования и госконтроля качества среды, возмещения ущерба, нанесенного здоровью граждан в результате загрязнения или ухудшения качества среды обитания. Право граждан на охрану здоровья закреплено в законе – «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.). Юридическое обеспечение экономического механизма охраны среды заключается в обязательном подписании договора природопользователя с исполнительным органом власти на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность. Договор заключается на основе экологической экспертизы и лицензий (разрешений) на комплексное природопользование. Договор устанавливает порядок использования ресурсов, права и обязанности природопользователяответственность сторон, размеры платежей, порядок компенсации ущерба, организацию санитарно-защитных зон и т.д. Лицензия, выдаваемая специально уполномоченными государственными органами, устанавливает лимиты на использование природных ресурсов (ПДВ, ПДС и т.д.) и загрязнения среды, фиксирует экологические требования.
Международное сотрудничество
Большое развитие природоохранные работы на международном уровне получили и под эгидой ЮНЕСКО. Эти работы состоят из разнопрофильных проектов — биоэкологических, геоэкологических и социоэкологических. В такой последовательности можно расположить, например, проекты «Сохранение природных районов и содержащегося в них генетического материала», «Изучение загрязнения окружающей среды и его воздействия на биосферу» и «Понимание состояния окружающей среды».
Начиная с 1975 г. во многих странах стали применять оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС). ОВОС — это процесс определения и прогнозирования результатов действия на биогеофизическую среду, на здоровье и благополучие человека, а также интерпретация и передача информации о воздействии.
Для проведения оценки воздействия объекта строительства на окружающую среду разработчик выявляет:
- существующие характеристики состояния окружающей среды о районе расположения объекта;
- виды, основные источники и интенсивность существующего техногенного воздействия в рассматриваемом районе;
- характер, объем и интенсивность предполагаемого воздействия проектируемого объекта на компоненты окружающей среды в процессе строительства и эксплуатации;
- возможность аварийных ситуаций на объекте и их последствия;
- изменения параметров окружающей среды под воздействием проектируемого объекта (намечаемой хозяйственной деятельности);
- экологические к социальные последствия строительства и эксплуатации объекта.
Краткое содержание основных подразделов оценки воздействия объекта на окружающую среду и примерный перечень показателей, разрабатываемых при ее составлении, приведен в таблице 1.
Таблица 1
Основное содержание и примерный перечень показателей
Наименование подраздела
Краткое содержание подразделов и перечень определяемых показателей
Источник информации
Оценка существующего состояния компонентов окружающей среды района размещения проектируемого объекта
В разделе определяются климатические характеристики района строительства, гидрологические параметры водных объектов, которые будут использоваться для водоснабжения и водоотведения проектируемого объекта, состояние территории, геологической среды, растительности и животного мира, характер сельскохозяйственного использования земель района, уровень существующего загрязнения компонентов среды различными веществами и т.п.
Для оценки существующего состояния окружающей среды района размещения проектируемого объекта определяют следующие показатели:
а) состояние воздушного бассейна:
- климатические характеристики (температура воздуха, осадки, ветровой режим и т.п.);
- аэроклиматические характеристики (приземные и приподнятые температурные инверсии и их параметры);
- комплексные характеристики и синоптические ситуации, обуславливающие формирование повышенных уровней загрязнения атмосферы;
- характеристики уровня загрязнения атмосферы.
Климатические справочники, данные местных метеостанций Росгидромета
б) состояние водной среды:
- гидрологические характеристики поверхностных водных объектов и гидрохимические характеристики их вод;
- уровень загрязнения поверхностных вод и перечень основных загрязняющих веществ в водах рек и водоемов;
- размеры водоохранных зон рек и водоемов в районе строительства;
- требования и ограничения к строительству объектов различного назначения в водоохранных зонах;
Гидрологические справочники, данные Росгидромета, водного надзора бассейновых управлений
- требования органов по охране рыбных запасов к водопользователям водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение;
Органы Роскомрыболовства
- гидрогеологические характеристики подземных вод территории (запасы, химический состав, температурный режим, условия залегания водоносных горизонтов и водоупорных пластов);
Территориальные органы МПР России
- уровень существующего загрязнения подземных вод, перечень загрязняющих веществ и источники загрязнения.
‑"‑
в) состояние территории и геологической среды:
- инженерно-геологические условия;
- гидрогеологические условия;
Территориальные органы МПР России.
- характеристика опасных экзогенных процессов (оползней, карста, обвалов и т.п.);
- почвенные условия территории (картограммы мощности почв с указанием ареалов их залегания и уровня техногенного загрязнения);
- характер землепользования района строительства (распределение земель в районе по категориям и землепользователям, наличие и площади мелиорированных, орошаемых и осушенных угодий, земель природоохранного, рекреационного, историко-культурного и другого назначения);
Материалы местной администрации по земельным ресурсам и землеустройству
- наличие и размеры нарушенных, деградированных или бросовых земель (формы нарушения)
‑"‑
г) характеристики растительности и животного мира:
- площади, занимаемые лесами, кустарниками, лугами, болотами, неудобиями;
- типы лесов, кустарников, путовой и травянистой растительности;
- редкие и реликтовые виды растительности, деревьев, занесенные в Красную книгу, в районе;
- площади лесонасаждений, садов, парков, заказников, растительных памятников природы района;
- техногенное поражение растительности в районе;
- видовой состав диких животных, птиц, ихтиофауны;
- пути миграции диких животных и птиц;
- редкие и исчезающие виды животных, птиц, рыб, внесенных в Красную книгу;
- численность и ареалы обитания по видам животного мира;
Территориальные органы Роскомзема и Рослесхоза, Специализированные организации РАН
- рыбохозяйственные водные объекты и места нереста (нагула) ценных промысловых рыб
Органы Роскомрыболовства
д) сельскохозяйственное использование территории района:
- характер существующего сельскохозяйственного использования земель;
- состояние сельскохозяйственного производства хозяйств с указанием площади сельхозугодий, урожайности с/х культур, поголовья скота и птицы, валового производства сельхозпродукции;
- сведения о наличии объектов производственного, жилищного и культурно-бытового назначения сельскохозяйственных предприятий, затрагиваемых проектируемым объектом
Органы местной администрации по сельскому хозяйству.
Территориальные органы Роскомзема
Воздействие объекта на окружающую среду
а) характеристика проектируемого объекта
Характеристика гражданских объектов должна содержать: площадь застраиваемой территории, проектируемое число жителей, параметры жилого фонда, уровень его благоустройства и т.п.; для промышленного объекта ¾ наименование производств и технологических процессов, производственные параметры, объемы потребления электроэнергии, тепла, воды, сырья, полуфабрикатов и других видов ресурсов, сведения о воздействии объекта на атмосферу, территорию, геологическую среду, поверхностные и подземные воды.
Общие сведения о проектируемом промышленном объекте должны содержать:
- наименование и местоположение предприятия;
- наименование и почтовый адрес генпроектировщика, телефон, телефакс;
- виды выпускаемой продукции;
- производственную мощность предприятия;
- потребности объекта в энергоресурсах, сырье и полуфабрикатах;
- численность работающих;
- начало строительства и эксплуатации;
- общую стоимость строительства и стоимость основных производственных фондов;
Декларация о намерениях, подготовленная заказчиком (инвестором)
б) для оценки влияния проектируемого объекта на состояние окружающей среды должны быть определены:
- объем выбросов в атмосферу, виды загрязняющих веществ, их количество, источники и уровень загрязнения воздуха;
Объекты - аналоги
- режим водопотребления и водоотведения объекта, количество сбрасываемых сточных вод, их состав и концентрацию, способы и степень очистки, условия сброса в водные объекты;
‑"‑
- виды и количество отходов, класс их опасности, способы складирования и утилизации;
‑"‑
- воздействие объекта при аварийных ситуациях;
‑"‑
- площадь отчуждения земель, количество земель, изымаемых у различных землепользователей, параметры нарушения рельефа, степень загрязнения прилегающих земель, воздействие на сельскохозяйственное производство и т.п.;
Результаты рекогносцировочного обследования, акт выбора земельного участка
- воздействие объекта на растительность и животный мир;
Объекты - аналоги
- воздействие объекта на социальные условия жизни населения.
‑"‑
В 1979 г. в Женеве подписана Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, которые призваны обеспечить достоверные оценки глобальных и региональных трансграничных воздействий. В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы, принципы которой гласят: 1) природа должна охраняться, а основные процессы в ней —- не нарушаться; 2) генетическое разнообразие на Земле не должно ставиться под угрозу 3) принципы охраны природы должны распространяться на всю Землю — и на сушу, и на океан; 4) все экосистемы и природные ресурсы должны использоваться так, чтобы сохранялась оптимальная устойчивая продуктивность; 5) природа должна быть застрахована от деградации, связанной с военными действиями.
В 1983 г. в Вашингтоне прошла конференция «Мир после ядерной войны». Доклады американских ученых К.Сагана, П.Эрлиха, С. Шнейдера, а также российского ученого В. В. Александрова показали, что в случае такой войны и наступления вследствие нее «ядерной зимы» погибнет не только все человечество, но и почти все группы земных организмов, кроме наиболее примитивных. Этот важнейший шаг мировой науки спас человечество и биосферу от катастрофы, так как в 1987 г. закончилась холодная война между Востоком и Западом. Нет сомнения, что подписание исторического соглашения между СССР и США на уровне глав двух великих держав, Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и Президента США Р. Рейгана, было прямым следствием понимания политиками гибельности для обеих сторон и всего мира дальнейшего противоборства и гонки вооружений.
В 1987 г. Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию поставила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации в докладе «Наше общее будущее, был введен термин «устойчивое развитие», означавший удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущего населения Земли.
Усилия резко улучшить ситуацию в деле охраны и управления окружающей средой на глобальном и региональном уровнях были предприняты в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, где состоялась Конференция ООН п окружающей среде и развитию на уровне глав государств и правительств. В число трех главных приоритетов, декларированных Конференцией ООН, стали: 1) сохранение биоразнообразия; 2) противодействие потеплению климата; 3) борьба с опустыниванием. Форум призвал страны мира искать пути перехода к устойчивому развитию. По оценкам ученых, цивилизация уже перешагнула все допустимые пределы своего роста и без существенного уменьшения потоков материальных и энергетических ресурсов в мире в ближайшие десятилетия произойдет неконтролируемое сокращение производства энергии, промышленных изделий и продовольствия в пересчете на одного человека. Но создание устойчивого общества пока возможно.
Экономическая и технологическая основа для этого у человечества еще есть. Однако необходимы кардинальные изменения. В социальной сфере это: 1) осуждение и отход от политики и практики, способствующих росту населения и уровня потребления; 2) акцент на достаточности, равенстве и качестве жизни, а не объеме производства. В сфере экономики: 1) потребление возобновимых ресурсов не должно превышать масштабов их восстановления; 2) использование невозобновимьтх ресурсов не должно обгонять разработку и производство заменяющих их возобновимых материалов; 3) интенсивность выбросов загрязняющих веществ не должна превышать возможности окружающей среды поглощать их; 4) все это должно быть обеспечено быстрым повышением эффективности использования сыръя и энергии. Таким образом, в конце XX в. идея баланса общества и природы облеклась в конкретные предложения. Конец XX в. можно считать временем, когда человечество осознало опасность экологической катастрофы, но еще не выработало надежной стратегии для защиты от нее.
Международные экологические программы и проекты
В конце 1960-х годов многие страны осознали, что необходима координация усилий по сбору, хранению и переработке данных о состоянии окружающей среды, В 1972 г. в Стокгольме прошла Конференция по охране окружающей среды под эгидой ООН, где впервые возникла необходимость договориться об определении понятия «мониторинг». Решено было термин мониторинг окружающей среды понимать как комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов.
В зависимости от критериев и уровней выделяют различные виды экологического мониторинга. Наиболее высокий уровень — глобальный. На глобальном уровне задачи экологического мониторинга особенно сложны. Если мониторинг на региональном уровне, как правило, является внутригосударственной задачей, то глобальный мониторинг — задача всего мирового сообщества. К концу XX в. сформировалась своего рода структура — глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС).
Цели ГСМОС определяются в ходе международного сотрудничества в рамках различных международных организаций, соглашений (конвенций) и деклараций. Задача изучения Земли как целостной природной системы поставлена Международной геосферно-биосферной программой (МГБП), осуществление которой началось с 1986 г. В основу этой исследовательской программы положены междисциплинарные исследования по ряду ключевых проектов. В основном проекты ориентированы на изучение изменений климата. Руководителями большей части проектов были ученые и специалисты США; у нас эту задачу взяла на себя программа «Глобальные изменения природной среды и климата». Работы выполняются на основе широкого применения космических средств наблюдений. МГБП предусматривает разработку семи ключевых направлений.
1. Закономерности химических процессов в глобальной атмосфере и роль биологических процессов в круговоротах малых газовых компонентов. Проекты, выполняемые по этим направлениям, ставят целью, в частности, анализ последствий изменения содержания озона в стратосфере и проникновения к земной поверхности биологически опасной УФ-радиации, оценку влияния аэрозолей на климат и др.
2. Влияние биогеохимических процессов в океане на климат и обратные влияния. Проекты включают комплексные исследования глобального газообмена между океаном и атмосферой, морским дном и границами континентов, разработку методик прогнозирования реакции биогеохимических процессов в океане на антропогенные возмущения в глобальном масштабе, изучение Мирового океана.
3. Изучение прибрежных экосистем и влияния изменений землепользования.
4. Взаимодействие растительного покрова с физическими процессами, ответственными за формирование глобального круговорота воды. Проводятся исследования по Программе глобального эксперимента по изучению круговорота энергии и воды как дополнение к исследованиям по Всемирной программе исследований климата.
5. Влияние глобальных изменений на континентальные экосистемы. Разрабатываются методики прогноза воздействий изменений климата, концентрации углекислого газа и землепользования на экосистемы, а также обратных связей; исследуются глобальные изменения экологического разнообразия.
6. Палеоэкология и палеоклиматические изменения и их последствия. Проводятся исследования с целью реконструкции истории изменений климата и окружающей среды с временным разрешением не менее 10 лет.
7. Моделирование земной системы с целью прогноза ее эволюции. Создаются численные модели в глобальном масштабе, делаются количественные оценки взаимодействия глобальных, физических, химических и биологических интерактивных процессов в земной системе на протяжении последних 100 тыс. лет и др.
Ответственность за международное координирование долгосрочного мониторинга изменений состава атмосферы в глобальном масштабе лежит главным образом на Всемирной метеорологической организации (ВМО). Этот мониторинг осуществляется посредством Глобальной службы наблюдений атмосферы. В настоящее время в состав ГСА входят: наблюдательные станции; научные центры по обеспечению качества измерений; мировые центры данных. ГСА включает сеть наблюдателъных станций (обсерваторий), охватывающую весь земной шар.