План лекции:
1.Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.
2. Чувственное и рациональное в познании.
3. Теория истины. Проблема критерия истины.
4. Наука как специфическая форма развития познания.
5. Методы научного познания.
6. Основные понятия и принципы синергетики
1) Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания
Познание – это процесс взаимодействия субъекта и объекта. В философии Нового времени противопоставление человека и мира было заменено противопоставлением субъекта и объекта. Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на достижение тайн противостоящего ему объекта.
Объект – это та сторона действительности, на которую направлено познание. В принципе все, что только может помыслить или представить себе человек, способно стать предметом его познавательной деятельности, любые фантазии и гипотетические ситуации.
Современная трактовка понятия «субъекта познания» берет свое начало от Декарта, который считал противопоставление субъекта и объекта исходным пунктом анализа познания. Это дало возможность решать вопросы достоверности знания при обосновании активности субъекта. Субъектом познания философы Нового времени считают не эмпирического индивида, человек, обладающий абстрактно-всеобщими способностями к познанию. Важный шаг был сделан Кантом, который раскрыл законы внутренней организации субъекта, представление о родовом субъекте, априорном и апостериорном знании. Он выдвигает идею трансцендентального субъекта, представляющую собой, по сути, философское оформление творчески активного потенциала человечества.
Характерные черты познания:
--познание есть сущностное отношение к миру;
--творческий процесс, детерминированный историческими аспектами
--основа конструктивного отношения к миру, которое проявляется в способности мысленного преобразования мира.
2) Чувственное и рациональное в познании
В процессе познания принимают участие и чувства и разум. Сенсуализм абсолютизирует роль чувств, рационализм – разума. Чувственное и рациональное представляют собой две стороны познания, которые тесно переплетены.
Чувственное познание: непосредственное отражение (кроме представления); отражение внешнего; отражение единичного (включает элементы общего).
Рациональное: опосредованное отражение; отражение внутреннего (сущности); отражение общего. Общее и опосредованное для чувственного – элементы, а для рационального они составляют сущность.
К чувственному отражению относятся ощущения, восприятия и представления.
Проникнуть в суть вещи, познать законы ее функционирования, связи можно с помощью абстрактно-логического мышления, которое осуществляется в виде понятий, суждений и умозаключений.
Итак, познание – это активный, поисковый сложный процесс, складывающийся из диалектического соотношения чувственного и рационального.
Единство чувственного и рационального в познании.
Чувственный опыт зависит от понятийного аппарата, от языка, используемого человеком в практической деятельности. Приступая к познанию чего-то с помощью органов чувств, мы имеем рациональную почву, какую- то жизненную установку, под углом зрения этого логического знания и воспринимаем предмет.
Само понятие является результатом исторического опыта человечества или группы. Они постоянно сопоставляются с непосредственным опытом людей, их интересами, проверяются и уточняются на практике.
Не существует чисто эмпирической стадии познания, так как уже в процессе выработки ощущений принимают участие ранее накопленные знания, относящиеся к рациональной сфере. Чувственное отражение – не механическое фотографирование внешнего, а результат активного осмысленного освоения человеком воспринимаемого. В сознании человека хранится зафиксированный в виде идеальных образов и понятий, приобретенный в процессе всей его жизни опыт. Человек подводит восприятия под эти понятия и они накладывают определенный отпечаток на содержание восприятия.
3). Теория истины. Проблема критерия истины.
Для выражения форм познания с внешним миром используется категория «истины». В современной философии выделяют три концепции истины:
1.концепция соответствия (классическая) высказана Платоном и Аристотелем. Эта концепция устанавливает соответствие между формами психики, знанием и объективным содержанием, предметом. Аристотель считал, что истинное и ложное находится в мысли, а не в вещах. Истина – соответствие мыслей действительности.
2. когерентная концепция разрабатывалась Лейбницем, Спинозой, Гегелем. Эта концепция пыталась найти критерий истины в сложных познавательных ситуациях, когда отсутствует прямой контакт субъекта и объекта (речь идет о науках, занимающихся абстракциями высшего уровня).
3. прагматическая концепция берет начало в греческой софистике и древней китайской философии. Критерием истины считают эффективность, практическую полезность знания. Все три концепции дополняют друг друга.
Проблема истины включает в себя: объективность истины, диалектику объективного и субъективного, абсолютного и относительного, принцип конкретности, проблему критерия истинного знания.
Истина – диалектический процесс от субъективной идеи человек идет к объективной истине через практику.
Объективная истина бывает относительной и абсолютной: эти понятия характеризуют процесс обретения истины с разных сторон.
На каждом отдельном этапе познание всегда несуверенно (относительно), поскольку оно ограничено временем и уровнем развития того общества, в котором существует. Суверенность познания выражается в принципиальной возможности получения истинных знаний обо всей действительности на протяжении существования ряда поколений. Любое знание всегда содержит нечто такое, что имеет статус всеобщности и необходимости, то есть не зависит от субъекта. Это и есть абсолютное в знании. Таким образом, абсолютное и относительное – моменты объективной истины.
Практика – это взаимодействие субъекта и объекта, это процесс, в ходе которого человек, преобразуя действительность, изменяет самого себя. Практика и познание – диалектическое единство: материальная деятельность предполагает целеполагание как акт сознания, а с другой стороны, целеполагание есть результат отражения общественно- исторической практики в формах знания.
Гносеологические функции практики. Она рассматривается как генетическая основа познания, фундамент, на котором вырастает здание человеческого знания; как цель познания; как движущая сила познания; критерий истины.
4) Наука как специфическая форма развития познания
Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Наука в классическом виде сформировалась в XVII—XVIII вв. и представляла собой, прежде всего, естествознание. Долгое время сложившийся образ науки считался единственно возможным, абсолютным. Однако наука, как и другие формы духовной культуры, подвержена изменению и развитию. Во второй половине XIX в. начинает быстро развиваться гуманитарное и социальное знание, которое по своему содержанию (предмету, методу, формам существования) конфликтует с классическим образом научности.
Наука как знание обладает целым рядом характеристик. Главной особенностью научного знания является его рациональность. В науке новые сведения о реальности формулируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов.
Три этапа развития науки, 3 типа научной рациональности:
1.классический тип (17-18 вв.) – господствует объективный стиль мышления, стремление познать объект сам по себе, абстрагируясь от всего субъективного.
2.неклассический тип (19-20 вв.) – учитывает зависимость результатов исследования от характера средств ученого и от тех операций, которым подвергался изучаемый объект. Отвергает объективизм классической науки, пытаясь осмыслить связи между звеньями объекта и характером средства операции.
3.постклассический тип (вт.пол. 20 в). учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с исследовательскими средствами и операциями, но и ценностно-целевой ориентацией ученого. Важнейшая особенность – универсальный эволюционизм. Идеи эволюции соединяются с идеями системного подхода.
Выделяют различные критерии научности: внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости.
5) Методы и формы научного познания
Высшей формой познания является научное. Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический. В эмпирическом исследовании чувственные данные предстают как материал, подлежащий сравнительному анализу, и представляют собой основу для выводов, которые должны быть сопоставлены с имеющимся знанием и подвергнуты проверке. Науки, занимающиеся эмпирически исследованием, носят название индуктивных. Теоретическим называется исследование, направленное на выявление сущностной детерминации событий и результатом которого является построение теории.
К методам эмпирического познания относятся такие, которые устанавливают непосредственную связь исследователя с исследуемым предметом. К основным относятся наблюдение, эксперимент, аналогия..
Теоретическим называется исследование, направленное на выявление сущностной детерминации событий и результатом которого является построение теории. Методы теоретического исследования: моделирование, аксиоматика, формализация, математизация.
Научное познание объектов предполагает изучение развития объекта, то есть его истории. А это возможно 2 методами: исторический воспроизводит все детали действительного исторического развития и логический, который также воспроизводит историю, но в ее главных существенных чертах.
Логическим методом воспроизведения объекта в понятиях является метод восхождения от абстрактного к конкретному.
6). Основные идеи и принципы синергетики
Одной из центральных проблем науки становится проблема самоорганизации материальных систем, которую решает синергетика. Ее основоположниками считаются Г. Хакен и И. Пригожин. Синергетика исследует процессы, протекающие в открытых системах, в которых при определенных условиях из хаоса могут самопроизвольно возникать упорядоченные структуры, что и характеризует стремление к самоорганизации. Система должна быть открытой и нелинейной, взаимодействия между множеством ее элементов всегда подвержены малым флуктуациям (случайным возмущениям в системе, способствующим появлению новых структур).
Основные принципы синергетики:
1.невозможно жесткое программирование тенденций эволюции сложноорганизованных систем – речь может идти лишь об их самоуправляемом развитии;
2.любой сложной системе присуща альтернативность сценариев ее развития;
3.неустойчивость трактуется как одно из условий и предпосылок стабильности и динамичности развития;
4.целое и сумма частей – качественно различные структуры
Свое понимание феномена самоорганизации И. Пригожин связывает с понятием диссипативной структуры – структуры спонтанно возникающей в открытых неравновесных системах. Именно «совместное действие» или когерентное поведение элементов диссипативных структур и является тем феноменом, который характеризует процессы самоорганизации.