Конспект лекций по предмету "Культурология"


Православие и образование в России

В среде языческих славян образованность, грамотность являлись редкими явлениями. В принципе ещё до деятельности Кирилла и Мефодия у славян были системы письма. Предположительно, в среде дохристианских славян использовались четыре алфавита, но до нашего времени ни один из них не сохранился.
Настоящий культурный скачок в вопросе образования был совершён благодаря деятельности просветителей Кирилла и Мефодия. В середине IX в. они создали для богослужебных целей глаголицу. Причём на письме глаголицы почти не отразилось влияние других языков, то есть это было принципиально новое письмо. Однако последовательность и соотношение звуковых значений в системе алфавита имеет много общего с греческим письмом. Значения букв здесь максимально приближены к фонетическому строю славянских языков. Глаголица как единый славянский алфавит просуществовал несколько десятилетий. В конце IX века в Болгарии, вследствие гонений на славянское богослужение, был создан новый алфавит – кириллица. Его основу составило греческое письмо, дополненное видоизменённой глаголицей. Кириллица, вбиравшая в себя греческое письмо, нашла более широкое применение, чем глаголица. Кириллица и глаголица дали огромный импульс к развитию культуры в целом, приблизили её к культурному наследию античного, а главное – христианского мира.
Длительное время в России единственным источником грамотности и образования считались школы при церквях, монастырях, хотя до монголо-татарского нашествия функционировали и светские школы, например, при дворе князя Владимира Святого. Говоря о степени образованности людей на древней Руси, нужно отметить, что их общий культурный уровень был весьма высоким. Археологические находки свидетельствуют о том, что даже среди жителей сёл и деревень было достаточно много грамотных людей. Важную роль в развитии грамотности населения играли города. Следует сказать, что городов на Руси было настолько много, что варяги звали Русь страной городов. К началу XIII века на Руси насчитывалось примерно 300 городов. Древнерусские города отличались чистотой и ухоженностью. Столь интенсивный рост городской культуры указывает на высокий уровень развития не только общинного, но и индивидуального сознания, поскольку жизнь в городе, независимо от своей общины, подразумевает определённую самостоятельность, а также самодостаточность. Без последней никакой правопорядок в городе невозможен. Город – это место, где о человеке, о его прошлом могут не иметь никаких сведений. Если же говорить о сельских жителях, живущих продолжительное время по соседству, то они достаточно хорошо знают друг друга, имеют о своих односельчанах то или иное представление, что, естественно, является для них стимулом для соблюдения норм поведения, соответствующих приличиям. Общинно-родовые отношения, характерные для жизни селян, характер труда, тесно связанный с работой на земле, преодоление последствий нередких природных стихий – всё это, несомненно, накладывало свой отпечаток на быт и миропонимание крестьянина. Что же касается жизни горожанина, то, безусловно, она имела свои отличительные особенности, поскольку ему приходилось организовывать свою жизнь не столько согласно общественному мнению, а сколько в соответствии с собственной позицией, приобретённым опытом, накопленными знаниями, достаточно развитым мировоззрением. Всё это вносило определённые коррективы в характер, определяющийся совокупностью всех психических и духовных свойств человека.
Духовный опыт человека в городе оказывался особенно востребованным. Если мы возьмём Новый Завет, то увидим, что послания апостолов, прежде всего, были направлены в города: в Ефес, в Коринф, в Рим, в Фессалоник. Сам город предполагал атмосферу духовной чистоты, целомудренность жителей градов. Целомудрие, как отмечает П. Флоренский, рассматривается как блаженство, которое мыслится в качестве само-заключённости, само-собранности, само-цельности личности. Можно сказать, в целомудрии выражается идея самодостаточности и полноценности человека. Поэтому-то само-цельность человека предполагала цельность города, огороженного сплошной стеной от внешнего мира, «лежащего во зле». Город же в духовном смысле защищался Богородицей, выражающей корень девства, чистоты и целомудрия. Обычно защита Девы Марии выражалась в таком иконографическом типе, как Оранта (Знамение). С.С. Аверинцев считает, что древнерусские города выстраивались согласно идее Небесного Иерусалима. С.С. Аверинцев пишет о древнерусских градах так: «Упорядоченное и замкнутое внутреннее пространство города, организованное вокруг храмов, отгороженное крепкими стенами от хаотических просторов степи… место княжеского суда, средоточие веры и учёности, – пространство это являло… образ строенного дома Премудрости, обособленного от внешней тьмы…».
Город был также центром распространения грамотности, создания литературных произведений. Само чтение книг воспринималось как священнодейство, ибо в книгах люди читали о добре, о том мире, который носит отпечаток деяний своего Творца.
Литература Древней Руси отличалась необычайной выразительностью и надындивидуальностью. Как правило, древнерусская книга представляла собой одновременно и законченное произведение, и идеи, органично включённые в мировую историю. Обычно древнерусские писатели начинали свой труд с описания мировых событий, связанных с сотворением мира, с всемирным потопом, с рождением Иисуса Христа... Это подчёркивало взаимосвязь событий всемирной истории с жизнью тех героев, о которых повествуется в литературном произведении. О памятниках древнерусской литературы Д.С. Лихачёв пишет так: «Исторических сочинений великое множество. Но одна их особенность изумляет: говоря о событиях истории, древнерусский книжник никогда не забывает о движении истории в её мировых масштабах». Поэтому древнерусская литература представляет собой своеобразный сюжет мировой истории, в которой тема смысла человеческой жизни является центральной. Всё это требовало развитого кругозора, богатого мышления не только книжника, но и его читателя. Достаточно вспомнить «Повесть временных лет», где перечисляются города, реки, другие географические пункты, охватывающие очень большие пространства, в которых и современный человек без карты не всегда грамотно ориентируется.
1 апреля 1564 г. дьяконом Иваном Фёдоровым была издана первая печатная книга «Апостол».
С XVII века в России активизируется развитие светского искусства. Основа для этого была подготовлена самим православием, которое обратило людей к деятельному созиданию, воплощению интеллектуальных и духовных опытов своей жизни в сфере науки и искусства. Так, в области стихосложения огромную роль на Руси имело молитвословие, в котором человек обнаруживал необыкновенную гармонию слов. В это время складывается виршевая поэзия. Само слово вирши (стихи) заимствовано в 1570-х годах из польского языка и имеет латинские корни. В основе виршеписания часто лежали религиозные мотивы, в том числе связанные с защитой православной культуры от экспансии западно-католической церкви. Приведём пример виршевой поэзии, связанной с критикой католицизма:

О римских и латинских папежах,
Аки о бесовских мрежах:
Ими же человеческия души уловляются
И во адово дно низпосылаются.

В XVII столетии распространяется стихотворная молитва, обращённая к Богу или к какому-либо святому. Яркий образец такой молитвы дал нам С.И. Шаховской, который женился против закона в четвёртый раз и оказался перед угрозой расторжения брака.

Помилуй, Господи Царю,
И сохрани жену мою,
Аще и незаконно поях ю,
И чада моя,
Еже еси даровал, презря
Мои согрешения.
Соблюди их, Владыко, и помилуй,
И долгоденьствия даруй.
Во здравии и спасении
Посети, Владыко, милосердием Своим.
Во веки, Аминь.

В этом тесте обращает на себя внимание то, что в нём выражены индивидуальные чувства автора, обращённые к Богу. Причём, если обычно молитва касается глубин человеческой души, которую возможно раскрыть лишь перед Господом, то в стихотворной форме она становится доступной для человеческого, рассудочного её восприятия другими людьми.
Развитие литературной культуры в России создало потребность в распространении грамотности среди населения. Грамотный человек пользовался в России большим уважением и его ценили как в народе, так на государевой службе.
В 1634 году был издан словарь Василия Фёдоровича Бурцева. На складе Московского печатного двора в середине этого века лежало до 3 000 экземпляров этого словаря. Стоимость его по тому времени была весьма низкой – 1 копейка. Примерно в это же время была опубликована «Грамматика» Мелентия Смотрицкого (по ней учился М.В. Ломоносов).
Во второй половине XVII века был написан «Лицевой букварь» Карионом Истоминым. В основе букваря лежал принцип наглядности. Каждой букве был отведён отдельный лист, на котором изображались образцы написания буквы, её аналоги на других языках и помещались картинки предметов, названия которых начинаются на данную букву. Под картинками были расположены вирши с теми же словами, а в заключение – молитвы о пользе чтения и науки.
Издавались и другие буквари. Всего за вторую половину XVII столетия Печатный двор издал 300 000 букварей, 150 000 учебных псалтырей и часословов. По-прежнему выходило множество рукописных книг. В 1680 г. при Печатном дворе была открыта школа, в которой первоначально обучалось 30 учеников из разных сословий. В конце XVII века в ней училось 232 ученика. В 1687 г. открылась Славяно-греко-латинское училище, впоследствии названное академией. При этом учебном заведении функционировала библиотека, и профессорско-преподавательский состав академии пользовался рядом льгот, а в обществе – глубоким почтением. Важную роль в развитии образования в этой академии сыграли учёные греки, в первую очередь, братья Лихуды, составившие учебники по основным предметам.
Важнейшим образовательным принципом в России являлся синтез подачи научной информации и воспитательной. Так, уже при Петре I в 1717 году было издано «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению». Эта книга напечатана гражданским шрифтом. В ней ребёнок находил материал полезный и для обучения грамоте, и для духовного роста. В «Зерцале» изложено весьма много нравоучительных норм, которых надобно придерживаться всякому человеку. Например, такие: «Наипаче всего должны дети отца и мать в великой чести содержать»; «В доме ничего своим именем не повелевать, но именем отца или матери»; «Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке… Умой руки и сиди благочинно, сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри, как свинья… Над яствою не чавкай… не проглотя куска не говори… Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего…». Девушкам в «Зерцале» давались такие наставления: «Стыдливая девица не токмо в лице краснеет, но и стыдливые уши имеет. Устрашится, когда бесстыдное слово услышит… и скверные песни. Сущая девица потупит лицо свое, яко бы она того не разумеет, или восстав отходит далее. А которая смеётся, и к тому спомогает, такая не лучше иных»; «Чистая девица не токмо чистое тело должна иметь и честь свою хранить, но должна и чистое и целомудренное лицо, очи, уши и сердце иметь».
В XVIII веке, со времени реформ Петра Великого, резко усилилось обмирщение русской культуры. Причём этот процесс затронул не столько быт народа, сколько принципы правления государством, которому церковь была подчинена. В 1721 г. Пётр I учреждил Синод, патриархат же был упразднён, а восстановлен уже советской властью лишь в 1917 году. Утверждение Синода вместо патриаршества подорвало веру у многих людей в такие церковные таинства, как исповедь, ибо священник обязывался сообщать всю важную для государственной власти информацию, невзирая на пути её получения. В этом отношении Синод был «министерством духовных дел православного вероисповедания». В конечном итоге зависимость церкви от государства во многом подготовила почву для Октябрьской революции 1917 года и подрыва основ русской культуры. Последующие правители России после Петра Великого также старались подчинить себе церковь. Так, в 1764 г. императрица Екатерина II инициировала секуляризацию церковных земель.
В XVIII столетии в России издаётся значительное количество светских книг. В книгоиздательстве большую пользу стране принёс Н.И. Новиков (1744-1818), организовавший публикацию книг. С 1769 году Новиков занимался изданием журнала «Трутень», который полемизировал с журналом Екатерины «Всякая всячина». В 1770 году «Трутень» был закрыт властями, и Новиков издаёт новый журнал «Пустомеля», который после второго выпуска был запрещён. Далее Новиков издавал журналы «Живописец», а потом «Кошелёк»; оба были также запрещены. Новиков издавал в печати и архивные исторические материалы. «Древняя Российская Вивлиофика» (библиотека), состоявшая из 28 книг, была посвящена императрице. С 1778 году он возглавлял типографию Московского университета. О широком размахе книгопечатания в это время наглядно свидетельствовал тот факт, что в 1788 году в этой типографии издавался 41 % всех книг в России. К сожалению, деспотизм и жестокость Екатерины II, её увлечение протестантскими идеями сильно тормозили развитие как христианской, так и светской культур в России. Кстати, в годы правления Екатерины II большое количество православных храмов и монастырей было закрыто.
Значительным результатом обмирщения русской культуры стало зарождение научного и философского знания, которое не противостояло религии, но сохраняло связь с ней. В 1755 г. был основан Московский государственный университет. Срок обучения в нём составлял 7 лет. Первые три года – на философском факультете, где изучались философия, математика, физика, а также исторические, словесные, экономические науки. Остальные четыре года изучали либо юридические, либо медицинские науки, в зависимости от выбранной специальности. К 1917 г. в России действовало 14 университетов, в том числе Королевский Варшавский (с 1816 по 1831гг.).
Вместе с тем крепостное право, окончательно закрепившееся в Соборном уложении 1649 года, резко тормозило развитие культуры в России. Надо заметить, что установление крепостного права предстаёт закономерным явлением, связанным с тем, что после крайне жестокого правления Ивана Грозного и смутного времени крестьяне часто бежали со своих земель. Чтобы удержать крестьян на земле и брать с них налоги, понадобилось обратиться к силе государственного закона и закрепить крестьян к земельным наделам, находящихся под управлением дворянина или государственного служащего. Тем не менее до начала XVIII века крепостное право воспринималось людьми как возможность служить православному государству на определённом месте, но со времени Петра I крепостничество начало рассматриваться в контексте личной собственности, как это было в германских землях. При Екатерине II крепостное право усилилось и по сути приблизилось к рабству, чему способствовали законы, изданные Екатериной II. Так, после подавления восстания Е. Пугачёва, императрица издала указы, согласно которым крестьянин не имел права жаловаться на помещика, а сам помещик по собственному усмотрению мог сослать крепостного в Сибирь, в частности на серебряные рудники в районы Нерчинска. Такие аморальные законы приближали положение крепостных крестьян к положению рабов, что не содействовало духовному и интеллектуальному росту нации. Неудивительно, что, несмотря на отмену крепостного права в 1861 году, в стране вплоть до 1917 года значительная часть населения было безграмотной.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.