(их противоположность раскрывает Ф. Энгельс в работе «Анти-Дюринг»)
2. с развитием гуманитарного познания (речь идёт о развитии исторической науки на рубеже XIX - XX вв., наук о духе) философия выявила (обнаружила) другую пару противоположных методов: метод объяснительный (обобщающий) и метод описательный (индивидуализирующий).
Обобщающий метод
Ориентирован на естествознание.
1) в процессе его применения мы получаем реальность, именуемую природой.
2) познание стремится усмотреть за единичным, однократным общую закономерность, необходимую повторяемость. Знание о единичном не самоценно, познание движется от единичного к общему. Поэтому данный метод получил название обобщающего или генерализующего.
3) познание движется от поверхностного знания (знания явлений) к скрытой за явлениями сущности объекта. Настоящее знание трактуется как знание о необходимых, устойчивых, существенных связях и признаках объекта.
Описательный метод
Ориентирован на историческое познание (на историю духовной культуры).
1) познание направлено на понимание того ценностного смысла, который заключён в единичных (уникальных) событиях, составляющих историю человеческой культуры. При таком понимании познание единичного события является самоценным.
2) познание не связано с движением мысли от явлений к сущности.
Предметом познания выступает непосредственно данный в том или ином событии смысл (самораскрывающийся смысл, или феномен). Этот смысл не может быть обобщён, но он может быть более или менее полно понят и описан.
Философия пользуется особыми средствами познания, среди которых большую роль играет
1 самонаблюдение
2 сомнение
3 интеллектуальная интуиция
4 герменевтическая интерпретация.
Герменевтика - это искусство, теория и метод понимания ценностных смыслов, выраженных в конкретных уникальных текстах. Понимание осуществляется не только с помощью разума, но и с помощью всех духовных сил человека (эмоциональной стороны человеческой натуры).
Философия - это мышление, стремящееся обосновать положение человека в мире.