Источниками экологического права являются нормативно-правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой. Источники экологического права наделены некоторыми особенностями в связи с тем, что земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесены Конституцией РФ к предмету совместного ведения РФ и ее субъектов, а эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Кроме специального законодательства об окружающей среде нормы экологического права содержатся в актах гражданского, уголовного, конституционного и другого законодательства.
Источники экологического права необходимо соответствующим образом классифицировать по:
1) юридической силе (законы и подзаконные акты);
2) по предмету регулирования на:
а) общие, которые характеризуются тем, что предмет их регулирования достаточно широк и охватывает не только экологические, но и другие общественные отношения;
б) специальные - это акты, которые полностью посвящены только вопросам окружающей среды или же ее каким-то элементам (например, ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д.).
3) по характеру правового регулирования на:
а) материальные - акты содержащие нормы материального права (например, ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
б) процессуальные, регулирующие процессуальные отношения в области природопользования и охраны окружающей среды (например ГПК РФ, УПК РФ).
Среди законов можно выделить конституционные и федеральные, занимающие верховное место в иерархии нормативно-правовых актов и являющиеся руководящими основами в дальнейшей правотворческой деятельности по совершенствованию экологического законодательства.
В вопросах природопользования и охраны окружающей среды огромное значение имеет Конституция РФ. Она закрепила в области экологии положение о том, что деятельность по формированию современного законодательства об окружающей среде и его рационального использования является весьма существенной, так как экологические интересы человека и всего общества в целом - это проблемы социального характера. В ст. ст. 9, 36, 42 Конституции РФ закреплены основные экологические права человека и гражданина в области охраны окружающей природной среды, а также его обязанности.
В 1991 году был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», заложивший основы прогрессивного развития данной отрасли права с учетом политических, экологических, экономических и социальных условий нашего государства. Главенствующее место в законе отводилось предупреждению нанесения вреда природной среде, стимулированию и обеспечению исполнения экологических требований всеми гражданами, должностными лицами, предприятиями и учреждениями.
10 января 2002 г. был принят ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который восполняет пробелы предыдущего закона, так как содержит общие экологические требования, которые должны соблюдаться как при планировании и проектировании использования земель для различных нужд, так и в процессе их непосредственной эксплуатации. Вышеназванные законы составляют законодательство об окружающей среде, так как объектом их правового регулирования является вся окружающая среда.
Кроме того к природоохранному законодательству относятся такие Законы как ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; ФЗ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»; ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»; ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другие. Они составляют основу законодательства об окружающей среде.
Большое значение в системе экологического права имеет природоресурсное законодательство, которое в отличие от законодательства об окружающей среде, более развито, так как развивалось применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов. Являясь совокупностью законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных ресурсов, природоресурсное законодательство РФ включает в себя: ЗК РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ; ВК РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ; ЛК РФ от 04 декабря 2006 г. № 200-ФЗ; Градостроительный кодекс от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ; ФЗ «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ; Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1; ФЗ «О континентальном шельфе» от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ; ФЗ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и др.
В субъектах РФ роль источников экологического права выполняют Конституции республик, Уставы краев, областей, а также законодательные акты по отдельным вопросам использования и охраны природных ресурсов и об охране окружающей среды.
Значительную роль в экологическом праве играют и подзаконные нормативно-правовые акты, и в первую очередь, Указы Президента РФ. В экологическом праве, особенно в его природоресурсной части, Указы Президента актуальны, и разнообразны, что объясняется значимостью и сложностью природоресурсных отношений, долгой процедурой принятия нового ЗК РФ, необходимостью восполнения пробелов в регулирования землепользования и пользования иными природными ресурсами. Оказавшими значительное влияние на развитие природоохранных отношений можно считать следующие Указы: от 28 августа 2003 г. № 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; от 31 июля 2003 г. № 858 «Об утверждении Положения о специальной комиссии по вопросам ввоза на территорию Российской Федерации облученных тепловыделяющих сборок зарубежного производства и ее состава», от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и другие.
Постановления и решения органов исполнительной власти также занимают значительное место среди источников экологического права. Так, Правительство РФ, осуществляя распорядительные функции, активно участвует в формировании экологического права. Об этом свидетельствует перечень актов Правительства, принятых в последние годы по вопросам ведения учета и кадастров природных ресурсов, по вопросам прогнозирования экологопользования, государственной экологической экспертизы, по вопросам контроля за экологопользованием, по утверждению Положений об органах управления природными ресурсами и их охране (например, Постановление Правительства от 17 мая 1997г. «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов РФ») и др.
Значительный удельный вес среди источников экологического права имеют и межведомственные нормативно-правовые акты, принимаемые органами управления межведомственной компетенции, к которым относятся Министерство природных ресурсов, Федеральная служба земельного кадастра, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство имущественных отношений и др.
Ведомственные нормативно-правовые акты существуют в виде приказов и распоряжений, принимаемых министрами и руководителями ведомств, а также инструкций, рекомендаций, правил, наставлений, ГОСТов по вопросам экологопользования, отнесенным к их компетенции.
Кроме того существуют локальные экологические нормативно-правовые акты, принимаемые в организациях, учреждениях и на предприятиях, устанавливающие для неперсонифицированных граждан обязанности или предоставляющие им права.
Особое место среди источников экологического права занимают источники права, содержащиеся в международно-правовых договорах. В ст. 15 Конституции РФ сказано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором участвует Россия, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора при условии его ратификации в установленном порядке.
Предметом охраны экологического международного права являются Мировой океан, воздушный бассейн, озоновый слой, Космос, Антарктида, Арктика, мигрирующие животные и т.д. Важнейшей конвенцией можно назвать Конвенцию «О биологическом разнообразии», подписанную в Рио-де-Жанейро в 1992 году и ратифицированную Россией в 1995 году.
9.4. Экологические правоотношения: понятие, субъекты, объекты, содержание
Под экологическими правоотношениями понимают общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения их являются юридические факты:
а) события;
б) действия, которые в свою очередь подразделяются на позитивные и негативные.
События - это стихийные бедствия, лесные пожары, извержения вулканов, наводнения и т.п. Событие не всегда является природным явлением, поскольку довольно часто - это следствие непродуманной деятельности человека (массовое выкачивание подземных вод, добыча нефти, газа, иных редких полезных ископаемых в особо крупных масштабах и т.д.).
Действия являются наиболее распространенными основаниями возникновения экологических правоотношений. Они проявляются через проступки человека. Позитивное поведение человека означает выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона. Такие действия подразделяются на:
а) экономические (использование природных ресурсов);
б) экологические (охрану окружающей природной среды).
При негативном экологическом правоотношении нарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека.
Конституция РФ предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Государством гарантируется защита экологических прав человека и гражданина. Из этого можно сделать вывод, что государство в лице своих компетентных органов является субъектом экологических правоотношений равно как и муниципальные территориальные образования в лице компетентных органов МСУ. Также среди субъектов можно выделить:
1) граждан, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с использованием окружающей среды, воздействиями на нее;
2) хозяйствующих субъектов: предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также граждан, осуществляющих общее и специальное природопользование;
3) физических лиц, принимающих и реализующих определенные экологически значимые решения, совершающих акты экологического поведения;
4) лиц, реализующих контрольно-надзорные функции в силу своего должностного или общественного положения, а также функции экологического управления;
5) правоприменителей: следователей, прокуроров, судей и должностных лиц, наделенных правом применения административных и уголовных санкций.
Объектами экологических правоотношений являются все охраняемые законом объекты земной природы, которые подразделяются на три категории:
1) интегрированные объекты;
2) дифференцированные объекты;
3) особо охраняемые объекты.
К первой категории интегрированных объектов относится окружающая среда. Данное понятие складывается из понятий «природная среда» и «окружающая человека среда». Под окружающей человека средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Природная среда представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных (объектов, измененных в результате хозяйственной и иной деятельности человека и (или) объектов, созданных человеком, обладающих свойствами природного объекта и имеющих рекреационное и защитное значение).
К дифференцированным объектам относятся такие компоненты природной среды как земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, растительный и животный мир и иные организмы, атмосферный воздух, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на земле.
Земля - охраняемый законом природный объект, представляющий собой в широком смысле всю планету, территорию со всеми ее естественными компонентами. В узком смысле слова, земля - поверхностный почвенный слой, выполняющий экологические функции (взаимосвязь живой и неживой природы), экономические (средство производства в сельском и лесном хозяйстве), а также культурно-оздоровительные функции.
Под недрами согласно Закону РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (в ред. от 17 июля 2009 г.) понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Воды - охраняемый природный объект, представляющий часть природной среды (гидросферу нашей планеты) и состоящий из естественных и искусственных водоемов, подземных вод, ледников, Мирового океана.
Континентальный шельф - это природный ресурс, морское, океаническое мелководье, которое имеет аналогичное с соседней сушей геологическое строение. Это наиболее продуктивная часть акватории, богатая минеральными и живыми ресурсами.
Морскую среду составляют море, минеральные и живые ресурсы, которые неразрывно связаны со средой обитания.
Под животным миром следует понимать охраняемый законом природный объект, включающий насекомых, пресмыкающихся, зверей, птиц, рыб и других животных, находящихся в состоянии естественной свободы.
Атмосферным воздухом является компонент биосферы, элемент окружающей среды, природная смесь газов приземного слоя атмосферы, сложившаяся в ходе эволюции Земли.
Леса - возобновляемый природный ресурс, совокупность лесной растительности, земли, животного мира, имеющий важное экологическое, экономическое и социальное значение.
Растительный мир - природный ресурс и важный компонент биосферы, который тесно связан с животным миром, климатом, почвой.
Все остальные объекты относятся к особо охраняемым. Это такие объекты, которые включены в Список всемирного природного наследия и Список всемирного культурного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, редкие животные и другие организмы и места их обитания.
Права и свободы каждого человека являются высшей ценностью, что находит свое отражение в ст. 2 Конституции РФ. Экологические права человека - это закрепленные в законодательстве права индивида, которые обеспечивают удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.
По уровню правового регулирования данные права подразделяются на основные и иные в области окружающей среды. Основные права закреплены Конституцией РФ и различными международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. Основными конституционными экологическими правами человека в России являются, прежде всего, право каждого на благоприятную окружающую среду, право частной собственности на землю и иные природные ресурсы, право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненого здоровью или имуществу экологическим правонарушением, право каждого на охрану здоровья, медицинскую помощь и прочие.
Иные экологические права человека в области природопользования и охраны окружающей среды установлены в законах и других подзаконных актах РФ и ее субъектов. Например, ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предоставляет следующие права: создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды; принимать участие в собраниях, шествиях и демонстрациях, а также референдумах по вопросам охраны окружающей среды; обращаться с письмами, жалобами и заявлениями в государственные органы и органы МСУ по вопросам охраны окружающей среды и требовать их рассмотрения; требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, а также возмещения экологического вреда; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных граждан и юридических лиц; предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.
Ввиду высокой социальной и экологической опасности радиационного загрязнения окружающей среды ФЗ от 09 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» устанавливает, что иностранные граждане, наряду с гражданами РФ, имеют право на радиационную безопасность; получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения; граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью; возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных данным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством РФ. Правовое регулирование экологических прав гражданина отвечает международным требованиям, именно поэтому Россия была принята в Совет Европы.
Конституция РФ предусмотрела также обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Такая обязанность, в первую очередь, возложена на лиц, чья трудовая деятельность связана с природопользованием и воздействием на окружающую среду. Эти лица обязаны строго соблюдать адресованные им требования законодательства, нарушения которых влекут юридическую ответственность.