В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия - это федеративное государство. Федеративное устройство российского государства обусловлено многонациональным составом населения России, ее огромной территорией и некоторыми другими факторами.
Федеративное государственное устройство не является обязательным признаком правового государства, которое может быть и унитарным. Но если государство признается и правовым, и федеративным, то эти характеристики не должны противопоставляться друг другу. Принципы федеративного устройства не должны противоречить принципам правового государства.
Федеративному устройству посвящена гл. 3 Конституции РФ. Однако базовые принципы федеративного устройства содержатся в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя». К принципам федеративного устройства России можно отнести следующие.
· Государственная целостность Российской Федерации. Она обеспечивается целостностью и неприкосновенностью ее территории; единством экономического пространства, которое не допускает установление на территории отдельных субъектов РФ таможенных границ, пошлин, сборов, каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; верховенством Конституции и федеральных законов на территории всех субъектов РФ; единым гражданством РФ.
Этим же принципом объясняется отсутствие у субъектов РФ права выхода из состава России. Конституция не предоставляет им такого права.
Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.
· Единство государственной власти. Этот принцип характеризует не только федеративное устройство России, но и суверенитет РФ. Он заключается в наличии системы органов и должностных лиц, как РФ, так и ее субъектов, составляющих в совокупности государственную власть.
· Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Оно призвано обеспечить баланс жизненно важных интересов РФ в целом и ее субъектов.
Конституция РФ закрепляет этот принцип в ст. ст. 71-73, используя при этом понятия «предметы ведения» и «полномочия». Под предметами ведения понимается сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти или органов государственной власти субъектов РФ. Полномочия - это права и обязанности государственных органов в осуществлении властных действий.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации, в частности, относятся принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов; федеративное устройство и территория РФ; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление системы федеральных органов власти; управление федеральной собственностью; финансовое и таможенное регулирование; денежная эмиссия; внешняя политика; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; защита государственной границы РФ; уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; стандарты и эталоны; государственные награды и почетные звания РФ.
К совместному ведению РФ и ее субъектов, закрепленным ст. 72 Конституции, в частности, относятся обеспечение соответствия Конституции и федеральным законам нормативных актов субъектов РФ; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана памятников истории и культуры; социальная защита; установление общих принципов налогообложения; административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное законодательство; кадры правоохранительных органов.
По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов принимаются федеральные законы и в соответствии с ними акты субъектов РФ.
В случае противоречия актов субъектов РФ федеральному закону, принятому по предметам ведения или полномочий РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия федерального закона актам субъектов РФ, принятым вне предметов ведения и полномочий РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует акт субъекта РФ.
Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), осуществляют по ним собственное правовое регулирование (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ).
· Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Оно означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, что в составе России не должно быть субъектов, имеющих в данных взаимоотношениях какие-либо преимущества по сравнению с другими составляющими ее субъектами.
· Равноправие и самоопределение народов РФ. Многонациональный народ России, принимая Конституцию, исходил, согласно ее преамбуле, из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов. Норма о гарантиях прав коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права включена в главу «Федеративное устройство» Конституции РФ.
Все народы России пользуются равными правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и других областях.
В соответствии со ст. 65 Конституции в составе РФ находится субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия,[2] Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия,[3] Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия – Алания,[4] Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия;[5]
Алтайский край, Забайкальский край,[6] Камчатский край,[7] Краснодарский край, Красноярский край,[8] Пермский край,[9] Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область,[10] Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,[11] Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Статус любого субъекта может быть изменен лишь по взаимному согласию РФ и соответствующего субъекта.
Статус республики в составе Российской Федерации определяется федеральной Конституцией и Конституцией республики. Республики и составе РФ являются государствами (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ). Они имеют свои государственные символы и отличаются некоторыми особенностями организации государственной власти (как правило, имеют президента и т.п.), вправе устанавливать свои государственные языки.
Статус краев, областей, городов федерального значения определяется принимаемыми их законодательными (представительными) органами уставами, которые по своей юридической силе равнозначны конституциям республик.
Автономная область и автономные округа в своем конституционно-правовом статусе несколько отличаются от иных субъектов РФ. Созданные до принятия Конституции в целях обеспечения малочисленным народам условий для их сохранения и развития, в настоящее время они во многом утратили это качество. Еврейская автономная область входит в РФ непосредственно. Автономные округа традиционно входят в состав края или области. Только Чукотский автономный округ в 1992 г. вышел из состава Магаданской области и входит в состав РФ непосредственно.
Согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе (такие законы пока не принимались). Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области (ч. 4 ст. 66 Конституции РФ). Автономии наравне с другими субъектами РФ представлены в Совете Федерации (по два представителя от каждого субъекта).