Особое значение среди целей БУУ имеет установление цены на продукцию, определяя цены в рыночных условиях нельзя подходить к этому процессу от затратного метода. Необходимо анализировать положение на рынке в целом, следует учитывать сезонный характер, а также покупательскую способность населения.
Краткосрочный предел цены.
Этот предел соответствует себестоимости, рассчитанной по системе «директ-кост». Например: предприятия производит калькуляторы и продаёт их оптом по цене 200 рублей за штуку. Прямые материальные – 40 рублей, прямые трудовые – 60 рублей. Переменные косвенные – 20 рублей. Постоянные косвенные – 50 рублей. Переменные издержки обращения – 10 рублей, постоянные – 5 рублей. Полная себестоимость – 180 рублей.
Производственная мощность предприятия – 15000 шт. в месяц. Фактический объем производства – 10000 шт. Производственные мощности загружены не полностью и имеются резервы дальнейшего наращивания. Предприятие получает предложение выпускать дополнительно 1000 шт. по цене 170 р. Стоит ли принимать такое решение?
На первый взгляд должен последовать отрицательный ответ, т.к. цена ниже себестоимости. Но т.к. речь идет о дополнительном заказе, то все постоянные расходы уже включены в фактическую калькуляцию выпуска 10000 изделий, т.е. они заложены в фактическую себестоимость в выпуск 10000 изделий. А в рамках краткосрочного периода постоянные затраты не изменяются.
Принимая решение в отношении дополнительного заказа, следует предполагаемую цену (170) сравнивать с суммой переменных издержек, а не с полной себестоимостью. В данном случае переменные издержки 130 рублей, цена – 170 рублей, следовательно при реализации единицы дополнительного заказа предприятие получает маржинальный доход в сумме 40 рублей.