Специализация организаций с позиции макроэкономики представляет собой форму разделения рынка товаров, услуг между субъектами бизнеса, при которой рост концентрации однородного производства осуществляется на основе дифференциации предпринимательской деятельности, с целью повышения эффективности использования их конкурентных преимуществ и ресурсов.
На уровне отдельной организации специализацию можно определить как процесс по сосредоточению его экономической деятельности на производстве и реализации товаров, выполнении услуг, обеспечивающих достижение наибольшего уровня ее доходности. Специализация производства представляет собой такую форму его организации, при которой выпуск однородных видов продукции сосредоточивается в отдельных отраслях, на отдельных предприятиях и их подразделениях.
Эффективность специализации может быть фактором более рационального использования ресурсов, оптимального сочетания технологических, технических аспектов той или иной инновационной экономической деятельности, максимального использования существующих налоговых льгот, скидок, государственных субсидий, дотаций и других мер государственного регулирования предпринимательской деятельности.