Конспект лекций по предмету "История"


Общественное движение.

Николай – I не смог заглушить освободительное движение. С 1826г. в Москве возникает несколько студенческих кружков. Основная часть кружков – разночинцы - выходцы из разных сословий, получившие образование. Они рассчитывали на переворот силами армии с обязательным привлечением народа.
В 1831 г. возник кружок молодого философа и поэта Н. В. Станкевича. Участники кружка осуждали крепостное право, самодержавие, но отвергали идею революции. Обновить Россию они предлагали просвещением. Так возникло либеральное направление в освободительном движении. Главными представителями либерализма в России стали славянофилы и западники. На взгляд славянофилов российская история самобытна, но ее испортил Петр I, направив Россию по чуждому ей пути запада. Надо вернуть в допетровскую Россию с самодержавием, но без крепостного права. Славянофилы считали, что государь должен править, согласуя с мнением народа (крестьянства). Мнение западников: Россия должна развиваться по одному пути с Западом, и поэтому надо отменить крепостное право и заменить самодержавие конституционной монархией.
Те и другие выступали за реформы сверху, с учетом общественного мнения. Славянофилы в основном литераторы, западники – историки.
Царствование Николая I стало эпохой напряженных размышлений о судьбах России. Большую роль в общественной жизни России играли Белинский и Герцен.
Вначале Белинский оправдывал самодержавие, крепостное право, считая себя гегелианцем. «Все действительное – разумно, все разумное – действительно» - знаменитая формула Гегеля (немецкий философ).
Разумность устройства окружающего мира Белинский доказывал в I-х своих статьях в журнале «Отечественные записки».
Постепенно его взгляды менялись. Теперь он рассматривал мир с точки зрения того, как живется в нем человеку. Он одним из I -х поднял вопрос о правах человека. В «Письме к Гоголю», (написанном за год до смерти), размышляя о судьбе Родины, Белинский пришел к выводу о необходимости революционного уничтожения самодержавно – крепостнического порядка в России. В 1848 г. Белинский умер от чахотки за границей.
А. И. Герцен – незаконнорожденный сын богатейшего помещика – с детства воспитывался на идеях французской революции.
Распространением «Письма к Гоголю», пропагандой революционных идей занимался кружок М. В. Буташевича-Петрашевского (1845 – 1849 гг.) . Но до организации тайного общества с определенной программой и выборным руководством дело не дошло.
Суд приговорил 2 петрашевца к расстрелу. После инсценировки сцены расстрела, петрашевцев отправили на каторгу.
После смерти Белинского, разгрома петрашевцев усилилась роль Герцена который был свидетелем французской революции 1848 г.
Не принимая утвердившийся в Западной Европе капиталистический строй, разочаровавшись в западноевропейском утопическом капитализме, Герцен пришел к выводу, что Россия пойдет иным путем. В крестьянской общине Герцен увидел зародыш социалистического будущего России, т.к. в ней уже существует коллективное владение землей. Он считал, что через сельскую общину, минуя капитализм, можно начать строительство социализма. «Человек будущего в России – мужик – убеждение Герцена».
Произошло своеобразное соединение славянофильства с социалистической доктриной. Герценовский (русский) социализм был столь же утопичен, как и теории французских социалистов.
В Лондоне Герцен основал Вольную русскую типографию для распространения своих идей в России. Позже с Огаревым они выпускают альманах «Полярная звезда», затем «Колокол», на страницах которого критикуют крепостнический гнет, чиновничий и полицейский произвол. Однако Герцен никогда не ставил вопрос о непосредственной борьбе за введения в России социалистического строя.


Вопросы к теме: « Россия в I половине XIXв.»
1.Охарактеризуйте территорию и население Российской империи к началу 19 века ?
2.Охарактеризуйте население России, анализируя его сословный и социальный состав?
3.Какие факторы замедляли экономическую жизнь России?
4.Что способствовало экономическому развитию страны?
5.В чём, на ваш взгляд была новизна правления первых лет правления Александра?
6.Охарактеризуйте сущность проекта Сперанского?
7.Почему Россия была вовлечена в пожар европейских войн в I половине 19 века?
8.Каковы результаты этих войн для России?
9.Почему, на ваш взгляд, война 1812 г. названа Отечественной?
10.Рассказать об Отечественной войне 1812 г.?
11.В чём историческое значение войны?
12.Почему после войны 1812 – 1814гг. были поставлены вопросы об отмене крепостного права, о Конституции?
13.Назавите первые тайные организации декабристов, каковы их цели?
14.Сравните «Конституцию» Н. Муравьёва и «Русскую правду» П. Пестеля. Чья программа более революционная?15.Рассказать о восстании на Сенатской площади.
16.В чём причины поражения и значения восстания декабристов?
17.В чём выразилось ужесточение политического режима при Николае I ?
18.Вчём суть реформы государственной деревни? Кто её автор?
19.Какова суть либерального направления в освободительном движении?
20.В чем суть противоречий славянофилов и западников? Их называли «друзья – враги». Как вы это понимаете?
21.На чьей стороне (западников или славянофилов) вы бы оказались, живя в их время? А сегодня, зная факты дальнейшего развития России?
22.Что такое «утопический социализм»? Зачем он проявлялся?
23.Рассказать о Кавказской войне: причины, годы, ход, герои, результаты, причины поражения?
6.4. Россия в эпоху великих реформ Александра II.
С окончанием Крымской войны в истории России началась новая полоса. Современники называли ее эпохой Освобождения или эпохой Великих реформ, а императора Александра II (1855-1881) – Царем-освободителем. Большое влияние на воспитание Александра оказал его наставник – поэт В.А. Жуковский. Поэт наставлял будущего царя: «Владычествуй не силой, а порядком. Истинное могущество государя не в числе его воинов, а в благоденствии народа.… Люби свой народ: без любви царя к народу нет любви народа к царю». Всю жизнь в душе Александра боролись 2 начала – гуманное, привитое Жуковским, и милитаристское, унаследованное от отца.
В 60-70-х гг. 19 в. в России проведены буржуазные реформы, которые охватывают 3 сферы:
1. социально – экономическую (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса);
2. политическую сферу (городская, земская, судебная и военная реформы);
3. культурно – образовательную (реформа школ и цензуры).
Отмена крепостного права.
Причины отмены крепостного права: кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования (крепостное право связывало производительные силы крестьянства); военно-техническая отсталость России, что показала Крымская война; рост крестьянских восстаний, возможность новой «пугачёвщины» в России.
В 1855 г. воспитатель наследника престола А. Кавелин написал «Записку об освобождении крестьян». Он подчеркивал, что надо учесть интересы и помещиков, и крестьян, тогда два сословия сблизятся и сольются в один земледельческий класс. Сторонники крепостничества настроили царя против Кавелина.
Позже Н.Г. Чернышевский опубликовал в «Современнике» записку Кавелина.
Н.Г. Чернышевский – уроженец Саратова – был социалистом, материалистом и атеистом. Он ненавидел как российскую крепостническую действительность, так и западный капиталистический строй. Вслед за Герценом он полагал, что минуя капитализм, используя крестьянскую общину можно построить социальное общество. Он считал, что за землю, отходящую к крестьянам, помещики должны получить символическую плату от государства.
В 1857 г. в «Современник» пришел Н. Добролюбов. Бесконечные либеральные разговоры раздражали Добролюбова. Либералов он считал «лишними людьми» и возлагал все надежды на «народное дело» (революцию). С именами Чернышевского и Добролюбова связано начало размежевания между либералами (сторонники демократических свобод и конституционной монархии) и демократами (сторонники народовластия). Герцен выступал на мирную отмену крепостного права.
Александр II предложил отмерить крепостное право сверху, не дожидаясь, пока его отменят снизу. Негласный (секретный) комитет под руководством Я.Ростовцева и Н.Милютина 4 года готовил проект реформы. Дворяне познакомились с ним и внесли свои исправления.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и «Положения о крестьянах». Через 2 недели эти документы обнародовали с церковных алтарей (5марта 1861 г.). Реформа касалась судеб 100 тысяч помещиков и 23 млн. крестьян. Крестьяне получили личную свободу, но за землю, которую им выделял помещик, они должны были заплатить выкуп. Часть выкупа (20%) крестьяне должны были отдать помещику сразу при заключении договора. Большую часть выкупа помещикам платило государство, а крестьяне должны были вернуть долг государству в течение 49 лет плюс 6 % годового налога. Так появились выкупные платежи. К 1907 г. крестьяне заплатили в 3 раза больше, чем стоила земля. Таким образом, они заплатили и за землю и за личное освобождение.
До заключения договора между крестьянами и помещиками крестьяне оставались временно - обязанными выполнять прежние повинности на хозяина.
Учитывая пожелания помещиков, страну разделили на 3 региона по качеству земли: нечерноземную, черноземную и степную. Там, где земля была плодородная, крестьяне получили меньше земли, чем обрабатывали прежде. Урезанная у них земля помещиками называлась отрезками. В нечерноземных районах крестьянам давали больше земли, чем они обрабатывали прежде, чтобы получить больше выкупа. Помещик должен был дать землю, а крестьяне обязаны купить её.
Для управления крестьянами в деревнях сохранили общину и ввели круговую поруку. Крестьянин мог уйти из деревни только с согласия всех. Уход был невыгоден, так как ежегодные платежи спускались на всю общину, невзирая на отсутствующих и больных. За них платило все общество. Крестьяне не получали землю в частную собственность и периодически делили ее между собой на полосы (наделялись только мужчины).
Крестьяне были недовольны реформой. В народе ее прозвали «Филькиной грамотой» – бестолковым документом (участвовал в составлении московский митрополит Филарет Дроздов). В селе Бездна Казанской губернии и Кандеевка Пензенской губернии вспыхнули восстания крестьян.
Значение реформы:
1. покончено с крепостным рабством; крестьяне получили личную свободу;
2. реформа была бессовестным грабежом крестьян;
3. способствовала развитию рыночных (капиталистических) отношений, росту сельскохозяйственного и промышленного производства.
Либеральные реформы 60-70-х гг.
· Земская реформа – 1864 г.
Раньше в России вопросы местного благоустройства, руководства народным образованием и другие решались или правительственными чиновниками или «заботами» местного помещика. Согласно Земской реформе в 44 губерниях созданы органы самоуправления: губернские и уездные земства. Они избирались на 3 года всеми сословиями и состояли из:
земских собраний и земских управ
(распорядительный орган) (исполнительный орган)
В земских собраниях преобладали дворяне. В ведении земств находилось содержание путей сообщения, почты, дорог, школ, церквей, приютов. Население платило земский сбор: помещики по 6 коп., крестьяне по 11 коп. Земства сыграли большую роль в развитии просвещения и здравоохранения в селах. Появилась сельская интеллигенция, которой доверяли крестьяне, к их советам прислушивались управы.
· Городская реформа – 1870 г.
В 509 городах созданы органы городского самоуправления:
городские думы и городские управы
(распорядительный орган) (исполнительный орган)
избирался на 4 года
Дума избирала городскую управу и городского голову, который координировал деятельность думы и управы. Городские думы занимались вопросами благоустройства и развития городов, ведущую роль в городском самоуправлении играли купцы и предприниматели Люди, не платившие налогов, в выборах не участвовали.
· Судебная реформа – 1864 г.
Эта реформа была наиболее прогрессивной. Россия получила новый суд: бессословный, гласный состязательный, независимый от администрации. Заседания стали открытыми для публики. Введён суд присяжных заседателей.
Судебные инстанции мировой суд, окружной суд, судебная палата, Сенат. Судьи избирались на 3 года и не сменялись.
Незавершенность реформы проявилась в том, что Сенат – высший судебный орган – остался, не реформирован, сохранился крестьянский волостной суд (судил на основании существующих в данной местности обычаев). Особые суды рассматривали политические процессы. До 1904 г.в России существовали телесные наказания.
· Военная реформа – 1874 г.
Инициатором реформ был военный министр Д.А.Милютин.
В 1874 г. отменены рекрутские наборы и введена всеобщая воинская повинность. В армию призывались здоровые мужчины всех сословий 20 лет (кроме духовенства и народов других национальностей). В пехоте – 6 лет, на флоте –7 лет, после ВУЗа – 6 месяцев. Хотя офицерский состав оставался дворянским, а солдаты были из других сословий, реформа имела прогрессивное значение.
Были образованы 15 военных округов, что украшало военную власть на местах. Провели перевооружение армии, создали паровой флот.
· Цензурная реформа – 1865 г. отменяла предварительную цензуру на периодическую печать в 2-х столицах.
· Реформы просвещения 1864-1869 г
Эти реформы касались университетов, начальной и средней школы, женского образования.
Росло число земских школ, затем городских, расширялась сеть церковноприходских школ для верующих. Основой среднего образования была классическая гимназия (гуманитарное образование). С 1862 г. появились женские гимназии. В то же время были и реальные училища. Росло число университетов, но женщин в них не пускали. Только в 1862 г. открылась консерватория в Петербурге.
Значение реформ 60-70-х гг. 19 в.
Реформы способствовали росту производительных сил страны, ее обороноспособности, развитию гражданского самосознания среди населения, распространению просвещения. Это был первый шаг к буржуазной монархии. Реформы не коснулись верхних этажей власти


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.