· Египетская голубая – александрийская фрита. Широко использовался в живописи древней Греции, Персии, Месопотамии, Риме. После VIII века секрет изготовления был утрачен. Представляет собой измельчённое медное стекло – бледно-синие прозрачные частицы. Оттенки могут варьироваться в зависимости от свойств сырья. Получение пигмента хорошо описано Витрувием.
1. Ультрамариновые пигменты. Красящее начало ультрамарина обусловлено соединением серы и натрия, которые находится в ультрамарине в коллоидальном состоянии, если их извлечь, то получится бесцветное вещество. Этим и объясняется насыщенность цвета ультрамарина, который в этом отношении похож на парижскую лазурь, представляющую коллоидальное вещество. Анализы натурального ультрамарина, лучшего представителя этой группы, дали следующий результат. На 100ч. краски ультрамарин содержит: кремнезёма — 45,5ч., извести — 3,52ч., глинозёма — 31,76ч., натра — 9,09ч., серного ангидрида — 5,89ч., серы — 0,95ч., железа — 0,86ч., воды — 0,42ч., углекислоты— 0,12ч. Искусственный ультрамарин близок по составу натуральному. Преобладающим цветом красок этой группы является синий различных оттенков, начиная от светлого, близкого кобальту, до фиолетового; но имеются и зелёный и фиолетовый цвета. Светоустойчивы, неядовиты, щелочестойки; не стойки даже к слабым кислотам, способность подвергаться с течением времени так наз. «ультрамариновой болезни». Сущность этой «болезни» заключается в следующем: ультрамариновые краски, содержащие в своём составе значительное количество глинозёма, имеют способность (которую нужно рассматривать как недостаток) поглощать влагу из воздуха и конденсировать её в себе. Влага эта нарушает мало-помалу строение масляного слоя и, разъединяя частицы, лишает его однородности, а следовательно, прозрачности. В результате происходит изменение внешнего вида красок, которые теряют красоту цвета, становятся мутными, серыми, бесцветными и тем, разумеется, нарушают общую гармонию живописи. В данном случае нет химического изменения красок, а лишь оптическое, зависящее от изменения строения слоя красок, преломляющего и отражающего световые лучи иначе, чем то происходило раньше, — ничего, следовательно, неисправимого и стойкого, а лишь «болезнь», как остроумно определил один химик сущность этого явления, и притом вполне излечимая (по методу Петтенкофера).
· Ультрамарин натуральный – получается переработкой ляпис-лазури (камня лазурита). Если упростить формулу (Al2O3·6SiO2·2Na2O·2Na2S), то можно сказать, что это алюмосиликат, содержащий серу и натрий. Скорее всего хромофором является соединение соединением серы и натрия, которые находится в ультрамарине в коллоидальном состоянии; если их извлечь, то получится бесцветное вещество. Его нельзя смешивать с желтком с содержанием уксуса. Натуральный ультрамарин XIII-XVI веках был одной из самых любимых живописцами синих красок; был редок и продавался по весьма высокой цене. Особенно широко он применялся в XIV и первой половине XV века, причём в Италии чаще, чем на севере. Натуральный ультрамарин превосходит по своим качествам искусственный, но и в настоящее время остаётся очень дорогой краской, не всем доступной, почему вырабатывается немногими фирмами.
· Ультрамарин искусственный– высокая цена ляпис-лазури давно побуждала учёных к открытию новых способов производства синих красок. В 1827г. Гимэ получил зелёный ультрамарин путём обжига без доступа воздуха каолина, глауберовой соли, соли, серы и угля, смешанных в разных пропорциях. Для получения синего ультрамарина нужно эту же смесь ещё раз прокалить с примесью нового количества серы и доступом воздуха. Очень близок к натуральному ультрамарину по цвету, составу и качеству.
2. Кобальтовые пигменты. Смальта – один из видов кобальтового стекла, открытие которой относится к XVI веку. Смальта, являясь измельчённым кобальтовым порошком , не имеет кроющих способностей. Синюю кобальтовую краску, обладающую необходимыми для живописи свойствами, удалось открыть значительно позже. Цвет и оттенки кобальтовых красок зависят от различных соединений солей кобальта. Краски лессировочные, отличаются быстрой высыхаемостью; обладая сиккативными свойствами, в смесях с другими красками ускоряют их высыхание, уркывисты, светостойки.
· Кобальт синий – краска имеет своеобразный синий цвет, напоминающий цвет ультрамарина. Химический состав краски — соединение глинозёма с закисью кобальта (кобальт-алюминат) в смешении с глинозёмом. Вследствие малого процентного содержания в краске красящего начала — окисла кобальта — синий кобальт теряет до известной степени в цвете: в масляной живописи — при пожелтении масла, в акварельной — при пожелтении бумаги. Имеет лессировочные и кроющие способности.
· Церулеум - Краска светло-голубого цвета с зеленоватым оттенком. По химическому составу близка синему кобальту (глинозём заменён в ней окисью олова). Пригодна во всех способах живописи.
3. Остальные синие пигменты.
· Азурит – голубец, горная синь. Пигмент голубого цвета, известен с древности. Получали из пигмента азурит. По химическому составу представляет собой основную углекислую соль меди (2CuCO3·Cu(OH)2). Азурит в древности был весьма распространённой синей краской во фресковой живописи и использовался более широко, чем лазурит в европейской живописи с XV до середины XVII столетия. Это связано с тем, что как и лазурит, азурит даёт превосходный синий цвет, но при этом не требует больших затрат сил и времени на обогащение пигмента. В России этот пигмент появился примерно в XI-XIIвв. Светостоек, щелочестоек. Со временем цвет меняется на зелёный. Не совместим с пигментами, содержащими серу. На Руси применялся с пшеничным клеем в качестве связующего (напр. Росписи Преображенского собора Мирожского монастыря г.Пскова).
· Индиго– пигмент органического происхождения тёмно-синего цвета. Получается из растения Indigofera disprema. Хромофором является индиготин. Был известен со времён античности. Прочнее всего индиго в акварели; на масле зеленеет, чернеет, плохо кроет. В XIX веке учёные синтезировали искусственный индиготин, которые вытеснил натуральный. Искусственный прочнее натурального. В монументальной живописи применялся на растительном клею.