К основным политологическим теориям демократии относятся следующие теории:
1. Концепция демократии классического либерализма (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье).
2. Теория коллективистской демократии (Ж.-Ж. Руссо)
3. Плюралистические концепции
4. Теория партиципаторной демократии
5. Концепция полиархии (Р. Даль)
6. Теория сообщественной демократии (А. Лейпхарт)
7. Концепция делегативной демократии (Г. О’ Доннелл)
8. Теория элитарной демократии. (М. Вебер и Й. Шумпетер)
9. Пролетарской (социалистической) теория демократии (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин)
1. 1. Концепция демократии классического либерализма Кризис абсолютизма, наступивший в результате крупных социально-экономических преобразований в Европе, изменил политико-правовые представления в контексте формирования идей свободы, взамен феодальных хартий и вольностей Средневековья, возникают законодательные механизмы ограничения единоличной власти монархов. Так, в XVII веке в Великобритании в ходе борьбы между парламентом и короной были приняты «Петиция о правах» (1628 г.), «Билль о правах» (1689 г.), в которых были письменно зафиксированы юридически-правовые гарантии. Эта тенденция получила дальнейшее развитие в «Декларации независимости» и Конституции США, в «Декларации прав человека и гражданина» Великой французской революции конца XVIII века. Создание этих величайших документов стало возможным благодаря сформулированным на рубеже XVII-XVIII веков первым концепциям демократии, к которым относится концепция «Демократии классического либерализма (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье)» Исходные идеи: 1. На догосударственном этапе человечество находилось в естественном состоянии. Исходное состояние человеческой природы – это индивидуальная свобода. Для того чтобы индивидуальная свобода не приводила к нарушению прав других людей, люди добровольно принимают общественный договор; 2. Общественный договор предполагает негласную форму соглашения людей о передаче функций регулирования отношений между людьми государству, являющемуся гарантом предупреждения анархии и обеспечения индивидуальных прав и свобод; 3. Власть должна разделяться на парламентскую, судебную и военную (Локк, Монтескье), или на законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение предупреждает злоупотребления со стороны правителей, сдерживает их амбиции, предупреждает любые формы деспотизма. Концепция либерализма определила следующие принципы и условия: –равенство граждан в использовании их естественных прав; –автономность личности по отношению к государству, человек – единственный источник власти; –личность имеет право отстаивать свои позиции по отношению к другим членам общества; – необходимо разделение властей с четким определением их функций и полномочий, а также ограничение сферы самого государства, не позволяющее ему вмешиваться в личную жизнь граждан и экономическую сферу общества; – лучшая форма правления –парламентская форма представительной демократии. Таким образом, либеральная теория демократии, основывающаяся на англо-саксонской традиции, рассматривает демократию как ответственное и компетентное правление. В либеральной модели принцип ответственности доминирует над принципом соучастия. С одной стороны управлением занимаются специально подготовленные люди, но с другой стороны, их деятельность может быть эффективной лишь постольку, поскольку она опирается на поддержку большинства населения. Отношения между представителями народа и самим народом носят доверительный характер. Конституция закрепляет перечень тех полномочий, который народ дает своим избранникам и определяет меру ответственности за принимаемые решения. Концепция либеральной демократии подвергается критике за абсолютизацию индивидуализма, нацеленности человека на решение своих личных проблем, на достижение личного успеха, что приводит к уходу его от общественной, политической жизни, эгоизму, недружелюбию к другим людям, притуплению чувства сострадания. При этом государство ограничено в возможности оказывать социальную поддержку малоимущим и неудачникам. Наконец, как любая форма представительной демократии, либеральная демократия сужает права избирателей, не позволяет активно влиять на политику, а сам выбор представительных органов может носить случайный характер, определяемый настроением, эмоциями избирателей в момент голосования.
2. 2. Теория коллективистской демократии Одной из концепций, противостоящей индивидуалистской модели либеральной демократии, является теория коллективистской демократии. Вслед за представителями либеральной демократии, она разделяет договорную концепцию происхождения государства (Т. Гоббс ). Однако далее представители коллективистской теории не соглашаются с положением, что общество состоит из отдельных личностей, и говорят о необходимости передачи личностью своих естественных прав государству после его создания. Государство создает гармонию социальных интересов, так как цель его создания в том, чтобы оно заботилось о своих гражданах, выполняя общую волю народа. Правительство получает только исполнительную власть, а законодательная власть должна осуществляться самим народом путем прямого обсуждения (референдума). Подобная трактовка демократии брала начало в теории Ж.-Ж. Руссо, затем нашла продолжение в марксизме и реализована в социалистической практике. Данная концепция демократии снимает ряд недостатков либерализма (индивидуализм, имущественное неравенство, неучастие в политической жизни), повышает гражданскую активность членов общества, патриотизм и коллективизм. Однако «абсолютизация общей воли» закладывает основу для практики подавления личности, вторжения государства в личную жизнь, предполагает жесткий контроль за поведением каждого гражданина, запрет на право иметь другое мнение, политико-идеологическое и морально-этическое подчинение человека воле большинства, недопущение плюрализма мнений и подавление оппозиции. Это диктатура большинства над меньшинством, отрицание автономии личности и рассмотрение индивида как части целого (класса, нации). В результате гражданин теряет индивидуальность и не может реализовать записанные в конституции политические права и свободы. Такая трактовка демократии небезупречна также потому, что оправдание и стимулирование имущественной поляризации общества обесценивает права и свободы личности. Они становятся практически трудноосуществимыми для низших слоев населения.
3. 3. Плюралистические концепции
Идею заинтересованности группы как реального творца политики, борьбы за власть и ее осуществление развивает и обосновывает третья группа теорий демократии – плюралистические концепции. Они исходят из того, что ни личность, ни народ не являются главными движущими силами политики в демократическом государстве. Именно в группе и, следовательно, в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности индивида. С помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. Народ не может выступать главным субъектом политики, так как он является противоречивым образованием, состоящим из конкурирующих в борьбе за власть групп. Создателями ее являются М. Вебер, Й. Шумпетер, Г. Ласки, С. Липсет. Сторонники теории плюралистической демократии отрицают наличие в обществе единой воли народа. Наличие единой воли невозможно уже потому, что в силу своей природы люди исходят из принципа не общественной, а личной пользы. Общество представляют собой совокупность социальных групп, стремящихся к реализации собственных интересов. Политический плюрализм означает включение в политическую жизнь множества общественных движений и партий, имеющих различные политические цели. Основными формами такой борьбы являются отстаивание своих платформ перед избирателями, получение максимального числа парламентских мест и т. д. Основным отличием плюралистической демократии от либеральной является то, что политические партии выступают от имени конкретных социальных групп, через которые реализуются интересы отдельной личности. Входя в политическую партию, или поддерживая ее на выборах, человек может активно влиять на деятельность парламента. Экономической основой политического плюрализма выступает многообразие форм собственности, что ведет к многообразию интересов. Политической основой является конституционно закрепленная система прав и обязанностей гражданина (свобода слова, обеспечение равноправного участие в политической жизни, утверждение верховенства закона и др.). Социальной основой является гарантированная государством возможность равного доступа к социальным ценностям, а также минимум благ, обеспечивающих возможности для проявления самостоятельной активности. В плюралистической модели сфера политики рассматривается как механизм, в котором участвуют мириады групп, взаимно сдерживающих и уравновешивающих друг друга в процессе реализации своих интересов. Она предполагает в обществе наличие множества центров власти, вступающих в конфликты, соглашения, компромиссы. Таким образом, суть такой демократии заключается в признании законности различных социально-политических сил. Плюралистическая теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, – это правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы. Основные положения: –общество состоит из многочисленных групп, которые объединяются особыми экономическими, религиозными, этническими или культурными интересами; –группы являются главным субъектами политики, пытаются повлиять на власть; –признается конкуренция между группами за влияние на принятие правительственных решений; –в обществе существуют разнообразные, независимые от правительства центры власти – фирмы, университеты, партии и др.; –политическая воля народа, выраженная в решениях власти, представляет собой компромисс между различными групповыми интересами; –государство выступает как нейтральный арбитр между соперничающими группами интересов, а сами государственные структуры децентрализованы таким образом, чтобы обеспечить группам интересов открытый доступ к чиновникам. Недостатком концепции плюралистической концепции является то, что она исходит из идеальной модели гражданина как активного участника политических процессов, своей деятельностью поддерживающего ту или иную партию. На самом деле за политическими партиями и движениями стоит не массовый электорат, а только наиболее его активная часть. Остальные избиратели либо уклоняются от выборов, либо не вникают глубоко в содержание предвыборных платформ, либо совершают свой выбор случайно. При этом голоса избирателей достаются двум-трем крупным политическим партиям, программы которых не отличаются большим политическим многообразием, либо мелким предвыборным объединениям, которые будут в будущем поглощены более крупными партиями, а контроль за деятельностью парламентариев со стороны простых избирателей невозможен. Кроме того, уязвимым местом плюралистической теории является представление о том, что политические силы способны сплотиться и принять решение с учетом интересов всех групп. Эта теория абсолютизирует нейтральность государства и игнорирует тот факт, что экономически сильные группы интересов лучше организованы, более активны, а, следовательно, имеют больше возможностей влияния на власть, чем наименее обеспеченные группы населения.
4. 4. Теория партиципаторной демократии
Теория партиципаторной демократии (демократии участия) (Дж. Вольф, К. Макферсон, Дж. Менсбридж) опирается на реформистские концепции неолибералов и социал-демократов. В целом, оставаясь на позициях приверженности институтам и ценностям либерально-демократической модели общества, сторонники теории демократии участия негативно относятся к теориям плюралистической и элитарной демократии. Отвергая взгляды о неспособности масс к конструктивным политическим действиям,сторонники демократии участия ведут активный поиск каналов эффективного вовлечения граждан в процесс принятия политических решений. В качестве стимулирования политической активности низших слоев общества предлагается поднятие их общего образовательного уровня, приобщение к основам политической культуры. Сторонники теории партиципаторной демократии полагают, что можно избежать избрания легальным путем тиранического правления вследствие некомпетентности большинства народа. Для этого не обязательно исключать из политического процесса народные массы. Демократия участия представляет собой смешанную форму – сочетание прямой и представительной демократии – организованную как «пирамидальная система» с прямой демократией в основе и демократией делегатов на каждом последующем уровне начиная с основы. Таким образом, теория партиципаторной демократии обосновывает необходимость широкого непосредственного участия граждан как в принятии жизненно важных решений, так и в их подготовке и осуществлении, т.е. во всем политическом процессе. Сторонники теории партиципаторной демократии (то есть основанной на соучастии граждан непосредственно в политическом процессе) также отрицают принцип политического разделения труда. Они исходят из идеала индивидуального самоопределения автономной личности. Самоопределение личности рассматривается как право на всестороннее политическое участие в масштабах всего общества. В 60-х годах ХХ века демократия в западных странах стала активно развиваться в различных формах самоуправления, социальных движениях (движение «зеленых», «феминистов»), отрицающих государственное принуждение. Сама теория была очень популярна среди идеологов левых партий и движений. Не отрицая необходимости в современных условиях представительной демократии, сторонники этой модели настаивают на смешанной форме политической организации, на своеобразной пирамидальной системе, с прямой демократией у основания и демократией представителей на каждом уровне выше основания. Утверждается, что депутат обязан выражать волю конкретных избирателей, которые имеют право «отозвать» депутата. Основные положения теории: – вовлечение всех слоев общества в политический процесс от выработки решений до их осуществления; –распространение принципа участия на неполитические сферы, например в образовании (доступность получения образования), в экономике (самоуправление и рабочий контроль на производстве); – децентрализация принятия решений, означающая, что по менее сложным вопросам решения принимаются через процедуры прямой демократии; –упрощение процедуры выборов. Так, применительно к США идеологи левых настаивают на отмене института выборщиков и на переходе к прямым выборам, на отмене системы регистрации избирателей. 5. Концепция полиархии
Автором этой концепции является Р. Даль. Концепция исходят из принципа, что демократия как идеал и как набор институтов и процедур принятия решений не совпадают. Во втором смысле демократию Даль называет полиархией. По мнению ученого, при полиархии (с греч. arhe –суверенитет, начало, poly –много), власть осуществляется не всем народом, а многими. Демократия –это идеал, к которому следует стремиться, но которого полностью нельзя достичь, поскольку весь народ не может управлять. Полиархия как политический порядок предполагает наличие относительно высокой терпимости к оппозиции и относительно широких возможностей участвовать во влиянии на деятельность правительства. Полиархия, как политический режим, включает в себя: политическую конкуренцию и участие; политический плюрализм; право граждан создавать независимые организации, в том числе политические партии и группы по интересам; политические свободы, среди которых – право граждан получать информацию из альтернативных источников; право оппозиции оспаривать решения правительства; свободные и честные выборы, открытый характер конфликтов между политическими лидерами. 6. Теория сообщественной демократии Нормативная концепция демократия является продуктом преимущественно гомогенной западной культуры, где основополагающим принципом является принцип большинства. Традиционно демократия связывалась с обществами, где минимизированы социальные различия. Как известно, Аристотель замечал, что «государство стремится, насколько это, возможно, быть обществом, состоящим из одинаковых и равных». Голландский политолог А. Лейпхарт, переосмысливая ценности демократии вне западной культуры, а также возможности ее развития в обществах гетерогенных, пытался доказать, что стабильные демократические режимы могут возникать в многосоставных государствах, разделенных на сегменты (Австрия, Бельгия, Голландия, Швейцария) по религиозному, языковому, идеологическому и др. признакам. Сущность демократии раскрывается в процедурных механизмах принятия решений, позволяющих учесть интересы различных меньшинств. Подобная модель, по мысли ученого, может быть эффективна в обществах с выраженными сегментными противоречиями религиозного, культурного, регионального, расового и этнического характера. Политический процесс рассматривается через взаимодействие сегментов, на основе которых возникают партии, группы интересов. Сообщественную демократию он определяет с помощью четырех моментов: –осуществление власти большой коалицией политических лидеров. Данный принцип противоречит традиционным представлениям о большинстве и меньшинстве. Простейшим видом сообщественного механизма является кабинет большой коалиции, например, как Федеральный совет в Швейцарии – правительство страны, состоящее из семи человек, то есть предполагающее участие лидеров всех крупнейших сегментов общества; – взаимное вето, или правило совпадающего большинства как гарантия интересов меньшинства. Право меньшинства на вето обеспечивает сегменту политическую безопасность. Вето имеет взаимный характер, и это придает уверенность меньшинству. При этом каждый сегмент может достичь собственного процветания, если сможет снискать доверие других сегментов и не будет злоупотреблять правом вето. Так, в Бельгии взаимное вето является конституционным принципом; –пропорциональность как главный принцип политического представительства, который тоже является значительным отклонением от идеи власти большинства. Принцип пропорциональности пропорционально распределяет места, властные позиции, ресурсы, а также связан с процессом принятия решений, когда все сегменты оказывают воздействие на принятие решений пропорционально их численности; –высокая степень автономности каждого сегмента в управлении своими внутренними делами. По всем вопросам общего характера политические решения принимаются сегментами на основе принципа пропорциональности, а по частным вопросам сегменты выносят решения самостоятельно. Существенным недостатком данной модели демократии – утрата гибкости и темпов при принятии решений, что значительно снижает политическую стабильность и маневренность; право вето может привести к тому, что решение может быть вообще не принято; право пропорционального представительства при назначении на государственную службу игнорирует личные качества соискателя, основываясь на сегментарной принадлежности; автономия сегментов значительно удорожает сообщественную систему управления, поскольку предполагает создание для каждого сегмента своих управленческих структур. Но она эффективна в реализации стратегических задач, которые требуют консенсуса всех политических сил. 7. Концепция делегативной демократии Новый тип демократии – делегативная, описан аргентинским политологом Г. О’Доннеллом на основе обобщения опыта политического развития новых демократий в Аргентине, Бразилии, Перу, Эквадоре, Боливии, Филиппинах, Корее и посткоммунистических странах, включая Россию. Ее принципиальное отличие состоит в том, что она не относится к представительным демократиям и не стремится быть таковой. Процесс принятия решений, формирование воли большинства населения с помощью справедливых выборов, равный доступ к власти не институционализированы, отсутствуют устойчивые формы взаимодействия субъектов политики в соответствии с правилами и нормами. Однако, несмотря на это, делегативные демократии могут быть достаточно устойчивыми. В этих обществах имеются определенные политические институты, которые являются официальными и составляют институты конституционной системы: суд, парламент, политические партии, президент. Но в силу сложных социально-политических условий, доставшихся от предшествующих правительств, немногочисленности и слабости имеющихся институтов, доминирующим в системе власти становится институт президентства, которому делегируются значительные властные полномочия.Делегативные демократии основываются на предпосылке, что победа на президентских выборах дает победителю право управлять страной по своему усмотрению, при этом он ограничен лишь сложившимся на данный момент соотношением политических сил в стране и определенным конституцией сроком пребывания у власти. Президент рассматривается как воплощение единства нации, главный знаток и хранитель ее традиций. Политика его правительства может слабо напоминать его предвыборные обещания, ведь победа на выборах предоставляет ему право самостоятельно вырабатывать политический курс, не опасаясь противодействия иных институтов власти. Предполагается, что эта фигура отечески заботиться обо всей нации, а политической базой президента должно быть движение, которое преодолевает фракционность и мирит политические партии. Делегативная демократия носит ярко выраженный мажоритарный характер. Это заключается в том, что путем справедливых выборов она формирует большинство, которое позволяет президенту на несколько лет стать единственным воплощением и толкователем интересов нации. Отличительные признаки делегативной демократии более отчетливо обнаруживаются в сравнении с представительной демократией: –представительныедемократии имеют высокую степень институционализации и организационно-правового оформления плюрализма мнений и соответственно ориентируются на рационально-позитивный стиль политики, поэтапное решение актуальных задач. Делегативнаядемократия в силу того, что формируется, как правило, в условиях глубокого кризиса, имеет некий более харизматический стиль правления, где президентов избирают под обещание «спасти» страну в короткие сроки и обещать быстрое решение накопившихся проблем; –представительныедемократии основаны на принципе разделения властей, соответственно процесс принятия решений рационализирован, где определен правовой процедурный порядок их принятия и, следовательно, застрахован от грубых ошибок. В делегативныхдемократиях процесс принятия решений остается за президентом, что повышает вероятность совершения больших ошибок.
8. Теория элитарной демократии
Политическая элита подразделяется на следующие основные слои: элита власти, средняя элита, управленческая элита. Впервые идеи теория политических элит появилась в трудах Конфуция, Платона. Родоначальниками минималистских трактовок демократии, развиваемых в рамках элитарных теорий, были М. Вебер и Й. Шумпетер. М. Вебер предложил модель плебисцитарной демократии, в которой демократия выступает способом избрания лидеров и способом придания их власти легитимного характера. Однако классическую формулу элитарных теорий демократии определил Й. Шумпетер: демократия –это соперничество элит за голоса избирателей. Таким образом, в элитарных теориях демократия выступает не как правление народа, а правление элит (правления меньшинства) с согласия народа. Идея Шумпетера получила дальнейшее развитие и была дополнена критериями либерализма.
. 9. Пролетарская (социалистическая) теория демократии
Пролетарская (социалистическая) теория основывалась на марксистском классовом подходе. Она возникла в XIX в. как антитеза буржуазной (либеральной) демократии, которая на первый план ставила гражданскую свободу, т.е. полную независимость личной жизни индивида от политической власти, от государства, призванного лишь гарантировать, обеспечивать свободу личности. Для политической идеологии марксизма характерны: материалистические представления о мире, экономический детерминизм, классовый подход, идея всеобщего равенства.
Согласно пролетарской теории (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин) демократия и свобода предусматриваются только для «трудящихся масс», прежде всего для пролетариата. В центре внимания поставлена политическая свобода, а о гражданской свободе нет и речи. Провозглашалась диктатура одного класса –пролетариата в отношении другого – буржуазии, союз рабочего класса и крестьянства, направленный против свергнутых эксплуататорских классов. Акцентировалось внимание на руководящей роли рабочего класса. При этом В.И. Ленин определял политику как концентрированное выражение экономики
Пролетарская теория игнорировала общегражданский консенсус и развивала классовую конфронтацию. Полное отрицание частной собственности, и, следовательно, всякой автономии личности, подмена народа рабочим классом в пролетарской теории была развита в программных документах КПСС. В них акцентировалось внимание на ведущей роли коммунистической партии как авангарда рабочего класса, руководящего процессом перехода к полной демократии коммунистическому самоуправлению. Отрицался фундаментальный принцип разделения властей, без которого невозможно народовластие. Был отброшен принцип экономического, идеологического и политического плюрализма. «Марксистско-ленинская» партия рассматривалась как государственная структура, а не как общественная организация. В действительности рекламируемое «социалистическое народовластие» допускало демократию только в узких рамках, которые определялись высшим партийно-государственным руководством, концентрирующим в своих руках всю реальную власть. При этом в марксистской теории смена элит понимается как результат свержения старого правящего класса.
Подводя некоторые итоги, следует сказать, что демократия может рассматриваться в различных аспектах: – в институциональном аспекте для характеристики политического режима, который отличается определенной совокупностью политических и правовых признаков: в частности, наличием гражданского общества, принципом разделения властей, выборностью представительных органов власти на альтернативной основе и т.д.; – в процессуально-процедурном аспекте термин «демократия» используется для характеристики жизнедеятельности какой-либо общности (как на общегосударственном, так и локальном уровне), включая политические партии, организации, где господствует принцип подчинения меньшинства воле большинства, ее члены наделены равными правами и обязанностями и для них декларируется равный доступ к обсуждению и принятию решений; – в культурологическом аспекте демократия связана с определенной культурой общества (в том числе и политической культурой), основанной на принципах автономии индивида, терпимости и гражданской ответственности; – в ценностном аспекте наряду с политико-институциональным, процедурно-процессуальным и культурологическим аспектами понятие «демократия» указывает также на определенную политическую и социальную ценность, неразрывно связанную с принципами свободы, прав человека и созданием максимальных условий для саморазвития личности. Одним из ключевых характеристик демократии является политическое равенство всех без исключения граждан перед законом с его принципом «один человек – один голос». Речь идет, прежде всего, о том, что правительство должно действовать в соответствии с установленными процедурами, позволяющими беспрепятственно выражать позиции, интересы. Периодическая подотчетность выборного представителя перед избирателями должна быть сущностным элементом демократии. Либерально-демократическая система включает принцип «согласия не соглашаться» с мнениями и позициями других членов общества. И действительно, где нет свободы несогласия, и господствует принцип единогласия, там нет и не может быть демократии, независимо от того, как она называется. Это, в частности, выражается в наличии лояльной и конструктивной оппозиции в качестве законного партнера в демократическом процессе. Отвергая монополию какой-либо одной партии, демократия характеризуется своим методом принятия решений, основанным на диалоге, открытости, что означает признание фундаментальных ценностей индивидуальной свободы и политического равенства всех людей.