Керамика – материалы и изделия из глин и их смесей с неорганическими соединениями, полученные путем обжига при высоких температурах. Основными технологические видами керамики являются гончарные изделия, терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор. Самые ранние фрагменты керамики найдены на территории России и Японии. В нижнем течении Амура раскопан поселок Гася, где керамика, если датировка верна, относится к 12 тыс. до н.э. В пещере Фукуи (о-в Кюсю) найдены черепки керамики, датированные 11 тыс. до н.э. Она декорирована ямочным орнаментом и полосами-налепами. Керамика со шнуровым орнаментом получила широкое распространение на Хонсю в 7 – 6 тыс. до н.э., см. [Ikawa Smith F. On ceramic technology in East Asia. – Current Antropology, 1976, 24].
В западной части Западной Азии керамика появляется около 7 тыс. до н.э. Изготовляется вручную. Часто ленточным способом: из глиняного теста с примесью рубленной соломы раскатывали длинную ленту, клали ее спирально виток за витком. Затем разглаживали, подсушивали на воздухе и обжигали. В Восточной Азии, на территории современного Китая, ранняя керамика датируется второй половиной 6 тыс. до н.э.
Классификация керамических сосудов осуществляется по нескольким признакам: А. Назначение: все сосуды делятся на бытовые и ритуальные. Ниже рассматриваются бытовые.
Б. Использование: столовая – для еды, кухонная – для приготовления пищи, тарная (хозяйственная) – для хранения и транспортировки злаков, масла и др.
Общая классификация керамических сосудов осуществляется по следующим признакам: Форма и Орнамент.
Базовые формы: миска, горшок, корчага, кувшин. (Корчага от кувшина отличается тем, что у корчаги нет ручек).
Базовые орнаменты: геометрический, фигуративный.
Форма сосудов описываются путем детализации морфологии сосуда: 1. дно, 2. тулово, 3. горлышко, 4. венчик.
Орнамент описываются путем детализации способов изготовления орнамента: 1. Штампованный, 2. налепной, 3. прорезной, 4. расписной.
Что дало человеку изобретение глиняной посуды? Ранее существовали деревянные сосуды, кожаные, каменные, но их было невозможно поставить на огонь. Дешевый и массовый глиняный сосуд изменил процедуру приготовления пищи, человек наконец-то смог готовить и кушать кашу. С появлением кухонной керамической посуды ускорилась и сама процедура приготовления пищи и, соответственно, процесс ее переваривания и усвоения. Варить – более экономично, чем жарить, если речь идет о мясе. Готовя в керамическом горшке, можно сочетать и разные пищевые материалы.
Появление глиняной посуды также во многом изменило процедуру хранения запасов пищи. Чем больше человек производит, тем больше конечные результаты его труда зависят от возможностей хранения произведенного продукта. В глиняных сосудах можно было укрыть любое количество пищи от температурных воздействий, влажности, а также от грызунов, насекомых. Очень быстро начинают изготавливать большие сосуды — тарную керамику. Но не с самого начала, т.к. надо было многому научиться, чтобы сделать большой сосуд, который бы не разваливался. До этого (а во многих местах и после) для хранения продуктов пользовались земляными ямами, обмазанными, а часто и замазанными сверху глиной или гипсом. Вот отчего таких хозяйственных ям столь много как в городах, так и в деревнях, населенных древними земледельцами.
Зарождается искусство. Есть два вида искусства: а) фигуративное (его еще называют реалистическим, натуралистическим и др.) и б) семантизированное (образное, символическое) – когда изображается некоторый знак понятия или предмета, когда задача изобразить похожее на нечто во внешнем мире с самого начала не ставится. Вера в загробную жизнь. В погребениях находя фигурки животных, зверей.
Погребения:
Погребения внутри поселков – интрамуральные погребения. Некрополи за их пределами – экстрамуральные погребения.
Трупоположения: вытянутые, скорченные, вертикальные. Ориентация по сторонам света.
Рассмотрим основные погребальные сооружения:
1. Грунтовые могилы не имеют каких-либо явных признаков на современной поверхности. Они появляются уже в мустьерское время в пещерах и гротах, известны в верхнем палеолите и широко распространены в эпоху бронзы. Возможно, что при сооружении грунтовые могилы и имели какие-то признаки на поверхности — надгробия из дерева, земли, дерна, — но до наших дней эти признаки не сохранились.
2. Курган. Широкий круг погребальных памятников. В отчетах и публикациях этот термин всегда сопровождается словами: «длинные курганы», «каменные курганы», «курганы с,, усами”» и т.д. По размерам курганы бывают большими (до 60—70 м в диамет¬ре и до 8—10 м высотой) и Малыми (5–6 м в диаметре и 0,3 —0,5 м высотой). По составу — каменные, земляные, камен¬но-земляные. Они также могут иметь различное внутреннее устрой¬ство. Иногда курганами называют целые гробницы, сложенные из строительного камня, скрытые под земляным холмом. Внутри курганов встречаются большие погребальные камеры в виде одинарных или двойных срубов из толстых бревен, а также катакомбы, подбои и иные конструкции. Одиночные курганы встречаются редко. Как правило, курганы располагаются группами, часто довольно большими (до нескольких сотен). Такие группы курганов называются могильниками. В пределах одного могильника могут оказаться курганы, относящиеся к совершенно разным периодам культуры.
3. Дольмены, менгиры, кромлехи. Строго говоря, из трех данных видов памятников, несомненно, погребальными являются дольмены. Дольмены представляют со¬бой большие сооружения из крупных (до 2 – 3 м.) камней, напоминающие ящик, перекрытый сверху плоской каменной плитой. Они относятся к эпохе бронзы. Относительно менгиров и кромлехов нельзя твердо сказать, что они являются погребальными памятниками. Менгиры – это высокие (3 – 4 м) каменные стелы, иногда укра¬шенные какими-то узорами и изображениями. Кромлехи – круглые ограды из крупных камней.
4. Гробницы, мавзолеи, склепы. Уникальные погребальные сооружения, которые строились для знатных лиц, занимавших особое социальное положение.
Лекция 6
Археология Восточного Средиземноморья: Натуфийская культура (ок. 10 000 – 8500 тыс.л. до н.э.) и Докерамический неолит А (8300–7600 гг. до н.э.)
Общие сведения о географии Сиро-палестинского региона:
Сиро-Палестинский регион – это сравнительно изолированный регион. Его сердце – замкнутая полосами невысоких гор долина реки Иордан. Он граничит на юге – с Синайским полуостровом. На востоке – расположена пустыня. На севере – водораздел бассейна рек Иордана и Оронт. Бассейн р. Оронт представлял собой иной этно-культурный регион. Поэтому судьба этих двух районов была принципиально иной.
Материал памятников Сиро-палестинского региона говорит о наличии постоянных сравнительно тесных связей с территорией современной Сирии. Это равнинное, степное пространство на востоке упирается в долину р. Ефрат, а на западе – в Средиземное море.
В 10-ом – 9-ом тыс. влияние культур Сиро-Палестинского региона распространялось и на Сирию. Позже на Сирию начинают влиять районы, расположенные к северу и северо-западу от Двуречья, а затем – и само Двуречье.
Одна из особенностей региона заключается в том, что на протяжении тысячелетий между культурами прослеживается преемственность. Между различными периодами Начиная с Кебары, через докерамический неолит А, докерамический неолит Б, керамический неолит А, керамический неолит Б и далее, в энеолитическую гассульскую культуру 4-го тыс. прослеживается преемственность ведущих форм керамики, форм жилища, и самого городского поселения. При этом преемственность реализовывалась в условиях непрерывной пульсации: смены периодов усложнения городской жизни с периодами ее упрощения.
1. Натуфийская культура (10-ое -середина 9-го тыс.л. до н.э.)
Складывается, по-видимому, на основе верхнепалеолитической культуры Кебара.
Распространена очень широко. Святая Земля, области к югу (до Египта) и к северу от нее, часть в бассейне среднего Евфрата. Основные памятники этой культуры расположены в долине Иордана, прежде всего в районе Иерихона. Кроме того: Бейда (в Заиорданье), Эйнан, Айн-Маллаха (в долине Иордана), Нахаль Орен (Вади Фалла). И конечно, Мюрайбит на среднем Евфрате, хотя и расположенный за пределами собственно Святой Земли, но населенный явно близким народом.