Конспект лекций по предмету "Археология"


Неолит (новый каменный век): 10–3 тыс. до н.э.

Основной признак неолита – появление керамики, отсутствие металла.
Характерно широкое расселение человека, многообразие форм жизни и способов хозяйственной деятельности. Усиливается неравномерность развития.
Поселение:
Селища – неукрепленные поселения более поздних, чем палеолит, эпох, включая средневековье.
В неолите возникает такой вид укрепленного поселения как городище. Для них характерны остатки ограждавших их валов, стен, рвов и иных фортификационных со¬оружений. В практической работе археологу нередко встре¬чаются поселения смешанного характера. На тер¬ритории одного древнего города могли быть и укрепленные, и неукрепленные части.

Жилище и строения:

Есть полуземлянки округлой и прямоугольной формы, а также наземные жилища. Например, свайные.

В районах богатых леса строения деревянные, в безлесной зоне – глинобитные и каменные.

Глинобитные жилища – постройки из необожженной глины. Стены из смеси глины, соломы, которые высыхали на солнце и становились прочными. Крыши крыли соломой, которую сверху покрывались слоем глины. Появляются многокамерные жилища.

Занятия: Сначала собирательство. Рыболовство с помощью сетей, а также на лодках. Промысловая охота. Изобретение ткачества. На севере известны лыжи и нарты. Развитие обмена между племенами, живущими в разных районах.

Гипотезы о состоянии социальной организации:

родовая община – собирателей и охотников, затем земледельцев и скотоводов. Произошло дробление крупных родовых общин верхнего палеолита. Родовая община теперь ок. 30 человек (не более 100). Продолжение обособления семьи.

Переход к производящему хозяйству:

Есть два вида технологий: 1) технология присвоения; 2) технология производства.

Переход к земледелию и скотоводству привел к кардинальным изменениям в способах хозяйствования и в сознании. Отсюда понятие «неолитическая революция» (введена английским ученым Г. Чайлдом в 1926 г.).

Причины: сокращение привычных источников пищи из-за климатических изменений. Прогресс в орудийной деятельности и технологии охоты и собирательства, а также рост население и ограничение угодий. Важные факторы – накопление знаний и абстрактное мышление.

Проблема возникновения производящего хозяйства

Ранее считалось, что переход осуществлялся в 7–6 тыс. до н.э. Теперь известно, что в некоторых районах намного раньше. Во всяком случае для 11–10 тыс. до Р.Х. в Восточном Средиземноморье (натуфийская культура).

Раннее земледелие необязательно в самом начале было связано с распахиванием земли на большой площади. Этнографические исследования ранних земледельцев позволили выяснилось, что человек начинал земледелие не со злаков. Чтобы начать их высевать, надо было быть технологически очень развитым. Древнейший очаг производящего хозяйства «плодородный полумесяц» Долина Нила, Восточное Средиземноморье, Месопотамия). Земледелие начиналось не с сеяния и не со злаков, а с ухода за тем, что растет в природе – с бобовых и бахчевых. С прополки (выдирания «волчцев и терний») съедобных растений и начиналось, как показывают полевые исследования, земледелие. Выдирание сорняков могло быть первым шагом в производящем земледелии, трудно отделимым на ранней ступени от присваивающего. А мотыга тогда использовалась и для борьбы с сорняками, и для выкапывания результатов труда (человек ухаживал и за корнеплодами).Зерновые же появляются значительно позднее. Мотыжное земледелие – зарождается видимо по течениям рек.

Орудия: основное сырье – кремень. Разработка подземных залежей этого камня в штольнях. Использование сланца, яшмы.

Наряду со старой техникой обработки (двусторонняя оббивка, ретушь) появляется новая – шлифование, пиление, заточка камня.

Призматические нуклеусы становятся предельно правильной формы. Развивается микролитическая техника – особенно для изготовления жатвенных ножей.

Важнейшее орудие неолита – мотыги, орудие земледелия, а также топоры и тесла – орудия обработки дерева. Топор как правило имеет симметричное в сечение лезвие, а тесло – ассиметричное. Топоры бывают прямоугольные, трапециевидные (денталевидные), плечиковые. Широкое использование жатвенного ножа.

Есть зернотерки, мотыги, крупные наконечники копий, костяные кинжалы, наконечники стрел, скребки, проколки, сверла.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.