Что же такое рынок и каков механизм его действия?
В обывательском смысле слова под рынком понимают примитивные отношения «купи-продай». С научной точки зрения рынок – это система экономических отношений между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) товаров, опосредуемых через спрос и предложение. Схематично эти отношения можно представить так:
Следует заметить, что в этой системе отношений не может быть «чистых» продавцов и «чистых покупателей». И те, и другие одновременно выступают и в роли продавцов, и в роли покупателей. Так, например, рабочий, покупая предметы потребления, в то же время продает рабочую силу. Предприятие, продавая предметы потребления, одновременно покупает средства производства.
Поскольку рынок – это система экономических отношений, то именно в этом системном многообразии отношений и состоит сложность формирования рынка как формы хозяйствования. Рыночные отношения формируются не в одночасье, к рынку нельзя «перейти» в установленные кем-то сроки. Это длительный и сложный процесс притирки друг к другу всех элементов рыночного хозяйства. Рынок - это также и сложнейшая система социальных отношений. в рынке высоко ценятся не только товары, но и такие качества людей, как честность, порядочность, деловитость, профессионализм.
Каковы же признаки свободного рынка?
Первым и главным признаком рынка является свобода его участников – производителя и потребителя. Для производителя свобода определяется прежде всего полным правом владения и распоряжения средствами производства и произведенным продуктом, то есть правом обладания собственностью. Собственность – главный корень, который питает экономический интерес производителя, побуждает его производить много, качественно и с низкой ценой. В свободном рынке производитель кроме права на собственность должен иметь возможность реализовать это право. Условия, которые обеспечивают реализацию этого права, создаются государством, которое формирует соответствующую законодательную базу, обеспечивает демонополизацию. Более того, поскольку функционирование таких структур часто выходит за рамки отдельного государства, должны быть подписаны соответствующие международные договоры и соглашения. Этим еще раз подчеркивается сложность формирования рынка как системы экономических отношений.
Для покупателя свобода определяется, во-первых, наличием денежных средств, обладающих устойчивой покупательной способностью, и, во-вторых, широким выбором продавцов одноименного товара. Это обеспечивает независимость покупателя от продавца и возможность быть равноправным участником рыночных отношений. в рыночном хозяйстве не покупатель зависим от продавца, а наоборот. Предел свободы производителя ограничивается потребительским выбором. Именно потребитель диктует производителю, что производить и в каких количествах.
Создание условий для реализации экономической свободы покупателя опять упирается в экономические функции государства, которое, с одной стороны, обеспечивает устойчивость денежного обращения в стране, а с другой стороны – трансформирует отношения собственности применительно к рыночному хозяйству.
Вторым важным признаком рынка является неограниченное количество его участников. Только в этом случае по-настоящему вступают в силу законы конкуренции, побуждающие производителя (продавца) внедрять последние достижения науки и техники, улучшать качество продукции, снижать цены, то есть работать на покупателя (потребителя). Когда на конкретном рынке находится большое количество покупателей и продавцов, то ни один из них не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого могло бы быть достаточно, чтобы заметно повлиять на его цену. Широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможность злоупотребления ею, так как у любого участника рыночных отношений есть право выбора. Экономическое состязание ограничивает получение личной выгоды за счет использования экономической власти. Формирование этого признака рынка неизбежно наталкивается на необходимость разгосударствления и приватизации. Причем речь идет не о формировании класса собственников-индивидуалов, а о формировании большого количества субъектов хозяйствования с различными формами собственности.
Третьим признаком свободного рынка является полная информированность его участников о состоянии рынка. Ни один предприниматель не станет вкладывать средства в предприятие, если он не информирован о конъюнктуре (сложившаяся ситуация на рынке), о ценах на сырье и материалы, о конкурентах, о политической обстановке в стране приложения капитала. Покупатель, прежде чем купить товар, хочет знать его цену, эксплуатационные характеристики, каковы гарантии на случай порчи. Информация, способ и быстрота ее передачи в рынке ценятся больше всего, ибо это дает возможность оперативно принимать решения с пользой для себя. Информация в рыночном хозяйстве выступает ценообразующим фактором. Она является мощным рычагом воздействия на спрос и предложение. Так, например, информация о заражении английской говядины вирусом болезни, вызывающим смерть человека, в считанные дни сбила цену на внутреннем рынке на этот продукт более чем в 10 раз, а на внешнем рынке свела спрос к нулю. Информация в условиях конкурентной борьбы может использоваться в качестве инструмента этой борьбы.
Четвертым признаком рынка является мобильность ресурсов: материальных, трудовых, финансовых. Мобильность означает подвижность, способность к быстрому и скорому передвижению, действию. Рынок – это форма хозяйствования, оперативно реагирующая на изменения спроса, который во многом непредсказуем и подвержен воздействию не только экономических, но и социальных, психологических и иных факторов. Производство в этих условиях не может зацикливаться на изготовлении какого-либо продукта, рассчитанного на продолжительное время. Необходимость оперативно менять ассортимент продукции, структуру производства, технологию требует от производителя оперативного маневрирования ресурсами. Он должен иметь возможность при необходимости:
получить денежные средства на выгодных для него условиях;
оперативно менять поставщиков сырья исходя из новых целей производства;
осуществлять подбор кадров с учетом новых технологических требований.
Такую возможность производитель может иметь лишь при наличии соответствующей инфраструктуры рыночного хозяйства, то есть при наличии сети коммерческих банков, фондовых и товарно-сырьевых бирж, бирж труда.
Рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом, то есть в качестве покупателей и продавцов товаров и услуг. Существуют разные формы рынков: универмаги, ярмарки, биржи, аукционы, городские рынки сельскохозяйственной продукции и т.д. Главное здесь не форма рынка, а его функция – обеспечение обмена, купли-продажи.