Конспект лекций по предмету "Философия"


Философия культуры

1Понятие,
2 виды и типы,
3современное состояние.

Общество включает экономику, социально-политечскую подсистему, культуру.
Общество порождает культуру как осмысление самого себя и окружающего мира, как важнейшую часть, без которой общество состоянть не можт.
Культура пронизывает все без исключения сферы общества: экономическая, политическая, бытовая культура.
Культура представляет собой неповторимую ткань человеческого бытия, во многом определяет динамику и направленность общественнного развития, я вляется её основой.
Именно общность культуры придает ценность тому или инорму общественному образованию, соединяет прошлое с настоящим и будущим, обеспечивает преемственность исторического развития. Термин культару, латинского происхождения изначально «возделывание почвы», постепенно расширялось «возделывание человека», воспитание. Затем ещё более широко, разделывание человеком творение человеком искусственного мира, что получило название второй природлы, человек творит вторую природу. Об этом впервые сказал Демокрит, охарактеризовал культуру как вторую природу. С того времени понятие прочно вошло и в обиход жизни людей и в науку. На рубеже 17-18 в во Франции и др странах, в том же знасчении стало применяться понятие цивилизация. Сегодня порою отождествляются, с чем нельзя согласиться, тк логика науучного познания исходит из того, что если два термина имеют одинаковыезначения, один из них лишается права на существование.
Первым разграничил эти понятия Кант, до него под культурой понималось всё созданное человеком, в том числе всякое злое дело, средства унеичтожения, тоже культура, гильотина.
В философии понятия культуруа и цивилизация разводятся Кант определил культуру, как только то, что служит благу людей, что в своей сущности гуманистично, вне гуманизма, нравственности нет истинной культуры. В центр проблемы культуры у Канта поставлен человек, развитие его задачтковых способностей. Именно человек есть высшая цель на земле, целью культуры является воспитание нравственного человека Цивилизация – внешнее подоьие культуры, не наполненное моральным содержанием. Быть цивилизованным ещё не значит быть культурным. Наличие цивилизованности, но отсутствие культуры в отношениях междулюдьми, Кант видит фальшь, когда в несчастьи других людей находят удовлетворение для себя. Достоевский, некоторые люди находят некоторое удовольствие наблюдая, как у других возникают неприятности, несчастья, страдания, в несчастьи других видят удовлеттворение для себя. Анекдот: приходит человек к богу и говорит, у соседа такие тучные стала, всё ладится, хорошо, а я что ни куплю, корову, обязательно сдохнет, пусть у соседа тоже всё исрой специфических межличностных отношений.
ортится») Отличе культуры от цивилизованности. Кант с горечью признает, мы чересччур цивилизованны, но нам многого не достаёт, чтоб быть культурными людьми. Кант ограничил их сфе
Шпендлер. Понятие расширялось.
Сегодня распространённой точкой является представление о том, что цивилизация означает степень выделения человека из животного мира. Это проявилось в том, что человек перестал приспосабливаться к природной среде, но стал преобразовывать её в своих интересах. С этой целью стал создавать различные технические изобретения, технологические приёмы. учитывая: цивилизация – родилась в борьбе человека сприродой, поэтому характеризует степень развития внешних условий его существования, а именно развитие материального производства, технико-технологические достижения, степень комфорта производственной и повседневной жизнедеятельности людей. В отличие от цивилизаций, культура отражает не внешние, а внутренние условия существования человека. Культура – процесс создания, сохранения, распространения и воспроизводтства норм и ценностей, значений и смыслов, способствующих возвышениию человеком гуманизации общества. Духом культуры является ценность, это то, что придаёт смысл жизни, что придает смысл и целостность индивиду и обществу. То, благодаря лчему люди ощущают себ людьми, что является мерилом человеческого в человеке, что позволяет человеку делать ответственный выбор в свое
Культура – механизм управления, механизм самореализации общества и личности. Стёпин обосновал неразрывную связь этих трёх проявлений культуры. В понимании культуры исходит из того, что сложные, саморазвивающиеся органические системы содержат внутри себя особые информационные структуры, которые обеспечивают управление системой и её саморегулирование, эти структуры представлены определёнными кодами, в соответствии с которыми воспроизводится организация системы какцелого, а так же особенность её реакции на воздействие внешней среды. Биологические механизмы выполняет днкрнк, в обществе, аналогмо генетического кода выступает культура, как сложная система развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, которые регудлируюсоцуиальную жизнь лююдей, их деятельность, общение, обеспечивают вопроизводство чего-то там, реализует передачу отчеловеку к человеку развивающегося массива опыта.
В своей совокупности и исторической динамике эьи программы образуют накапливаемый и постоянно развивающийся социальный опыт. Эти культурные прграммы существуют и транслируются в форме социокодов. Ими являются: образцы деятельности, язык, языки искусства и науки, различн символы, регулирующие соц жизнь сами индивиды, выступающие как носители чсоц норм образцов деятельности, предметы созданные человеком. Сложная исторически развивающаяся система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, закреплённая в различных видах социокода. Часть программ осознаётся, а многие уходят в сферу бессознательного, оказывая влияние. Человек усваиват культурные программы в процессе воспитания, в процессе социализации, через включение в разные виды деятельности, язык, знания. Культура делает человека человеком, личность формируется культурой. Сознание человека – результат усвоения личностью социокультурного опыта. Культура прежде всего через язык и через систему знаний задаёт человеку определённый способ понимания усвоения и освоение мира, культура – главное, что выделяет человека и противопоставляет его миру природы, другим живым существам. Человек –единственное живое существо, умеющее пользоваться орудиями и инструментами культуры, удовлетворят любую потребность в культурных формах, руководствуясь усвоенными культурными нормами, известный русский философ, Бахтин, подчёркивал диалоговый характер культуры. Вне общения ет культуры, культура стоновится культурой лишь тогда, когла приобретает общезначимый характер, когда оказывается понятой и востребованной определёнными социальными группами и обществом в целом.

Виды, типы культуры.
В культуре можно выделить три начала, материальную, ителлектуальное и духовное.
Материальная культура характеризует процесс деятельности людей и его резальтат в материальном производстве, в материальной сфере быта, в изменении физического состояния человека. Эта сфера культуры направлена на удовлетворение материальных потребностей. Можно выделить несколько элементов.
1. Целесообразное образование материальной среды производтства:производственные навыки, обучение, соверщшенствование организации и условийй труда, внедрение в научные достижения производства.
2. Материальная среда быта: сотсояние бытовых условий жизни людей, их совершенствование, материальная сторона обрядов, ритуалов.
3. Социальная среда физического развития человека. Здравоохранение, организация физкультуры, спорта, охран природы.
4. Интеллектуальная култура:знания, наука, всё то, что даёт человеку возможность ставить разумные цели, преобразовывать действивтельность в соответствии со своими потребностями, в соответствиии со знанием закона объективной действительности. Степень внедрения науки в производство и быт, уровень образования, просвещения, ллогика мышления человека. Входит сформированная потребность человека в постоянном стремлении увеличить знания, свой соц опыт и притворить их в жизнь.
5. Духовное начало включает отношения между льдьми, ценностные формы общественного сознания, такие как идеология, мораль, искусство, религия, политическое и правовое сознание, система обьразования и воспитания, сохранение и распространение использования духовных ценностей, нравственнные качества людей, формы из поведения, законыправилообраз мышления, богатство языка и тд,
Культура – система уценностей, определяющая поведление человека По распространнной форме поведения судят о культуре народа. Поведение каждого из нас – отражение культуры общества.

Философия принадлежит и к интеллектуальной и к духовной культуре. – рефлексия над базисными ценностями культуры, выявляет, выясняет их смыслы, критически анализирует, философское познание способное производить новые мировоззренчесике идеи, тем самым вносить изменения в культуру, подгатавливаякординальные изменения социальной жизни. В культуре можно выделить различные виды и типы, такие как национальная культура, мировая культура, высокая культура, народная культура, локальная и региональная публичная и личная, массовая и тд.
Рассматриваются виды культуры в связи с различными функциями.
Национальная культура.
В реальной истории действует не культура вообще, а конктретная, племенная, родовая, эническая, национальная. Именно национальная культура обеспечивает преемственность, единство и жизненную силу даннного народа. Лихачёыв, национальня культура – целостное образование дающее человеку ощущение моральной оседлости, причастности к корням, заветам предков, отцов, к народу и родине, каждое сообщество создавало свою собственную мифологию, свою специфичческую аллегорическую автобиографию народа, объединённого не внешними, механическими, а внутренними, духовными мистическими связями иотношеничями, обеспечивающими общую национальную идею, как символ и гарантию будущего процветания.
Различия между странами и нарлодами – различия в культуре:языке, традициях, обычиях, быте, образе жизни, мышления. Человек разумный – человек усвоивший нормы и ценности его культуры.
Лихачёв. Национальная культура – духовный базис общенационального бытия, а сохранение национальной культуры, как залог безопасности нации.
Национальная культура – огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих данное пространство единым народом, нацией. Наиболее конценртированно национальную культуру, её идеалы, выражает национальный язык, слово, литература.
Слово в русской культуре – нечто большее, чем имя вещей. Слово есть идея, претворяющая саму действительность и определяющая её воплощение. Это духовная стихи, преобразующая реальность, придающая духовность и целостность. Язык, слово - душа народа.
Литература берёт только лучшее в культуре, говорит за всю национальную культуру.
Каждый народ творит свою национальную ккультуру, внося тем самым свою лепту в общеччеловеческкую культурную сокровищницу, у каждого народа свои заслуги перед мировой культурой. И национальная культура свидетельствет о значимости даннного народа и оправдывает его существование в мире. Беда в том, что на протяжении своей истории, неоднократно принимали усилия, направленные на отказ от национальной культуры, вместо того, чтобы развивать её, совершенствовать, стремились заменить привозной культурой.
Чаадаев говорил о вреде подражательности.Ильин « плох тот народ, который не видит, что дано именно ему и потому ходит побираться под чужими окнами».
С началом нынешних либеральных реформ, у нас транслируется опыт стран запада, такие понятия как права человека, концепция чего-то там.итд. Каждое конкретное общество создаёт особые формы их воплощений, соответствующее специфике в многовековой работе их культуре. Мы же не проделав многовековую работу культуры западных стран, пытаемся добыть конечные резульататы. В итоге идея гражданского общества обернулась распадом общества, потому что не сформировалься ответственный гражданин. Вместо свободы получили бесправие, главенство грубой силы, воров в законе. Вместо права собственности, бессовестное ограбление народа, обнищание
Игнорирование специфики национальной культуры – главное препятствие на пути модернизации общества. Недооценка культурного своеобразия, как фундамента успешной модернизации, преобразований, порождает распущенность народа, которая сознательнро с вызовом нарушает приянтые нормы и правила. Отсюда сквернословие, безнравственность, вызывающая одежда. Сегодня для России важно понять глубокую разницу между имитацией, между подражательной гонкой за технологическими успехами, и творческим созданием собственнной культурной модели развития. Чужеродные ценности, иностранные концептуальные схему должны быь творчески переработаны и получить новое наполнение в отечественной культуре. Культура – не является источником развития, является его основой, когда эту основу игнорируют, тогда не получается развитие. Кроме национальной культуры выделяют высокую культуру – высшее достижение национальной культуры, которая имеет конкретных создателей, творящих основную систему устойцивых духовных уенностей которые олицетворяют национальную культуру. Которые обеспечивают её единство, историческую преемственность и развитие. Лучшие образцы высокойкуьтуры питают мировую культуру.

Народная культура. Имеет массовых создателей и исполнителей, динамична и изменчива, отражает сиюминутное настроение и расчитана на создание сиюминутного настроения, вечна, является основой подъёма культуры народа, народныеые песни и танцы, гуляния, традиции, обряды, массовые участия в карнавалах, обрядах.
Аргинальная культура. Представляют индивиды, находящиеся на краю той или иной культуры, чьи установки соотносимы с разными культурными системами, но ни в одну из них полностью не мигрированы. Иммигранты.

Контркультура. Культура – протест против господствующей, разные формы.
Для западной контркультуры в 60-70-е было характерно возведение в культ бесцельного времяпрепровождения, неприятие протестанской этики, отказ от традиций в интимных отношениях, отказ от интимизации эротической сферы.
С исторической точки зрения.
Традиционная и техногенная.
В Традиционной культуре главная ценность – традиции. Китайское изречение «самая тяжёлая участь - жить в эпоху перемен». В традиционной культуре доминирует представление о циклическом времени. В традиционных культурах наука никогда не была самоценностью, не имела права на создание собственной картины мира, ввписывала свои знания в орелигиозную мифологическую картину, котрая не допускала изменений и предполагала согласование с ней всех видов знаний. Что касается личности, то она рассматривается прежде всего. Её ценность определяется включённостю в определённые семейноплановые кастовые и сословные отношения. Быть личностью – быть частью клана или касты, или сосовий.

Тезногенная культура. В ней время необратимо, стрела неотвратимо напрваленная из прошлого в будущее к лучшей жизни. В этих культурах золотой век-лучшее будущее в будущем, а не в прошлом. Здесь меняется смысл и роль науки, наука создаёт и постоянно развивает картину мира, свою собственную научную. Эта научная картина мира через систему образования внедряется в вумы людей и активной влияет на мировоззрение, наука становится главной формой познания. Утвержлается идеал свободно, суверенной личности, которые может включаться в разные социальные общности.

Кризис культуры, проявлени:
1. Господство материально сферы над духовной.
2. Господство массовой культуры.
3. Господство либерализма и либеральных ценностей, глобализация.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.