После того как переход системы в новое устойчивое положение совершился, возврата назад быть не может в силу закона термодинамики, энергия рассеялась и от менее нагретого тела она не может перйти к более нагретому телу. Следовательно всегда направленность событий, возврата в пролшшое быть не может. Принцип ведёт к признанию того факта, что переболевший организм не возвращается в случае выздоровления к своему старому состоянию. Приобретает новые качества, иммунитет, излишнюю чувствительность, изменения в различных системах. Организм выздоровел, но это уже не тот, произошли изменения. То же самое в вобществе, когда произошёл определнный выбор, революция, общество выплеснуло энергию, оно не способно вернуться к прежнему состоянию, сил уже нет.
Синергетический подход позволяет расссматривать материальные системы как формы адаптации системы к внешним условиям Поэтому можно сказть, что первыми синергетиками были Кант и Лаплас, которые построили теоретическую модель возниконовения упорядоченной солнечной системы из хаотической первичной туманности. Вторымбыл Дарвин, установивший механизм возникновения и развития упорядоченной биосферы из хаотической случайной изменчивости.
Действием закона самоорганизации объясняетя направленный характер развимтия как вселенной в целом, так и её отдельных систем. Синергетический подход позволяет понять, почему вопреки действию закона возрастания энтропии окружающий нас мир тем не менее демонстрирует высокую степень организации и порядка.
Таким образом, чтобы понять основную причину действия самоорганизации нужно учесть важность в развитии всего существующего информации. Каждя система заключает в себе информационную модель будущего, которая и определяет определённый круг вариантов развития системы. Пока науке удлось расшифровать информационную модель развития живого, генный механизм, определяющий развитие всех жвых существ.
Другой системой является культура
Философия развития.
1) Понятие развития.
2) основные концепции (модели развития)
4) Диалектика и метафизика.
1. Понятие развитие тесно связано с понятием движение. Развитие является одним из проявлений движения. Всякое развитие есть движение., но не всякое движение есть развитие. Движение – это и количественное и качественное изменение, обратимое необратимое, хаотическоеупорядоченное, а развитие - высший тип движения – упорядоченное необратимое качественное изменение системы.
Качественное изменение системы, означает её изменение во внутренней структуре. Развитие - переход от структуры одного качества к структуре другого качества, которое характеризуется иным количеством элементов и системой связей между ними.
Никто не знает как взаимосвязаны гену между собой.Сегодня возможно один ген втащить, новый вставить, но может измениться вся ситема взаимосвязи между генами.
2. Две формы рзавития: эволюционная и неэволюционное.
Эволюция подготавливает к революции, ведёт к ней и завершается ею, в сво очередь новое каячество, приобретаемое объектом в ходе эволюционного преобразования.
Процесс развития представляет собой диалектическое единство прерывного и непрерывного, переход колич изменений в качественные и наооборот.
Направоенность изменений может иметь 3 следующих вектора:
Изменение может быть прогрессивным ( от низшего к высшему)
Регрессивный (наоборот)
Горизонтальный.
Основные модели:
1. Рационалистическая (логико-гносиологическая модель). Наоиболее объёмно представлена Гегелем, разработал внушительную концепуию развития системы, но у него развивается абсолютный дух, абсолютнпя идея. Источником её является ппротиворечие. Механимом развития является переход от количественных измененеи в качественнве. А направлением развития яалчетсч отрицание предшествующих этапмв развития.
Так развивается мышление как абсолютная идея, человеческое мышление и всё что с ним связано человеческаяя история.
2. Диалектико-материалистическая модель, соединяет в себе Гегелевскую теорию развития и материализм.
Направлена на понимание развития самой природы, самого материального мира. В мире действуют объективные законы развития,, спомощью которых можно объяснить изменения в природе, обществе и мышлении. Развивается сама природа, а не дух. Человеческое мышление способно лишь отразить это развитие. Поэтому Гегелевская диалектика – диалектика развития абсолютного духа, законы развития этого духа, то диалектико-материалистическая модель(Маркса) отличается от гегелевской в том, что здесь развивается сам материальный мир, природа. Ей присущи объективные законы развития.
Модель сыграла и играет очень важную роль в понимании процессов в органическом, неорганическом и человеческом обществе. Многие тенденуции и многие науки опирались на эту модель
Натуралистический эволюционизм.
Спенсер и Дарвин. Причем эволюционная теоия спенсера немного опередила дарвиновскую. В основе её лежит механический процес перераспределения частиц в материи. Абсолютизировал эволюционное понимание развития, исключал революционные скачки. Абсолютизировал механические представления.