Конспект лекций по предмету "Философия"


Философия Гегеля.

Немецкий философ. 1770-1831. Развивает основные идеи новой Еевропейской философии.
Мир рационально устроен, поэтому он доступен начуному познанию. Познавательные способности человека безграничны.
Развивает идеи об активном творческом отношении человека к миру, и на этой основе утверждает веру в прогресс. Вместе с этим стремится преодолеть недостатки новоевропейский философии. Важнейший недостаток, разделение мира на субъект и объект. Это чревато врнутренней разорванностью человеческого духа. В рамках субъектно-объектнсых отношений абсолютизтруется противоположность человека и мира, отсюда недоступность для научного познания сущности мира.
Гегельсчитает. Что недопустимо признавать чего-либо, что не составляет содержание сознания. ЧТО НИКАК С НИМ НЕ СВЯЗАНО. Провазглашает тезис «Тождество бытия и мышления». То есть, то что объективно существует, независимо от человека и мысль об этих вещах – одно и то же. На основе этого зачявляет, что всё доступно нашему познанию. Критиковал Канта за кантовскую вещь в себе (котрая непознаваема). Гегель переосмысливает это понятие, «Вещь в себе непознаваема до тех пор, пока она не развита, это е зачаточное состояние. А когда орна развивается, то она вступает во взаимодействие с другими предметами, с другими вещами, обнаруживает себя, раскрывает свою сущность. Поэтому явление, которое дано человеку, и сущность вещей неразрывно взаимосвязаны.
Познаывая явления мы всё более и более углубляемся в сущность вещей.
Тезис «Сущность является, а явление – существенно».
Стремясь обосновать эти идеи , возможность познания, возможность активного отношения к человека, созадает величественную философскую концепцию, коцепцию абсолютного идеализма.
Исходное поянтие гегелевской ф. системы – безличная абсолютная идея. Она ничем не обусловлена, это абсолютно духовное начало, безличный разум и усиливая понимание абсолютнойидеи подчёркивает, это сама божественная мысль. Абсолютная идея у Гегеля – субстанция, основа мира, но в отличие от субстанции Декарта и Спинозы, у которых убстанция – нечто стабильное, вечное, неразвивающееся, у Гегеля субстанция саморазвивается и самопознает себя в процессе этого развития, поэтому он употребляет понятие субстанцичерзчерту с субъект . Постоянно развивающаяся и познающая себя.
Абсолютная идея является ущностью и первоосновой мира всех вещей. В скрытом виде содержит в себе все возможные определения природы, общества и сознания человечества. В процесасе саморазвития абсолютная идея постепенно раскрывает своё содержание и познаёт саму себя. ( в этом её смысл, познатьсвои потенциальные возможности). Этапы саморазвития:

1. Логика.
«Наука Логики». Логикау Гегеля не такая как у Арестотеля. У него – раскрывает форма человеческого мышления, законы отражает объективный мир. У Гегеля логика – идеальный, незримый, умопостигаемый мир, напоминающий мир платоновских идей. Первоначальная реальность. Логика – это Бог до сотворения мира. В логике происходит научно-теоретическое осонание идеи самой себя. Здесь абсолютна яидея раскрывает себ в системе понятий, законов и категорий диалектики. Здесь естьактивное дижение, но это движение чистых мыслей, и оэто … Логика Гегеля – форма абсолютного мышления чистых логических сущностей, которые первичны по отношению к действительности, и которые являются творцом этой действительности. Понятие у него – не простая форма мышления, не отражение в сознании человека объективной действительности. Понятие - абсолютная творческая мощь, пораждающая всё на личное бытие.
Представление о том, что логическое понятие творит мир, а логические законы определяют законы бытия, такое представление называется панлогизмом. В Логике Гегель формулирует три закона диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей. Он раскрывает источник развития, движения, изменения. Гераклит говорил : всё есть противоположности, переходят друг в друга – источник движения.
Развитие абсолютной идеи.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
3. Закон отрицания отрицаний. Отражает общий результат, направленность и форму развития. У Гегеля развитие осуществляется в форме триады: тезис, антитезис, синтез. По этой триаде выстраивает свою логику. Онапредставляет собой у Гегеля – диалектический метод познания. (схема метода).
Диалектика Гегеля существенно отличается от Сократа и Платона, у которых Д. выступает как искусство вести беседу. А гегель понимает диалектику как развитие идей. Анализируя свои идеи делает ряд полезных замечаний, догадок : о роли орудий труда в развитии человека, о роли практики в процессе познания, о взаимоотношении абсолютной и относительной истины. Диалектика Гегеля выступает как дедуцирование, как вывод одних идей из других. Полагал, что в исходной идее содержится всё то, что из неё выводится. Идея содержит в себе свои противоположные определения, поэтому она внутренне противоречива, следовательно развиватеся, так как противоречие – источник развития.
В диалектике Гегеля нашли своё разрешение апории Зенона.
Движение – осуществлёное противоречие, противоречие изменений и покоя. При этом анализируя механическое движение, не считает, что это противоречие – источник мезанического движения. У Гегеля диалектическую форму приобретают не только противоречия как источник развития, но и диалектическая форма, присущая самому состоянию.
В своей логике Гегель специфическим образом воспроизвёл действительность и определил метод её постижения, своеобразно отразил реальные стороны и связи действительности. Важную роль в формировании категориальной матрицы саморазвития обретает сегодня философские идеи Гегеля. Разработал категорический аппарат, который выражал целый ряд важных структурных особенностей саморазвивающихся систем. Процедура познания новых уровней организации была Гегелем представлена в следующем виде: нечто порождает своё иное, вступает с ним в определённую связь и в результате этого само перестраивается. Возникает новое качество, затем процесс повторятеся на новой основе. Важнейшим моментом этого процесса является погружение в основание. Лишь в наше время с развитием синергетики, теории развивающихся систем, обнаруживается всё богатство, содержание Гегелевских категорий, Гегелевского понятийного какркаса, который необходим для современного описания саморазвивающихся систем Особо следует отметить методологический ппотенциал Гегелевской идеи погружения в основание. В частности, под влиянием культуры видоизменяется действие фундаментальных биологических программ, таких как инстинкты питания, самосохранения, половой инстинкт.


2. Природа.
«Философия природы». Абсолютная идея раскрыв себя в чистых мыслях в логике, отчуждает себя из своей естественно среды чистых мыслей,а в природу, свободно ухожит из своей собственно природной стихии, уходит из стихии мысли

Природа – не самостоятельная действительность. Видимый мир, на самом деле, - прявление невидимой реальности, именно невидимую реальность мы должны усмотреть за всем физически и чувственно воспринимаемым миром. Гегель ищет в природе нечносверхприродное, которое стоит за нею, за нею стоит мысль, понятие. Поэтому Гегль считает, что основная задача изучения природы заключается в стремлении понять, осмыслить эти понятия, осмыслить их диалектику, поэтому если чувственные формы вступают в противоречие с Гегелевской философи

3. Человеческое сознание. История.

Стоики:
Призыв кжизни в согласии с природой и мировым космическим разумм – логосом.
Признание добродетели высшим благом, а порока – единственным злом.
Призыв к добродетели как состоянию души.
Признание законов и власти если они добродетельны.
Неучастие в жизни государства, игнорирование законов, если они служат злу.
Высокий эстетизм в мылсях и поступках
Стремления к счастью – высшая цель человека.

Эвдемония
Апонии
Атараксии


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.