Конспект лекций по предмету "Философия"


Вопрос IV.

Всякая история решает вопрос о движущей силе общества.
Материализм считал этой силой народ - как производителя материальных благ. Народ - движущая сила истории. Роль народа действительно велика, но именно в массовых переменах. Но он не творит науку и искусство.
Ортега-и-Гассет поставил вопрос о роли народа, ввел понятие человек-масс. («Восстание масс»).
Роль личности - вопрос не изученный.
В СССР смена политики связывалась со сменой лидера. Есть мнение, что отечественную историю определяли власть - имущие, а законы (объективные) в СССР не действовали. Были только законы - нормы, спущенные сверху.
Г.В. Плеханов изучал вопрос о личности в истории. Он выделил необходимые условия, для того чтобы личность стала влиять на историю:
1. талант должен сделать человека соответствующим нуждам эпохи. Например: Наполеон: если бы у него не было военного таланта, то он не повлиял бы так сильно на историю;
2. общественный порядок не должен преграждать дорогу личности, которая имеет способность нужную эпохе. Если бы феодализм во Франции был дольше, то не было бы Наполеона и его окружения и всей другой истории.
Этих 2-ух качеств недостаточно, нужны еще и другие факторы.
Харизма проявляется в особом влиянии на людей, способность вызывать доверие, симпатию, подчинять своей воле. Изначально харизма понималась как божественный дар, который послан для спасения человека.
Первым из первых харизму изучал М. Вебер.
Он придал ей следующий смысл: харизматический лидер обладает особыми способностями, даром пророчества, исключительными, волевыми качествами, таких лидеров много: Будда, Моисей, Христос,
Лютер, Кальвин, Чингисхан, Наполеон, Гитлер, Муссолини, Ленин, Троцкий, Индира Ганди, М.Л. Кинг, и другие.
Свойство харизмы относительно безразлично к роду деятельности и ее этическому содержанию: это и святой пророк и убийца масс народа.
Харизма - качество личности, признанная необычной, благодаря чему личность оценивается как одаренная специальными силами.
Оценка личности как харизматичной производится на основе внешних впечатлений, следовательно, в основе харизмы лежит умение производить впечатление, обладая особыми свойствами, т.е. харизма - не врожденное, мистическое свойство, а просчитанный набор пер-сональных качеств.
Для харизматического хорошо иметь внешний признак, который выделяет его из масс.
Харизматические лидеры востребованы в кризисные и переломные периоды истории. Обычно поведение харизматического строится по схеме: в кризисной ситуации он не говорит, что все будет хорошо, а наоборот, что все плохо и так и будет, в результате начинаются гонения, что повышает популярность данного лидера в массах. Далее бойцовская позиция харизматического развивается по нарастающей: создается своя собственная идеология со своей символикой, высок уровень театральности.
Некоторые ученые выделяют сексуально-мистический аспект личности харизматического, например, у Распутина.
Масштаб харизматической личности различен: он может присутствовать как в рамках очень узкой группы людей, так и осуществлять свою деятельность в рамках целой нации.
Главный спор, который ведут ученые - это вопрос о том, можно ли разыграть харизму или же она является врожденным качеством человека. Данный спор не разрешен.
Харизма - это единство образа, идеологии и инициативного действия, направленного на расширение своего пространства и влияния. Цель всей деятельности харизматического - это успех любой ценой.
Харизма не является вечным качеством: нельзя быть харизматическим всегда и для всех. В динамике харизматического в определенный период наступает обудничевание, т.е. спуск на уровень обычной жизни и наступает исчерпание себя, символика утрачивает свою силу.
Феномен Харизматического исследовал Фрейд в своей работе «Психология масс и анализ человеческого Я».
Т.о., для появления выдающейся личности необходим талант, соответствующие условия внешней среды (кризис, война и т.п.) и нечто такое, что действительно позволит стать лидером.
Л.Н. ГУМИЛЕВ «ЭТНОГЕНЕЗ И БИОСФЕРА ЗЕМЛИ», «География этноса в исторический период», «Киевская Русь и великая степь» - эти и ряд других работ обосновывают концепцию пассионарного развития цивилизации и личности. Обычно выдающиеся личности являются пассионариями, т.е. людьми, которые в силу природных причин обладают повышенной энергией. Причина обладания —это воздействие биологической Е, которая существует на Земле и распространена неравномерно по поверхности планеты.
Пассионарность - непреодолимое стремление к деятельности по осуществлению какой-либо цели. Стремление может быть осознанным или бессознательным, а цель в свою очередь предстает очень ценной идеей, которая более ценна, чем жизнь. Пассионарность человека сопрягается с любыми способностями и не зависит от внешнего воздействия, в т.ч. и воспитания. Пассионарность является чертой психической конституции человека, т.е. она не воспитуема, как харизма.
Пассионраность не имеет отношения к этике: она порождает и подвиги и преступления, творчество и разрушение, она исключает лишь одно качество в пассионарии - это равнодушие.
Модусы пассионарности:
? гордость; ? жажда власти;
? жажда славы;
? тщеславие;
? алчность, которая порождает как скупцов, так и ученых, которые копят знания.
Пассионарность порождает и фанатиков, если пассионарий разрабатывает собственную идеологию. Однако не все пассионарии являются харизмами и не все они хотят быть лидерами. Например, Ньютон, в его жизни было всего два глобальных интереса: создание механики и перевод апокалипсиса. Лишь единственный раз в жизни его пассионарная Е вырвалась наружу, когда он отстаивал открытие интегральной системы.
Особенность пассионария в том, что вектор самосохранения у него отсутствует, наоборот, есть вектор самоуничтожения, т.е. он готов пожертвовать собой и др. людьми ради собственной идеи. Такой обратный вектор заразителен, особенно это выражено у полководцев, способных вести за собой целые армии на смерть.
На том же примере полководцев напрашивается вывод о национальной направленности пассионарной Е: что проходит у одной нации, то невозможно сделать с другой.
Пассионарность может быть разрушительной или созидательной. Примером очень яркой разрушительности может служить немецкое племя вандалов, которое завоевало Римскую империю, но которое разрушало все на своем пути без всякой цели. Одновременно с этим племенем существовало племя готов, которые также совершили поход на Римскую империю, но не разрушали ее, а прошли к Испании, где и смешались с местным населением, образовав испанскую нацию. Это ярко показывает, что один и тот же импульс (пассионарный толчок) может иметь разную направленность. 38
Пассионарные толчки имеют внеземное происхождение. Оси толчков располагаются по поверхности планеты прямыми линиями, концы которых ограничены кривизной и зависят от магнитного поля Земли. Эти энергетические удпопулярность данного лидера в массах. Далее бойцовская позиция харизматического развивается по нарастающей: создается своя собственная идеология со своей символикой, высок уровень театральности.
Некоторые ученые выделяют сексуально-мистический аспект личности харизматического, например, у Распутина.
Масштаб харизматической личности различен: он может присутствовать как в рамках очень узкой группы людей, так и осуществлять свою деятельность в рамках целой нации.
Главный спор, который ведут ученые - это вопрос о том, можно ли разыграть харизму или же она является врожденным качеством человека. Данный спор не разрешен.
Харизма - это единство образа, идеологии и инициативного действия, направленного на расширение своего пространства и влияния. Цель всей деятельности харизматического - это успех любой ценой.
Харизма не является вечным качеством: нельзя быть харизматическим всегда и для всех. В динамике харизматического в определенный период наступает обудничевание, т.е. спуск на уровень обычной жизни и наступает исчерпание себя, символика утрачивает свою силу.
Феномен Харизматического исследовал Фрейд в своей работе «Психология масс и анализ человеческого Я».
Т.о., для появления выдающейся личности необходим талант, соответствующие условия внешней среды (кризис, война и т.п.) и нечто такое, что действительно позволит стать лидером.
Л.Н. ГУМИЛЕВ «ЭТНОГЕНЕЗ И БИОСФЕРА ЗЕМЛИ», «География этноса в исторический период», «Киевская Русь и великая степь» - эти и ряд других работ обосновывают концепцию пассионарного развития цивилизации и личности. Обычно выдающиеся личности являются пассионариями, т.е. людьми, которые в силу природных причин обладают повышенной энергией. Причина обладания —это воздействие биологической Е, которая существует на Земле и распространена неравномерно по поверхности планеты.
Пассионарность - непреодолимое стремление к деятельности по осуществлению какой-либо цели. Стремление может быть осознанным или бессознательным, а цель в свою очередь предстает очень ценной идеей, которая более ценна, чем жизнь. Пассионарность человека сопрягается с любыми способностями и не зависит от внешнего воздействия, в т.ч. и воспитания. Пассионарность является чертой психической конституции человека, т.е. она не воспитуема, как харизма.
Пассионраность не имеет отношения к этике: она порождает и подвиги и преступления, творчество и разрушение, она исключает лишь одно качество в пассионарии - это равнодушие.
Модусы пассионарности:
? гордость; *
? жажда власти; ? жажда славы; ? тщеславие; ? алчность, которая порождает как скупцов, так и ученых, которые копят знания.
Пассионарность порождает и фанатиков, если пассионарий разрабатывает собственную идеологию. Однако не все пассионарии являются харизмами и не все они хотят быть лидерами. Н-р, Ньютон, в его жизни было всего два глобальных интереса: создание механики и перевод апокалипсиса. Лишь единственный раз в жизни его пассионарная Е вырвалась наружу, когда он отстаивал открытие интегральной системы.
Особенность пассионария в том, что вектор самосохранения у него отсутствует, наоборот, есть вектор самоуничтожения, т.е. он готов пожертвовать собой и др. людьми ради собственной идеи. Такой обратный вектор заразителен, особенно это выражено у полководцев, способных вести за собой целые армии на смерть.
На том же примере полководцев напрашивается вывод о национальной направленности пассионарной Е: что проходит у одной нации, то невозможно сделать с другой. Например, Суворов умел увлечь русских солдат за собой, но у него это не проходило с немецкими солдатами.
Пассионарность может быть разрушительной или созидательной. Примером очень яркой разрушительности может служить немецкое племя вандалов, которое завоевало Римскую империю, но которое разрушало все на своем пути без всякой цели. Одновременно с этим племенем существовало племя готов, которые также совершили поход на Римскую империю, но не разрушали ее, а прошли к Испании, где и смешались с местным населением, образовав испанскую нацию. Это ярко показывает, что один и тот же импульс (пассионарный толчок) может иметь разную направленность.
Пассионарные толчки имеют внеземное происхождение. Оси толчков располагаются по поверхности планеты прямыми линиями, концы которых ограничены кривизной и зависят от магнитного поля Земли. Эти энергентические удары идут не от Солнца, наоборот, пассионарные толчки происходят, когда активность Солнца близка к минимальной. Это происходит потому, что при сниженной активности Солнца космической Е легче проникнуть через ноосферу Земли.
Уровень пассионарности в этносе не постоянен: в период пассионарных толчков есть подъем, который связан со стремлением людей не создавать целостности, а наоборот, быть самими собой и считаться только с собственной природой. Повышение пассионарности сопровождается внутренним соперничеством.
В исторической судьбе каждого этноса наступает надлом, который происходит после периода пассионарной активности. Сам Гумилев выделял такие фазы, как подъем, перегрев и спад, которые характерны для каждого этноса и образуют промежуток времени, равный 1 200 - 1 500 лет. После этого этнос либо распадается, либо сохраняется как реликт, т.е. не развивается вовсе.
Надлом является наиболее сложной и тяжелой фазой, т.к. сопровождается распрями и конфликтами, снижается пассионарность и растет субпассионарность (т.е. отсутствие веры, чести и совести у людей). Ведущая роль отведена корыстолюбцам и себялюбцам, которые видят свою цель в первенстве.
Однако такое взаимоистребление не вечно, и оно сменяется спадом, который характеризуется единственным желанием у людей - это обрести покой. На данном этапе система (этнос) выбрасывает из себя лишнюю пассионарность, наступает инерционная стадия, где нет места творчеству и присутствует лишь посредственность.
Оригинальность в это время реализуется лишь через искусство или науку. Главная черта инерционной стадии - это довольство собой и окружающим миром, т.е. довольство пассивного трудолюбивого населения самим собой. Растет техносфера - наступление на природный ланд-шафт, что и ведет к упадку этноса.
Данный упадок внешне вообще не заметен: все хорошо и есть видимость процветающего общества, но такое довольство не вечно. Следующий толчок в развитии можно получить либо с новой пассионарной энергией либо создав новый этнос.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.