Материалистическая диалектика исходит из того, что мир познаваем как он существует объективно (сам по себе), хотя человеческие знания не являются зеркальным отражением объективной реальности. Познание диалектично и представляет собой бесконечный процесс, т.к. бесконечен в своих свойствах и проявлениях объективно-существующий мир. Познавательное отношение человека к миру является необходимым элементом всей системы отношения человека к миру.
Философская мысль всех эпох стремилась выяснить, какие качества позволяют человеку выступать субъектом познания.
Например: материализм XVIII века (классический французский материализм эпохи Просвещения) исходил из так называемой «гносеологической робензонады», т.е. полагал, что суть процесса познания состоит в восприятии мира индивидом (отдельным человеком).
Немецкий философ-материалист XIX в. Людвиг Фейербах критиковал идеалистическую точку зрения, согласно которой субъектом познания является сознание и самосознание. Фейербах противопоставил этой позиции мысль о том, что человек– это прежде всего телесное существо, обладающее благодаря своей органической связи с природой способностью её познавать. Однако Фейербах понимает человека как природное, а не как исторически развивающееся социальное существо.
Позиция диалектического материализма такова: вне общества нет человека => нет и субъекта познания. Отдельные люди, коллективы людей могут быть субъектами познания благодаря тому, что они вступают между собой в определённые общественные отношения, т.е. субъект познания не может в принципе стать таковым, не будучи включённым в систему общественных отношений. Субъект познания – это индивид или человеческий коллектив, взаимодействующий с объектом познания. О субъекте познания можно судить уже по тому, что выступает для него объектом познания. С другой стороны – многие объекты познания – это явления природы, уже преобразованные человеком; в этом случае становится очевидной зависимость объекта познания от степени развития практической деятельности человека. Современный материализм исходит из того, что объяснить (познать) мир мы можем в той мере, в какой мы его изменяем и преобразуем в своей практической деятельности. В широком смысле субъектом познания является общество в его историческом развитии, а объектом познания выступаетобъективный мир, но только в тех границах, в которых общество с ним взаимодействует и включает его в сферу своих практических интересов.
Процесс познания – это результат взаимодействия субъекта и объекта познания =>
в нашем знании всегда содержатся 2 момента:
1. субъективная форма нашего знания
2. объективное содержание.