Принято считать1, что творчество Канта делится на 2 периода. В основу этого деления положено понимание самим Кантом задач философии.
Первый период – заканчивается началом 70-х гг.
Этот период связан в основном с изучением естественно-научных проблем.
Основное произведение – «Всеобщая естественная теория и история неба».
В этот период Кант убеждён в способности человеческого ума познать скрытую сущность мира. В этот период Канта больше интересует мир, чем человек.
Второй период – критический (с нач. 70-х гг.)
Именно в этот период создаются «Критика чистого разума»(1781), «Критика практического разума» (1787), «Критика способности суждения» (1790).
В этот период Кант усматривает задачу философии в исследовании условий возможности того, что до сих пор составляло предмет философского интереса (это познание, а также морали и религии). Сам Кант в этот период видит свою задачу в «критическом испытании всякого догматизма». В этот период Кант отрицает возможность познания вещей как они существуют сами по себе, т.е. независимо от познающего субъекта. Кант отрицает эту возможность не голословно, не абстрактно, а на основании предварительного исследования устройства и границ применения наших познавательных способностей.
Предпосылки теории познания Канта:
1. диалог сенсуализма и рационализма, который длился в философии на протяжении двух веков (XVII – XVIII)
2. философия французского Просвещения
3. философия Дэвида Юма
4. Возможна аналогия между Кантом и Коперником2.