1. На заре человеческой цивилизации основным средством борьбы с преступностью и предупреждения нарушений норм морали, права, социальных запретов, табу, религиозных догм были жестокие публичные казни (сжигание, повешение, четвертование и.т.д.). Страх жестокого наказания выступал как основной, но безуспешный, метод предупреждения преступности. А в превентивной и профилактической работе с преступностью традиционную роль играли различные религиозные культы и конфессии, их институты исповеди, раскаяния, отпущения грехов, воспитательные проповеди, заимствованные из святых писаний. Надо сказать, что этот институт успешно работает и сегодня, а в современной России в эпоху возрождения духовности приобретает еще большее значение.
Однако, первые документально подтверждаемые ростки юридической психологии мы можем обнаружить в античном периоде в трудах древнегреческих философов, таких как Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и другие (5-4 вв. до н.э.).
В частности, именно Демокрит впервые размышлял и писал о сущности законоисполнительного поведения, подчеркивая, что Закон необходим тем и направлен против тех, кто в силу нравственных и умственных пороков добровольно не побуждается к добродетели внутренних влечений: «…Тот, кто воздерживается от несправедливости, только подчиняясь закону, будет, вероятно, грешить в тайне; тот же, кого побуждают поступать должным образом его убеждения, вряд ли станет делать что-нибудь неподобающее, все равно тайно или явно».
Сократ в своих трудах также много писал о противоречивой природе человеческого поведения и необходимости совпадения справедливого, разумного и законного. Его идее были удачно развиты Платоном и Аристотелем. В частности, Платон впервые описал два различных психологических явления, которые лежат в развитии общества, - это потребности и способности людей. По Платону, закон должен отвечать потребностям общества, а организация общества должна быть осуществлена в соответствии со способностями его членов. В своем труде «Государство» Платон описывает три особенности человеческой души (разум, ярость, вожделение) и соответствующие им три начала государственного устройства (совещательное, защитное и деловое), которое реализуется правителями, воинами и производителями. При этом, социальная справедливость, согласно Платону, состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом и находилось в иерархической соподчиненности. И это не противоречит выделяемым им 5 видам государственного устройства: аристократическое, тимократическое, олигархическое, демократическое и тираническое, которые связываются Платоном с пятью разновидностями психического склада людей. Но любое государство может погибнуть из-за недостатков, присущих тому или иному психическому складу правителей, стоящих у власти. Так тиранию может погубить безудержный произвол и насилие, а демократию – «опьянение свободой в неразбавленном виде». Поэтому он призывает проводить кандидатам на власть проверку правомерности их душевных качеств и устремлений – «докимасию».
В своем труде «Законы» Платон подчеркивает, что справедливые законы – это не только определения разума, но и такие законы, которые обеспечивают общее благо всех граждан. Законы, по Платону, - основное средство совершенствования человека.
Его ученик и последователь Аристотель считал, что человек – существо, не просто социальное, но и политическое, и только в политическом общении завершается его сущностное развитие. Право было разделено Аристотелем на естественное и волеустановленное. Естественное право обусловлено всеобщей природой вещей, везде и всегда оно имеет одинаковое значение. Качество закона определяется тем, насколько он соответствует естеству. Закон, основанный только на насилии, не является правовым законом. Политическое правление по Платону – это правление правового закона, а не отдельно взятых людей. Люди, по Платону подвержены чувствам, закон – уравновешенный разум.
Немало философско-психологических размышлений содержится и Римском праве, но детальная проработка этого направления была продолжена значительно позже.
В раннем Средневековье в начальный период «церковной гегемонии в Европе» идеи зарождающейся юридической психологии активно развивал крупнейший философ и идеолог того периода Аврелий Августин (4 в. н.э.). В своем трактате «О свободной воле», принижающем в современном понятии человеческое достоинство, он провозглашает тезис: «Человек, живущий по человеку, а не по Богу, подобен дьяволу», «Всякая неупорядоченная душа сама по себе несет свое наказание». И, как становится вполне понятным, высшим мерилом права этого исторического периода является Закон Божий, а психологические аспекты этого права связаны лишь с одной религиозной идеологией.
В этот период вновь наблюдается расцвет жестоких пыток и казней, карательных акций инквизиции. У невиновных людей под пытками добиваются признаний в совершении несовершенных ими преступлений, признаний о связи с дьяволом. Таких сотнями казнят, вешают, сжигают на кострах. И все это длится несколько столетий. И тут уж не до гуманности, не до психологической науки и не до тщательных судебных разбирательств.
Первые работы по использованию психологических знаний в уголовном судопроизводстве относятся к ХVIII веку и имеют четкую гуманистическую направленность.
Начиная с XVIII столетия, в цивилизованном общественном сознании возникает заметный перелом в сторону решительного осуждения публичных физических наказаний и казней. Особенно горячее осуждение подобные методы борьбы с преступностью нашли у французских просветителей: Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, Канта и др.
Широкую известность в Европе получила активная, обличительная деятельность Вольтера, разоблачавшего жестокость и несправедливость феодального правосудия. Вольтер в печати показывает поспешность и несправедливость совершившейся казни, посмертно реабилитирует публично четвертованного Каласа, обвиняемого якобы в убийстве сына. Такому относительно свободному несогласию с действиями феодалов и безучастности высшей власти страны, конечно же, способствовали новые революционные идеи, порожденные французской революцией.
В это время вновь возрождается античная человековедческая направленность правового мировоззрения. Так выдающийся юрист и мыслитель эпохи Просвещения Шарль Луи Монтескье считал, что «духом законов» является рационалистическая природа человека, что каждый частный закон зависит от другого, более общего закона. К таким естественным общим законам он относил стремление к миру, желание жить в человеческом обществе, где за счет соединения доброй воли отдельных людей образуется гражданское состояние общества, в котором главным основным законом является справедливость. Поэтому политические и гражданские законы призваны реализовать справедливость.
В 1764 г. вышла небольшая брошюра последователя Монтескье итальянского юриста Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях», которая затем выдержала 60 изданий на многих языках мира. Изложенные в ней идеи произвели переворот в практике уголовного права. В частности, он впервые провозгласил, что эффективность наказания зависит не от его жестокости, а от неотвратимости и быстроты исполнения и то, что человек должен признаваться невиновным, пока суд не вынесет ему обвинительный приговор.
В 1776 г. в Декларации независимости Соединенных Штатов были сформулированы основные положения общечеловеческой идеологии нового времени: все люди сотворены, и все они одарены Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами: правом на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих самых важных человеческих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, более всего будут способствовать его безопасности и счастья.
В 1789 г. после победы Великой французской революции была принята Декларация прав человека и гражданина. В первой статье этого исторического документа было провозглашено: люди рождены и остаются свободными и равными в правах. А свобода состоит в возможности любой жизнедеятельной активности, не приносящей вреда другому. Границы свободы лимитируются законом. Все, что не запрещено законом, - дозволено.
А с начала XIX века в странах Европы происходит заметное смягчение карательных мер и пыток, полный отказ от публичных казней и экзекуций. Однако попытки прибегать к полным мерам наказаний отмечаются в отдельных случаях вплоть до начала XX века. И это происходит на фоне прогрессивных буржуазных изменений в Европе и начатых с периода отмены крепостного права реформ в России.
В конце XIX века развитие наук о природе общественных явлений, порождает стремление разобраться в причинах преступности, научно обосновать деятельность социальных институтов, занимающихся ее предупреждением. Начинает складываться новый подход к решению данной проблемы, основной сутью которого является стремление вскрыть причины преступного поведения и на их основе составить программу практической деятельности по борьбе с преступлениями и преступностью.
В России в XVIII веке господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, который не нуждался в научных знаниях, тем более психологических. Уголовное судопроизводство было основано на тайном письменном процессе (досье), на стремлении получить признание любой ценой, с помощью самых изощренных пыток («Дыба»). Устраивались так называемые «следственные эксперименты», когда подозреваемого или обвиняемого вводили в слабо освещенную комнату, где лежал труп убитого, и у трупа торжественно увещевали обвиняемого сказать правду, рассчитывая на то, что потрясенный виновник выдаст себя…». О поведении подследственного составлялся подробный протокол, где обращалось внимание на эмоции, жесты, мимику подсудимого.
Монография нашего соотечественника И.Т. Посошкова (1652 – 1726) «Книга о скудости и богатстве» содержит теоретические рекомендации ведения следствия на основе обобщения приемов допроса обвиняемых и свидетелей.
Первые базовые работы об использовании психологических познаний в уголовном судопроизводстве стали появляться в Германии в конце XVIII века.
В частности, в 1792 году появились работы К. Экартсгаузенна и И. Шауманна, в которых была сделана попытка более глубокого психологического рассмотрения некоторых уголовно-правовых понятий, а также личности преступника.
Чуть позже, в 1808 году вышла работа И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях к судебной жизни», а в 1835 году – работа И. Фридриха «Систематическое руководство по судебной психологии», в которой также рассматривались психологические аспекты личности преступника, уголовного делопроизводства, делалась попытка использовать данные психологии в расследовании преступника.
Во второй половине века под влиянием бурного развития экспериментальной (измерительной) психологии стала развиваться довольно интенсивно криминальная психология. Заметную роль в этом сыграли труды Ч. Ломброзо, создателя биологического направления в изучении личности преступника. Книга, вышедшая в 1879г. «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения», принесла Ч. Ломброзо всемирную известность. Чезаре Ломброзо (1835 – 1909) тюремный врач и психиатр в 1876г. предпринял обширные исследования строения черепов преступников, содержащихся в тюрьмах и психиатрических клиниках. Он рассматривал преступников как атавистическое явление, шаг назад на пути эволюции. На основании исследований был сделан вывод о том, что преступниками не становятся, - преступниками рождаются и, что преступление – естественное явление, подобное рождению или смерти.
В начале ХХ в. предмет криминальной психологии получил свое окончательное оформление в капитальном труде основоположника криминалистики Ганса Гросса «Криминальная психология» (1905г.), где Гросс рассматривает судебную психологию, как прикладную отрасль общей психологии. При этом он подчеркивал: «Чтобы знать правила, которые руководят психическими процессами в судебной деятельности, требуется особая отрасль прикладной психологии. Эта последняя занимается всеми психологическими факторами, которые могут идти в расчет при установлении и обсуждении преступления».
Не менее важный вклад в развитие Юридической психологии внесли обширные исследования П. Кауфмана, опубликованные в его работе «Психология преступности» (1912г.) и Ф. Вульфена - работа «Психология преступника» (1926г.).
В целом развитие мировой ЮП шло по следующим основным направлениям:
Первое направление: развитие судебной и криминальной психологии. В начале ХХ века предмет криминальной психологии получил окончательное завершение в трудах Г. Гросса «Криминальная психология» (1905), обширного исследовании К. Кауфмана «Психология преступности» (1912), Ф. Вульфена «Психология преступника» (1926).