За последние годы в России проделана огромная работа по перестройке всей политической и экономической жизни, осуществлению радикальной реформы хозяйственного механизма. К сожалению, непродуманность осуществления этой реформы привела экономику страны к затяжному кризису. Этот кризис затянулся на долгих девять лет и лишь начиная с 1999 года ситуация стала меняться в лучшую сторону. ВВП страны в 1999 г. вырос на 5,4 %, в 2000 г. - на 9, в 2001 г. - на 5, в 2002 г. — на 4,3 %, т.е. за четыре последних года ВВП увеличился примерно на 1/4. Если к этому прибавить прирост около 6 % в 2003 г., то за 1999-2003 гг. ВВП страны должен возрасти примерно на 32 %. Но даже с учетом его роста к концу 2003 г. мы достигли лишь 70% уровня ВВП 1990 г.
Достигнутые в течение последних пяти лет успехи в экономическом развитии позволили отодвинуть нашу страну от края, на котором мы оказались в результате беспрецедентного для мирных лет российской истории падения производства в 90-е гг.
Машиностроение по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и обороноспособности России. Машиностроение определяет перспективы индустрии в мире в целом. В развитых странах на долю этой отрасли приходится более 1/3 общего объема промышленной продукции: в Японии — 50 % , в Германии - 48, в Швеции - 42, в США - 40, во Франции - 38, в Великобритании - 36 %. Машиностроительный комплекс России производит лишь около 21 % промышленной продукции. Машиностроительный комплекс (МК), включающий в себя соответственно машиностроение и металлообработку, ремонтное производство, а также малую металлургию, является материальной базой технического перевооружения. От него в решающей степени зависит производительность общественного труда, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Предприятия этой отрасли очень тесно связаны между собой и с производственными мощностями всех других отраслей хозяйства. Главная задача машиностроения - обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; резкое повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.
Актуальны также углубление специализации и расширение кооперирования производства; развитие предприятий сборочного и механосборочного типов, специализированных заводов по изготовлению деталей, агрегатов, заготовок отраслевого и межотраслевого назначения; ускорение обновления основных производственных фондов; повышение эффективности использования действующих и значительное сокращение сроков создания и освоения вводимых производственных мощностей
Большинство задач, поставленных жизнью перед этим стержневым, структурообразующим сектором экономики, не было выполнено. Как и в других отраслях, в МК в 1990-2002 г. произошел значительный спад производства большинства видов станков, электромашин, электродвигателей, автомобилей, автобусов, сельскохозяйственной техники, оборудования для легкой и пищевой промышленности, медтехники, запчастей к машиностроительной продукции. По оценкам Госкомстата России, сокращение физических объемов машиностроительной продукции в 2002 г. по сравнению с 1990 г. составило 43 %.
Среди основных причин падения научно-технического уровня продукции машиностроения:
• отказ от государственной поддержки передового производства в рамках соответствующих программ, снятие государственных дотаций;
• сокращение госзаказов на эти виды оборудования. Сейчас заметно снижение и до этого невысокой доли экспорта машин и оборудования (в 80-е годы экспортировалось только 3 % изделий машиностроения, да и то по демпинговым ценам, чаще всего в страны третьего мира).
Все это говорит о чрезвычайно низком научно-техническом уровне нашего машиностроения.
В 1997—2002 гг. осуществлялось:
— расширение производства современного технологического оборудования, в первую очередь для отраслей ТЭК и обрабатывающих отраслей;
— совершенствование структуры выпуска автомобилей;
— развитие производства конкурентоспособного оборудования и инструментов;
— расширение ассортимента транспортных средств, строительно-дорожных машин, сельскохозяйственной техники;
— снижение издержек во всех отраслях машиностроительного производства.
В результате реализации этих мероприятий правительством, произошла стабилизация производства в 2000 г. и начало роста по целому ряду видов продукции.
Один из основных путей решения многих проблем машиностроения - это развитие внутреннего рынка машиностроительной продукции. Особенность российского производственного сектора состоит в том, что в нем доминируют естественные монополии или олигополии, в основном сырьевой направленности, которые являются одновременно и финансовыми монополистами в силу развитого у них экспортного потенциала. Без их заказов машиностроение России не может развиваться нужными темпами.
Основными направлениями технологической модернизации предприятий машиностроительного комплекса на ближайшее время будут:
• развитие новых технологий, в первую очередь, энерго- и ресурсосберегающих, способствующих повышению конкурентоспособности машин и оборудования;
• приведение структуры производства в соответствие с требованиями рынков;
• формирование крупных структурообразующих объединений, холдингов и корпораций, имеющих повышенную финансовую устойчивость и способных к саморазвитию;
• увеличение темпов обновления и ввода новых основных фондов на устойчиво работающих предприятиях;
• создание федеральных научных центров высоких технологий, объединяющих вокруг себя научные, производственные и финансовые организации для образования самоподдерживающихся и саморазвивающихся корпоративных систем.
Ниже (таблица 1) представлены некоторые результаты работы машиностроения и металлообработки.
Таблица 1.
Основные показатели работы машиностроения и металлообработки
Число действующих предприятий (на конец года), тыс.
5,3
47,7
57,8
56,6
54,7
51,8
45,4
Объем промышленной продукции, млрд. руб. (до 1998 г. - трлн, руб.)
Индекс промышленного производства, в процентах к предыдущему году
Среднегодовая численность промышленно-производственного персонала, тыс. человек
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)*, млн. руб. (до 1998 г. - млрд. руб.)
-10492
Уровень рентабельности продукции*, процентов
21,2
10,3
18,4
14,1
14,5
12,7
* С 1995 г. — по данным бухгалтерской отчетности.