Конспект лекций по предмету "Менеджмент"


Сущность организации: ее типы и виды

Социология управления неразрывно связана с изучением организаций, поскольку управленческая деятельность может осуществ­ляться только в организации. Организация - это, с одной стороны, социальная категория, а с другой - средство достижения целей. Организация (от лат. orgariisatio — формирую, создаю, сооб­щаю стройный вид) характеризуется как:
1. Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодейст­вия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого – организация как состояние.
2. Объединение людей для совместного достижения постав­ленной цели, действующих в рамках определенной структу­ры и на основе правил, установленных для этой организации – организация как система. В этом случае под организацией понимается непосредственный вид системы, устройство системы, что предопределяет исходные позиции для формирования теории организаций.
3. Определенного рода деятельность, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию организационной структуры управления, совершенствованию взаимосвязей ее элементов и обеспечению эффективного функционирования (организаторская деятельность) – это организация как процесс. Организация как процесс реализуется в качестве одной из основных функций управления при создании и совершенствовании системы. В сфере организации управ­ления ее обычно связывают с действиями, направленными на формирование каких-либо организационных структур, на подго­товку и налаживание работ, на объединение и упорядочение совместной работы исполнителей.
4. Результат обеспечения функционирования системы управле­ния, отражающий ее состояние, то есть организованность – это организация как метод. Метод изменения сло­жившихся состояний систем или процессов функционирования
В своей повседневной жизни люди оказываются втя­нутыми в деятельность множества организаций, включая детский сад, школу, производственный коллектив, спор­тивную команду и т.д., причем все эти организации подраз­деляются на два основных типа - нефор­мальные и формальные.
Типы организации:
Неформальная — система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функ­циональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.). Можно выде­лить три основные черты этого явления:
а) спонтанность, то есть незапланированность возникнове­ния;
б) существование и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной;
в) главная особенность — не служебное, «не деловое» содержа­ние межличностных отношений.
Формальная структура организации — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива и означает систе­му отношений, зафиксированных должностными инструк­циями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.
С социологической точки зрения социальная струк­тура формальной организации характеризуется следующими чертами:
а) рациональность, т.е. в основе ее формирования и дея­тельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели;
б) безличность, т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчита­на на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;
в) служебные отношения, т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения;
4) функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникаци­ях функциональным (необходимым, нужным) целям;
5) наличие персонала, т.е. обладает (в большинстве случаев) административным персоналом, постоянно ответственным за поддер­жание устойчивости организации, координацию взаимо­действий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого.
Во многих формальных организациях существуют неформаль­ные организации, которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного человека и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом.
Две специфические черты отличают организации от других видов социальных групп: во-первых, организации – это, прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, специфических целей; во-вторых, организации - это такие группы, которым свойственна высокая степень фор­мализации. Их внутренняя структура высоко формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают прак­тически всю сферу поведения ее членов.
Виды организации:
Организация часто употребляется в связи с такими понятиями, как трудовая, производственная и социальная организация.
I. Трудовая организация— это организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для дос­тижения значимой для всех членов организации цели и для соз­дания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг.
Необходимо различать и такие понятия, как трудовая и производственная организация. Трудовая организа­ция значительно шире производственной и охватывает работни­ков производственных, научных, учебных, медицинских, куль­турно-просветительских, административных и других организа­ций.
II. Производственная организация относится только к сфере ма­териального производства, в ней объединяются работники с це­лью производства материальных благ.
Трудовые организации действуют во всех сферах общественной жизни и отличаются друг от друга в основном по двум критериям:
1) По форме собственности. В настоящее время можно выде­лить следующие формы собственности:
а) государственная;
б) кооперативная;
в) акционерная;
г) собственность трудового коллектива;
д) частная;
е) совместная с иностранным капиталом;
ж) иностранная;
2) По сферам деятельности:
а) организации, действующие в сфере материального про­изводства (в промышленности, строительстве, транспор­те, сельском хозяйстве и т.д.),
б) организации, функционирующие в непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образо­вания и т.д.).
III. Социальная организация - представляет собой систему социальных групп и отношений между ними, объединённых для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанно­стей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управле­ния.
В основе построения любой организации лежит сочетание двух основных принципов:
1) Иерархического (субординационно­го, «вертикального»). По отношению к управленческой деятельности этот принцип отражает вертикаль управленческих отношений, начи­ная от ее низших уровней (руководители первичного звена) и кончая высшим уровнем руководства.
2) Координационного (паритетного, «гори­зонтального»), являющегося воплощени­ем функционального разделения труда. Функциональное разделение закрепляется в системе должностных обязанностей руководителя и исполнителей. Его учет также необходим для характеристики содержания деятельности руководителя (того, что, как, почему и зачем он делает). Эта — «горизонтальная состав­ляющая» — во многом определяет коммуникативное пространст­во организации. Сама же координация является следствием разделения труда по вертикали, что, по сути, представляет собою само управление. Руководитель в организации определяет круг обязанностей и ответственности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.