Конспект лекций по предмету "Социология"


Понятие вторичной социализации (ресоциализации).

Современную систему образования не случайно называют непрерывной, подчеркивая постоянство обучения, и, стало быть, овладения новыми социальными ролями на всем протяжении жизни человека. Учебой в институте или университете образование специалиста не заканчивается, оно лишь обеспечивает его солидным багажом знаний, навыков и умений, придает гуманистическую ориентацию будущей профессии.Но окончивший вуз специалист, если он стремится не отстать от требований современной научно-технической революции, должен всю свою жизнь учиться и переучиваться, овладевать дополнительными знаниями и навыками, без которых ему трудно будет сориентироваться в быстро меняющемся мире науки и техники. Этот процесс в социологии принято называть ресоциализацией взрослых, т.е. социализацией уже социально зрелых людей. Именно она и составляет суть второго этапа социализации, названного вторичной социализацией. Правда, отдельные социологи возражают против данного термина, полагая, что социализация может происходить только в раннем и юношеском возрасте, поскольку именно в данный период происходит социализация в полном смысле этого слова, под которой, напомним, принято понимать процесс усвоения индивидом норм и ценностей общества, превращение его в полноправного члена общества. Каковы бы ни были различия во взглядах ученых на специфику вторичной социализации, или ресоциализации, суть дела заключается в том, что она обладает рядом особенностей, которые и дают основание говорить о ней как о самостоятельном процессе.
Необходимость вторичной социализации или ресоциализации взрослых, как ее иногда называют, диктуется условиями современного промышленно развитого демократического общества, для социальной структуры которого характерна ориентация на статус достигаемый. Фактически это значит, что наиболее динамичная, принимающая активное участие в производственной сфере часть населения (в западных странах это средний класс), в течение своей жизни успешно осуществляет профессиональную карьеру, продвигаясь вверх по служебной лестнице. Назначение на новую должность и связанная с этим новая социальная роль могут быть результатом личных творческих достижений в сфере производства, науки и любой другой, либо результатом специального обучения в центрах и институтах переквалификации, которые сейчас имеет фактически каждое крупное ведомство. В любом случае переход на новую социальную позицию требует от индивида овладения дополнительным объемом знаний, умений, навыков, приспособленных к новым реакциям и ожиданиям со стороны окружающих лиц, иными словами, ведет к определенным изменениям в структуре личности, сходных с теми, которые имеют место при нормальной, первичной социализации. Однако вторичная социализация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от первичной. Во-первых, она опирается на большой жизненный опыт, накопленные профессиональные знания, результаты предшествующего обучения. Мировоззренческое, нравственное воспитание, приобщение к фундаментальным ценностям культуры здесь не играют существенной роли. Во-вторых, по своим масштабам и глубине воздействия на личность, его субъективный мир, вторичная социализация не имеет такого воздействия как первичная, в процессе которой происходит формирование личности.В-третьих, психологические последствия социализации во втором случае гораздо скромнее. Ресоциализация взрослых не оказывает существенного воздействия на характер индивида, его мотивационную структуру, потребности, ценностные ориентации.Эти компоненты личности сформировались ранее, поэтому модифицируются в незначительной мере у социально зрелой личности.
Гораздо более сложным и масштабным процесс вторичной социализации может представляться в периоды резких социально-экономических и политических потрясений.В истории человечества подобных событий было достаточно много - революции, экономические кризисы, национальные катастрофы и т.п. В такие периоды социальная структура общества подвергается коренной ломке, уходят с исторической арены одни социальные классы, их место занимают другие, изменяется профессиональная структура общества. Выявляются значительные группы лиц, вообще не способных приспособиться к новой социальной структуре и ее нормативным требованиям. Для многих людей резкие социально-политические потрясения становятся жизненной драмой, порой заканчивающейся трагически, как это, например, происходило с интеллигенцией России в первые годы Октябрьской революции.
В настоящий период в нашей стране объективно возникает потребность в новом типе личности - инициативном, энергичном, предприимчивом, не боящемся ответственности, готовым пойти на риск. Понятно, что такая социализация лучше протекает среди молодого поколения. Другое дело - взрослое поколение страны, для которого ресоциализация оказалась весьма непростой проблемой. Его становление и социальное созревание происходило в совершенно иных социально-экономических и идеологических условиях, которые сформировали свой особый тип "советского человека", с присущим ему мировоззрением, идеалами, ценностными ориентациями. Для этого поколения ресоциализация означает не просто овладение новой профессией, переход на новую социальную позицию, пусть даже не престижную. Ресоциализация стала духовной драмой целого поколения, которому не просто усвоить новую идеологию, новые правила "экономической игры", новые политические установки.
В процессе социализации человек интериоризирует социальные ценности и нормы, они становятся необходимыми элементами его психологической структуры, превращаясь в потребности, интересы, мотивы, которые и побуждают человека к определенным социальным действиям.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие науки занимаются изучением социализации индивида?
2. Дайте определение этому понятию.
3. Какие этапы процесса социализации Вы знаете?
4. В чем состоит значение теории Фрейда для понимания процессов ранней социализации?
5. Какой американский ученый создал «теорию зеркального Я»?
6. Как данная теория объясняет формирование у ребенка самооценки и самопредставления?
7. Какое значение, по Миду, имеет способность ребенка (подростка) принимать на
себя роль другого человека?
8. Чему может научить ребенка детская игра?
9. Что в теории Мида представляет собой «обобщенный другой»?
10. Назовите основные институты социализации современного общества.
11. Какие агенты и институты социализации играют первичную роль в социализации ребенка?
12. Какую роль играют СМИ в социализации современной молодежи? Покажите противоречивость этой роли.
13. В чем состоит отличие ресоциализации от первичной социализации?
14. Какое значение приобретают современные институты образования для формирования современной активной и творческой личности?
15. Справляются ли они со своей ролью?
16. В какие эпохи происходит масштабная ресоциализация целого поколения?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.