Конспект лекций по предмету "Онтология"


Взаимодействие рационального и иррационального в человеческом сознании. Познание и творчество.

1) Понятие творчества Творческая составляющая познавательного процесса.
2) Рациональное, нерациональное и иррациональное и их соотношения.
3) Взаимодействие рационального и иррационального в человеческом познании и творчестве.
Познание отражает сущности. Творчество – создание нового. Почему творчество сопоставляют с познанием? Познание идет к рациональному, но почему его тогда связывают с иррациональным? Это 2 ключ вопроса. Кант впервые ввел творчество, т.к. он снял противопоставления познания и созидания. Созецание до К осозн как рецептивная способность, откровение вещей. А К хочет взять вещи в форме объекта, тогда они не будут открываться. Но он всё-таки прав. Созерцание по К – осн форма познания, но только то созерцание, которое конструктирует предмет. Отсюда связь между познанием и формированием, т.е. в основе познания лежит субъект, кот делает творчество (созидание нового).
Априорные формы у К заморожены (константы). Поэтому все вещи воображены не нам, а это исключает произвол в системе К. Значит подмен творч нет, т.к. в формировании участвуют одни и те же формы.
В XX в.
1) То, что К называе априорные формы действит существуют. Они зависят от культуры, формируются вместе с ней, не явл константами.
В XX веку подталк к измен роли случ мы видим как нечто аналогичное кантовским априорн формам рождается творч усилиями ученых. Это произошло из-за нов взгляда на мир. Чтобы увидеть такой, какая она есть, нужно правильно ответить на вопрос.
Роль творчества в науке:
1) Создание новых априори
2) Новый взгляд на мир
3) Позволяет раскрыться сути вещей с пом творч взгляда.
Вот поэтому позн и творч идут рука об руку.
Для К априори нечто рац. Смысловое априори – это нерац форма, а способ переживания мира, вещей. Рац априори в науке м действовать напрямую, а смысловое – может созд усл для появл нов позн, а м блокировать его. И литература и философия участвую в формировании… Отсюда появлял рац, нерац, иррац.
Нерац – не укладывается в разумную гармонию, они не укладываются ни в один теоретич закон. Нерац можно сделать рациональным.
Наука – один из способов превратить внерац и иррац в рац. Но не всё подчиняется рационализации.
Иррац – это не просто нечто не рац. Ирр – бытийное начало, кот разрушает всякую разумную гармонию, сопротивл рац. Творч содерж момент иррац: оно не укладывается в наперед заданные рамки.
Роль иррац в творчестве:
1) Пробуждающее начало в творце помимо разума, оно заставляет интересоваться.
2) Прорывает рамки заданных форм. Заданных гармонией и рац. Заставляет не считаться с рамками. Но иррац не схватывает саму новую гармонию.
В науке м создать новое также, прорвав старое. Нов рац, чтобы её создать, в неё нужно верить.
Есть такое начало в чел-ке, кот преодолевает границы старого и заставляет чел-ка создать новые формы. Почему то кач называется иррац? В этом кач есть и отриц старого, и утвержд нового порядка. Называя начало иррац, мы подчерк его отрицат сторону. Это неправильно, ведь в нём ещё есть момент стремления к нов порядку.
Новое в науке появляется сначала иррац, но в кон итоге созидается новый пор, т.е. ирр работает на рац, оно помогает рац формам не застыть в своей заданности.
Творч в науке всегда есть, т.к. наука всегда нужд в преодолении старых форм. Мир сам по себе недоступен, а тот, что доступен произошел обработку рац формами. Произошел синтез. Эти формы рассудка – трансцендентальн априорные схемы – это схемы рассудка.
Христ не прин науку, т.к. не природа священна, а Бог.
Смысл априори – чувства (мир как космос). Чувств предпосылки познания. У Ф. Бэкона это идолы. То, что чел усваивает из общения. Способ переживания мира.
1) В богословии сущность в Боге, но познать его нельзя. Мы с Богом сопричастны, но бож сущность познать нельзя. Иисус лишь лик Бога.
2) В пантеизме от Бога взяли личность и опустили в мир. Теперь мир – объект, я субъект. Теперь разум не где-то, а мой, он принадлежит мне. Это зародил Декарт. Чтобы познать сущность, мы пытаем природу. Нет прямого контакта меж человеком и прир, т.к. они противопост друг другу.
Сущность в класс поним рядом, а как противопол явл постоянно ускользает.
Платон: знание это припоминание. Это не творч. По Канту познание это то, что мы сами сформировали. А если не так как у Канта, если мы постиг мир, кот формир в культуре. Априорные очки как способ видения мира, мы видим таким образом то, что нам открывают эти очки, в завис от того, какие вопросы мы зададим – это и есть творчество. Творч компон позн – в завис от того, что м спрашив мир по разному открывается, а соц мир по-разному созидается.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.