Н. С. Менчинскаястала одной из первых, кто занимался изучением проблемы обучения.
Изначально выполняла социальный заказ о ликцидации безграмотности в 30 е годы 20 века. В 40 годы - исследования проблемы формирования понятий у учащихся. 70е годы - изучение мыслительной деятельности в процессе овладения знаниями. В этой связи началось изучение индивидуальных особенностей (успевающих и неуспевающих учеников).
Затем проблема изучения неуспеваемости выделилась в отдельную тему.
Создалась концепция развивающего обучения. Одним из предметов изучения - обучаемость, как особое свойство личности ученика.
Н.С. Менщинская развела три понятия: обучение, учение, развитие.
Обучение - двусторонний процесс, в котором передаются ЗУН, социальный опыт от одного поколеия к другому. Есть две стороны: обучающийся и обучающий.
Учение - лаборатория ученика -= обучаемость, совокупностьмыслительных процессов, мотивационный план, саморегуляция процесса обучения (внутренний психологический план).
Развитие - это...
1. (в целом) изменение самого ученика, как субъекта учения, как правило, это крупные изменения
Две линии развития:
1)Микрогенез - малозаметные изменения, происходящие в процессе обучения: формирование умения письма, счета, чтений, овладение приемама, которые дает учитель, умение следовать образцам)
2) макрогенез - крупные изменения в мотивационной фра, обучаемости, изменении мыслительной деятельности (овладение крупными логическими операциями- анализ и синтез), саморегуляции, изменение уровня и форм контактов другими участниками образоватеьного процесса (одноклассинками и учителем).
Обучение не может не учитывать пройденные циклы развития. Оно основываетсян а них и забегает вперед развития, создавая зоны лижайшег оиперспективного развития.
Макрогенез:
1. соотношения опреаций анализа и синтеза
2. широта переноса (экстраполяции) знаний
3. критичность ума
4. устойчивость или неустойчивость знаний
5. гибкость знаний
6. возможность самоуправлений ребенком собственной деятельностью
Л.С. Славина - причины неуспеваемости.
Н. С. Менщинская и его лаборатория считала, что дело не в отдельных причинах неуспеваемости, а в комплексе этих причин, их соотношении друг с другом. Провелись исследования (мужик какой-то) по измерению у группы неуспевающих двух параметров: мотивации и навыков мышления. Соотвественно, выделилось несколько подгрупп среди неуспевающих.
Обучаемость - совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых зависит продуктивность учебной деятельности.
Продуктивность учебной Д - максимально доступное человеку продвижение в учебном материале за минимальный срок.
Параметры обучаемости:
1) осознанность учебной работы - рефлексия
2) обобщенность учебной Д
3) самостоятельность мышления и чувствительность к помощи
4) устойчивость игибкость мыслительной Д
Литература:
1. Менщинская Н .С. "Проблемы у чении и умственном развитии школьника"
2. Менщинская "проблемы обучения, воспитания, психического развития ребенка" под ред. Божович Е. Д.
Проблемное обучение.