Многие эксперименты было трудно перенести в педагогической психологии и поэтому в основном в ней развивался естественный эксперимент. Классификации экспериментального метода:
1. По цели исследования:
- констатирующий эксперимент (проводится для того что бы зафиксировать какой–либо факт или совокупность фактов (констатация успешности или неуспешности в школе, университете));
- диагностический эксперимент (выявление природы явления (причин, источников, которые могут лежать в более ранних периодах развития, механизмы, все совокупности внешних и внутренних факторов в которых возникает явление; можно брать те материалы, которые были использованы в констатирующем эксперименте));
- диагностико-коррекционный:
* по следам диагностики выстраиваю коррекцию;
* проведение коррекционной пробы;
- обучающий (обработка нового приема, средств, технологий обучения, проверяется структура и течение учебного процесса);
- формирующий (задача не только обучить, но и сформировать новые качества);
2. По условиям поведения:
- групповой эксперимент (с любым количеством испытуемых);
- индивидуальный эксперимент (испытуемый vs экспериментатор);
- массовый эксперимент (включена вся социальная система, например, ЕГЭ или психологическая служба в школе).
3. По способу организации:
- лабораторный эксперимент;
- естественный эксперимент.
4. Эксперименты с подставной группой (основной – один испытуемый, все остальные в группе – помошники экспериментатора).
Условия проведения эксперимента:
1. Испытуемый должен понимать задачу;
2. Доброжелательное поведение экспериментатора.
3. Равные условия для всех (равное время работы для всех, равные для всех условия и )