Конспект лекций по предмету "Педагогическая психология"


Обучение и развитие в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

1. Обучение начинается задолго до специально организованного школьного обучения. Этот процесс вне учебного обучения – спонтанное обучение – это то, что ребенок берет из среды сам, согласно своим потребностям, задачам, интересам, трудностям, то чего он не может не взять, иначе он не сможет взаимодействовать со средой. До обучения к 6 годам ребенок сам овладевает полной связанной и контекстной речью. Другой тип обучения: реактивное обучение (или специально организованное обучение на основе педагогических концепций). Промежуточный вариант обучения спонтанно-реактивное обучение.
Спонтанное обучение – до 3 лет.
Спонтанно-реактивное обучение – от 3 до 6/7 лет. ( по программе матери и/или д/с)
Реактивное обучение –
По Л.С. Выготскому успешной и эффективной программой обучения является та, которую принял сам ребенок.
В разные возраста ведущей становятся разные функции.
В раннем возрасте ведущая функция – восприятие. Через ведущую функцию развиваются все остальные ф-ии. Через восприятие развивается память в узнавании предметов; мышление, т.к. ребенок взаимодействует с предметами; речь – ребенок называет предметы, спрашивает о них, формулирует рассуждения о том, что видит и слышит.
Следующую ведущая ф-ия – память. Она способствует расширение представлений, систематизирует многие сенсорные материалы, расширение общения со взрослым, с паятью связаны первые обобщения.
Мышление – следующая ф-ия, которая уже опирается на ранее накопленные знаний и развивает другие процессы.
2. Оптимальные сроки обучения раскрываются как периоды, когда то или иное пед. и средовое воздействие принесет наиболее ощутимый результат (сенситивный период). Если сенситивный период упущен, то мы получим общую или частичную задержку в развитии.
3 Принципиальные моменты концепции: (дошкольник)
1) готовность к обучению – по-видимому, это пройденная цикл развития
2) Готовность к предметному обучению – возможность ребенка отделить предмет одной области знания от другой.
3) зачатки мировоззрения (что хорошо и плохо, эффект горькой конфеты)

С момента поступления в школу начинается программа специальных воздействий.
-Актуальный уровень развития
-Зона ближайшего развития
Эффективным является обучение, которое обгоняет развитие.
Обучение базируется на достигнутом (актуальном) уровне развитие и обеспечивает создание зон ближайшего развития и их реализацию.
Зона ближайшего развития – те функции, которые находятся в процессе созревания и готовы проявиться в условиях сотрудничества с другими.
Позиция Выготского относительно эгоцентрической речи. Пиаже считал важным, что в момент эгоцентрической речи ребенок может обойтись без помощи другого челвоека, это речь для себя.
Любая ВПФ появляется на сцене дважды: как интерпсихическая ф-ия, а затем как интрапсихическая ф-ия.


Литература:
1.Л.С. Выготский «Обучение и развитие в дошкольном возрасте» (426-437)
2.«Проблема обучения и развития в школьном возрасте» (438-452)
3. «Общие законы психического развития ребенка. Лекции по педологии»
4. «Научное творчество Выготского. Современная психология.Тезисы докладов всесоюзной конференции» (Венгер, Зак, Варданян, Лидерс, Божович, Библер)

Лекция 3. 29.10.12.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.