1. Обучение начинается задолго до специально организованного школьного обучения. Этот процесс вне учебного обучения – спонтанное обучение – это то, что ребенок берет из среды сам, согласно своим потребностям, задачам, интересам, трудностям, то чего он не может не взять, иначе он не сможет взаимодействовать со средой. До обучения к 6 годам ребенок сам овладевает полной связанной и контекстной речью. Другой тип обучения: реактивное обучение (или специально организованное обучение на основе педагогических концепций). Промежуточный вариант обучения спонтанно-реактивное обучение.
Спонтанное обучение – до 3 лет.
Спонтанно-реактивное обучение – от 3 до 6/7 лет. ( по программе матери и/или д/с)
Реактивное обучение –
По Л.С. Выготскому успешной и эффективной программой обучения является та, которую принял сам ребенок.
В разные возраста ведущей становятся разные функции.
В раннем возрасте ведущая функция – восприятие. Через ведущую функцию развиваются все остальные ф-ии. Через восприятие развивается память в узнавании предметов; мышление, т.к. ребенок взаимодействует с предметами; речь – ребенок называет предметы, спрашивает о них, формулирует рассуждения о том, что видит и слышит.
Следующую ведущая ф-ия – память. Она способствует расширение представлений, систематизирует многие сенсорные материалы, расширение общения со взрослым, с паятью связаны первые обобщения.
Мышление – следующая ф-ия, которая уже опирается на ранее накопленные знаний и развивает другие процессы.
2. Оптимальные сроки обучения раскрываются как периоды, когда то или иное пед. и средовое воздействие принесет наиболее ощутимый результат (сенситивный период). Если сенситивный период упущен, то мы получим общую или частичную задержку в развитии.
3 Принципиальные моменты концепции: (дошкольник)
1) готовность к обучению – по-видимому, это пройденная цикл развития
2) Готовность к предметному обучению – возможность ребенка отделить предмет одной области знания от другой.
3) зачатки мировоззрения (что хорошо и плохо, эффект горькой конфеты)
С момента поступления в школу начинается программа специальных воздействий.
-Актуальный уровень развития
-Зона ближайшего развития
Эффективным является обучение, которое обгоняет развитие.
Обучение базируется на достигнутом (актуальном) уровне развитие и обеспечивает создание зон ближайшего развития и их реализацию.
Зона ближайшего развития – те функции, которые находятся в процессе созревания и готовы проявиться в условиях сотрудничества с другими.
Позиция Выготского относительно эгоцентрической речи. Пиаже считал важным, что в момент эгоцентрической речи ребенок может обойтись без помощи другого челвоека, это речь для себя.
Любая ВПФ появляется на сцене дважды: как интерпсихическая ф-ия, а затем как интрапсихическая ф-ия.
Литература:
1.Л.С. Выготский «Обучение и развитие в дошкольном возрасте» (426-437)
2.«Проблема обучения и развития в школьном возрасте» (438-452)
3. «Общие законы психического развития ребенка. Лекции по педологии»
4. «Научное творчество Выготского. Современная психология.Тезисы докладов всесоюзной конференции» (Венгер, Зак, Варданян, Лидерс, Божович, Библер)
Лекция 3. 29.10.12.