Конспект лекций по предмету "Онтология"


Законы диалектики.

Принципы диалектического мышления. Это не те законы, которые надо налагать на действительность. Их 3.
Закон перехода количественных изменений в качественные.
Качество это определенность, которая делает предмет самим собой. А количество это степень, интенсивность проявления качества. Возникает вопрос: сохраняется качество или нет. Мы всегда говорим о вещах в каких-то их качествах. Диалектика увидела связь между колич и кач измен, исходя из самого кач. Нельзя беспредельно наращивать количественные изменения, так чтобы качество оставалось тем же самым. Как только количественные изменения переходят орпед границу, связ с данным качеством появляется новое качество. Как только появл новое качество происхоит перерыв постепенности качественный скачек. Так мы подошли к категории, которая выражает связь качества и количества. Это категория меры. Мера – это характерный для данного качества интервал, если изменения остаются внутри интервала качество не меняется (колич измен), как только изменение выходит за пределы этого интервала происходит качественный скачек, появляется новое качество. Единство связи качества и количества – проблема существования нашей нации. Описывает систему поверхностно. Фиксирует кач и кол измен, но не заглядывает внутрь. Это поверхностная проекция того, что происходит в сущности.
Закон единства и борьбы противоположностей
Д считает д противоречие источником развития. Система внутри себя порождает свою противоположность. Борьба противоположностей нарастает, противоречия дальше существовать не могут и разрешаются, в ходе разрешения противоречий возникает новое положение в системе для которого возник свои противоречия. Разрешается двояко: с сохр предш сложн, тогда сис-ма выходит на более высокий ур организ, а также м разреш за счет деград противор и деград сис-мы. Почему так развитие может совершаться? Если мы хотим мыслить саморазвитие, то иначе мыслить не получится. Во-первых, мы хотим мыслить процесс развития – это процесс в котором появляется нечто новое, как перевести эту фразу на язык логики: в ходе развития сис-ма получает новую определенность, процесс развития это процесс определения. Чтобы появилась более высокая сис-ма нужно, чтобы появилось что-то противоречащее. Задача: объяснить не просто развитие, а саморазвитие. Процесс определения должен превратиться в самоопределение. Когда определение превращается в самоопределение? Когда оно порождено самим «А». Это и есть диалектическое противоречие. «А» порождает «В» далее синтез и получается «С». Виды и типы д противоречий: существенные и несущественный, внутренние (человек и общество) и внешние (когда противоположность не включена в рассм сис-му), антагонистические и неантагонистические, антиномии и диалектические.
Закон отрицания отрицания.
Направленность развития и относится только к прогрессивному развитию. Отвечает на вопрос: как возможн прогрессивное развитие, какие мех отвеч за накопл и удерж сложностей. Онтологически понятое отрицание это качественный скачок, взятый в том аспекте, что старое качество отменяется. Всякий кач скачок есть отрицание. Возможно ли развитие без отрицания? Нет, т.к. в рамках старого кач-ва нельзя удержать нечто новое. Что будет, если развитие будет состоять просто из отрицаний? Ничего не возникнет. Новое будет возникать как в калейдоскопе, старое пропадет полностью и новое не сможет удерживаться. Если в отрицании нет удержания, сохранения, то прогрессивное развитие невозможно. Как сохранить то, что уже отрицается? Прогрессивное развитие возможно только там, где осуществляется диалектическое отрицание. Если отрицание содержит в себе момент сохранения, то значит оно в себе содержит собственное отрицание. Значит на следующих витках развития старое может возникнуть.
Единство Д и системного подхода. Системный подход – рассмотрение предмета не как набора элементов, а как системы. Существо сис-го подхода: элементы, их св-ва и взаимосвязь определяются системой, т.е. система первична, элементы вторичны. Объединившись в коллектив элементы приобрет новые св-ва в зависимости от системы. Система отличается целостностью. Целое и единое это понятия одного порядка. Но они разные, единое ничего не объединяет, а целое – это единство, кот имеет предметное осуществление. Проблема целого в философии очень сложная. Вопрос: что такое часть? Часть действует по законам системной функции. Часть выполняет функцию в системе. Принцип целостности превращает элементы в части, подчиняет себе бытие элементов. В системе, если подходишь со стороны элементов целого не увидишь (элеменаристский подход), противоположность холизм – когда в системе видят только принцип целостности. Если отрываешь целое от элементов, то мыслишь элементы идеалистически. Этот подход был распространен вплоть до 20го века. Системный подход как раз стремится выяснить, как целое осуществляет себя без отрыва от его частей. Построил философскую систему = связал все концы с концами, сис-ма, где всё подчинено единому принципу. Принципы сис-го подхода появились до 20го века в рац учениях, например у Платона системный подход к миру в диалоге Парменид, а у Аристотеля в Метафизике. Принципы системного подхода осуществлены в диалектике. Диалектика занимается тем, чем занимается системный подход. В д есть многие идеи, которые помогают преодолеть недостатки современного системного подхода. Системный подход в диалектике был, но Д раньше представляла в качестве системы мир идей. А идеалистическая диалектика выделяет принцип целого и не надо искать механизм, с пом кот работает этот принцип. Тогда не надо было определять, где он телесно осуществляется. Надо открыть в телесных механизмах. Пока наука не могла найти способ зафиксировать телесные механизмы осуществления целостности, многие из ученых были элементаристами. В 20 в и биология и физика стали обнаруживать эти механизмы осуществления целостности, была обнаружена связь д и сис подхода. Элементы способны проявлять самостоятельность на уровне существования, когда они не полностью зависимы от системы. Отсюда может произойти и распад, и ростки новой системы. (Мещерякова Н.А.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.