В различных подходах проводились исследования по проблеме развития, в рамках своего подхода.
1. Проблема обучения и развития в ассоционизме и когнитивно-бихевиоральном подходах.
По отношению к пед.псих. крупневшей фигурой был Э. Торндайк. Его основные труды: «Пед.Псих»(1913-1914), «Психология арифметики», «-II- алгебры», «Измерение интеллекта», «Процесс учения человека». Ответы в целом и образуют поведение человека. Невозможно понять, что стоит за поведением – это черный ящик. Но можно понять, как вырабатываются эти образцы поведения. S-R, S1-R1, S2-R2.
Законы формирования поведения по Э.Торндайку:
I. Закон упражнения
-повторение одних и тех же стимулов ничего не дают субъекту.
Условия, при которых работает закон упражнения:
1) последовательность предъявления стимулов
2) опыт субъекта
3) активность субъекта
4) эмоциональный фон (эксперимента, окрашенности пары и т.д. Чем выше комфорт испытуемого, тем выше результат)
II. Закон эффектов (закон подкрепления эффектов)
-чем больше позитивных подкреплений, тем лучше формируется определенная связь и тем более доминирующей она становится
Условия:
1) различение стимулов
2) доступность материалов
3) целеустановка (установка)
III. Закон готовности
-готовность=состояние субъекта (установка, знакомство с материалом и др.)
Оппоненты критиковали Э.Торнадайка, они уповали к гениям, таланту. Торндайк признал свои ошибки и выделил 2 типа обучения.
2 типа обучения:
1. Ассоциативное
2. Обучение с помощью идей
-специально организованная ситуация на различение ложных стимулов и избирательность, понимание самого стимула, избирательность реакций на один и тот же стимул у разных людей.
Но при этом Торндайк настаивал на том, что законы и эволюция сознания по-прежнему носит ассоциативный характер.
Посм. Торндайк «процесс учения у человека»