Религиозно-философское учение буддизма: происхождение и сущность. Буддийская этика. Буддийский храм. Обрядовая практика. Монашество. Основные направления буддизма. Буддизм в современном мире. Основные этапы развития иудаизма. Комплекс священных книг Тора Танах. Нормы Талмуда. Религиозно-философское учение буддизма: происхождение и сущность. Буддийская этика. Буддизм — первая по времени возникновения мировая религия, зародившаяся в VI—V вв. до н.э. на территории Древней Индии. Распространившись в Индии, Шри-Ланке, Центральной и Юго-Восточной Азии, в Японии и Китае, в Монголии и Тибете, буддизм выдержал борьбу с другими вероучениями в первую очередь благодаря тому, что не нарушал религиозные и социальные традиции этих стран, адаптировался к ним, активно заимствовал элементы брахманизма, даосизма и др.
Религиозная система буддизма основывается на жизни и учении Будды (санскр., букв. – просветленный), известного также как Шакьямуни (мудрец из рода шакьев). Годы жизни Будды – 623 – 544 до н.э. Сиддхартха Гаутама, согласно преданию, был наследным принцем царского рода племени шакьев; в 29 лет, после того как знамения (встреча со стариком, больным, покойником и нищим странником) показали ему неизбежность страдания, он стал отшельником. Опыт аскетизма не дал ему освобождения от страданий. В возрасте 40 лет после продолжительной медитации под деревом пипал (смоковница) он достиг просветления. С тех пор его целью стала проповедь нового учения о спасении; он собрал вокруг себя учеников и основал первую буддийскую монашескую общину – сангху.
Буддийскую религиозную литературу можно разделить на две большие группы: канонические произведения и неканонические.
· Канонические произведения (Религиозная литература на языках пали и санскрит, созданная в промежутке между III—II вв. до н.э. и I—III вв. н.э. Каноническая литература объединена в Трипитаку (на пали Tripitaka — «Тройная корзина», «Три корзины учения»). Всего содержит более 8 тыс. историй, проповедей, легенд, изречений. Трипитака включает в себя: 1) Виная-питака — устав монашеской общины, считается самой древней частью канона. 2) Сутра-питака — изречения и проповеди Будды в изложении его любимого ученика Ананды. 3) Абхидхамма-питака — семь трактатов, систематизирующих изложенное в Сутра-питаке учение.
· Неканонические произведения (Произведения более поздней эпохи. Это прежде всего биографии Будды).
В мировоззренческой концепции буддизма реальный мир обладает крайне низким статусом. Будучи источником страданий, он, тем не менее, иллюзорен. Человек характеризуется иллюзорностью и непостоянством. В буддизме личность нереальна и представляет собой сложную пятислойную структуру: телесность, ощущения, представления, стремления, сознание. Человек, как и любое живое существо, будучи по своей сути комплексом дхарм, рождается, живет и умирает. Смерть приравнивается к распаду комплекса дхарм, рождение — к его восстановлению в иной форме.
Религиозные догматы буддизма. Трилакшана — три отличительных признака буддизма:
1) Непостоянство мира (анитья).
2) Несуществование вечной души (анатман).
3) Понимание жизни как страдания (дуккха).
В основе буддийской догматики лежат, прежде всего, «Три сокровища» (Триратна) буддизма.
1. Будда. Жизнь Будды – образец для верующего; Будда достиг просветления (нирваны) и поставил своей целью обучить этому же других, потому человек следует по пути Будды
2. Сангха (община). Община верующих, состоящая из четырех групп: бхик-кху (монахи), бхиккхуни (монахини), миряне обоих полов; иногда – собственно монашеская община
3. Дхарма (учение). Учение Будды, истина, которая воплощается в различных формулировках (четыре благородные истины, восьмеричный путь).
Каждый вступающий в общину трижды произносит: «Я ищу убежища в Будде, я ищу убежища в дхарме, я ищу убежища в сангхе».
В основе дхармы — учение о дуккхе, выраженное в четырех
благородных истинах:
1) жизнь есть страдание;
2) причиной страдания является желание;
3) возможно прекращение страдания;
4) есть путь, ведущий к прекращению страдания.
К освобождению страдания ведет восьмеричный (срединный, разумно избегающий крайностей как низменного стремления к наслаждению, так и бесполезного аскетического самоистязания) путь:
1) Правильное понимание;
2) Правильное стремление;
3) Правильная речь;
4) Правильное деяние;
5) Правильная жизнь;
6) Правильное усилие;
7) Правильная мысль;
8) Правильное сосредоточение.
Этическое учение буддизма основывается на пяти предписаниях: не убивать, не лгать, не воровать, не прелюбодействовать, не употреблять спиртных напитков. Для членов монашеской общины приняты более жесткие нормы, включающие также запреты на принятие пищи после полудня, различные развлечения, владение имуществом, пользование деньгами и предметами роскоши.
Цель этих запретов — обретение лучшей кармы и облегчение пути к нирване. В буддизме принята практика «накопления заслуг» посредством совершения добрых дел; считается, что таким образом формируется хорошая карма.
Буддийский храм. Обрядовая практика. Монашество. В III веке до н.э. император Ашоки сделал буддизм государственной религией Индии. В этот период были построены первые буддийские храмы. Так, в поселении Санчи воздвигли первую в истории ступу – сооружение для хранения реликвий. Всего было выстроено восемь ступ, в каждой из которых находились останки Будды.
Примерно в тот же период были определены места паломничества, столь важные в буддийской культуре:
· Капилавасту, где родился Будда;
· Гайа, где он прозрел;
· Бенарес, где он произнес первую проповедь,
· Кусинагара, где он впал в нирвану.
Особый интерес представляют буддийские храмы в пещерах Аджанты. Они испещрены красивейшими рисунками. Другой примечательный пещерный комплекс находится недалеко от Бомбея. Длина главного его буддийского храма составляет 40 метров.
На месте прозрения Сиддхартхи Гаутамы построен буддийский храм Прозрения. Он представляет собой крутую усеченную пирамиду на квадратной платформе. Неподалеку находится дерево, под чьим «прародителем» Будда и прозрел. Там же расположен «алмазный трон» – массивная плита из полированного песчаника.
На смену пещерным буддийским храмам постепенно пришли продолговатые залы с двумя рядами колонн и ступой в закругленном конце. Такие сооружения называются чайтья.
Обычно чайтья являются частью монастыря. Следует отметить, что в русских переводах текстов нередко можно встретить словосочетание «буддийский монастырь». Но важно помнить, что любой буддийский храм является монастырем, потому что в любом храме живут буддийские монахи.
Буддийская культура предполагает, что быть буддистом означает «искать прибежища у Трех Сокровищ» – Будды, его учения и общины. В буддийском храме представлены все «Три Сокровища».
Разберем структуру буддийского храма на примере типичного буддийского святилища в Японии. В «золотом зале» размещают скульптурное, нарисованное или вышитое изображение Будды. В пагоде (ступе) находятся останки Будды. Японская пагода имеет три или пять уровней, а в ее центре располагается массивный столб, на чьей вершине или под которым и находятся останки. В «зале для чтений» постоянно читают и занимаются толкованием текстов буддийского канона, которые олицетворяют одно из «Сокровищ» – учение. Общиной являются буддийские монахи, их ученики и миряне, временно проживающие в буддийском храме.
Социальное учение буддизма обусловлено концепцией кармы. Поскольку настоящее каждого человека определяется его прошлой жизнью, преуспеяние есть знак добродетели в предшествующем воплощении. Таким образом, буддизм фактически осуществлял поддержку существующей власти и социального порядка. В рамках буддизма получила развитие идея идеального правителя – причем в различное время это определение закреплялось за разными монархами.
Основой религиозной практики буддизма является медитация, цель которой – постижение истины о сущем. Методика медитации незначительно варьируется в различных школах и направлениях, однако все из них признают важность руководства учителя. Одним из важнейших ее видов является самадхи, подразумевающая полное успокоение сознания в целях слияния с абсолютом и осуществляющаяся обычно в позе лотоса; еще одна форма медитации – випассана – есть высшая стадия проникновения в суть вещей, взгляд внутрь.
Религиозный культ в буддизме осуществляется преимущественно монахами, тогда как миряне участвуют лишь в отдельных церемониях. Проводятся различные обряды перехода, свадебные и похоронные обряды (последние отличаются большой сложностью и продолжительностью ритуала отпевания, проводимого монахами). В домах и храмах имеются изображения Будды, назначение которых – напоминать верующим о пути просветления. Перед ними возлагают цветы (как символ бренности всего земного), возжигают свечи (символ учения Будды), воскуряют благовония (символ всепроникающих законов кармы).
В буддизме нет организованной церкви, развитой иерархии духовенства (за исключением ламаизма). На практике выделяют несколько категорий верующих:
· монахи и монахини;
· послушники, послушниц, претендующие на статус монахини (шикшамана);
· миряне и мирянки;
· соблюдающие очистительный пост.
Жизнь в сангхе строится на основе своеобразного взаимодополнения: миряне делают приношения монахам, обеспечивая их одеждой, питанием, жильем; те, в свою очередь, демонстрируют им пример жизни в соответствии с учением Будды. Задачи монахов – сохранение и передача дхармы. Буддистские монахи принимают обеты бедности, практикуют медитацию и большую часть времени посвящают изучению священных текстов; они просыпаются на рассвете и ложатся спать с заходом солнца, принимают пищу два раза в день, носят особые красные или желтые одеяния.
Буддийские религиозные праздники отмечаются в соответствии с лунным календарем; их даты могут варьироваться в рамках 1 – 1,5 месяца в различных странах. В апреле – мае отмечается тройной праздник Будды — в память о дне его рождения, просветления и смерти. В этот день проходят торжественные шествия, монахи читают особые молитвы и рассказы о жизни Будды; миряне совершают приношения. В день поминовения усопших зажигаются фонари, проводятся молебны, верующие навещают могилы предков, приносят дары монастырям. В начале сезона дождей (июнь – июль) по традиции осуществляется уход в сангху (каждый верующий обязан хотя бы раз в жизни провести этот период времени в сангхе). В конце сезона отмечается выход из сангхи, сопровождаемый дарением одежд монахам. В июне – июле отмечается приход Майтрейи – грядущего Будды. В феврале – день Всех Святых, к которому обычно приурочивается закладка новых культовых сооружений.
Основные направления буддизма. Буддизм в современном мире.
Единое учение Будды уже в первые столетия существования разделилось на 18 школ. Два основных течения буддизма: Хинаяна (Малая колесница) и Махаяна (Большая колесница).
1) Хинаяна. В основе Хинаяны лежит доктрина Тхеравады (путь старейших), претендующая на точное изложение изначального учения Будды. Однако палийский канон, канон Тхеравады, был создан много позже его смерти. Тхеравада проповедует индивидуальное спасение, которое возможно лишь для тех, кто является членом монашеской общины. Акцент делается на дисциплину; распространены аскетические практики; монахи и монахини сосредоточивают все свои усилия на обретение хорошей кармы путем совершения добрых дел. Такая карма не может быть передана кому-либо еще (как в Махаяне). Идеалом, к которому должен стремиться каждый член общины, является архат (святой, достигший духовного совершенства), особенное внимание уделяется учению, знанию. Будда понимается как человек, подчиняющийся законам жизни и смерти. Система обрядов проста. Ареал распространения – Шри-Ланка, Индокитай (кроме Вьетнама).
2) Махаяна. Со временем Хинаяна стала расцениваться как слишком ограниченная, эгоцентричная, формальная. Возникает новое направление, Махаяна – Большая колесница. В рамках Махаяны развивается концепция, согласно которой просветления может достичь и мирянин, если он будет действовать под руководством бодхисаттвы (тот, чья сущность – просветление). Бодхисаттва, имея возможность стать буддой и войти в нирвану, отказывается от этого, чтобы помочь другим достичь просветления; это идеал сострадания и самопожертвования. Бодхисаттва может передать часть своих достоинств нуждающимся. В Индии в настоящее время Махаяна в основном утратила свое значение; область распространения этого направления – Тибет, Монголия, Бурятия, Калмыкия.
3) Тантрический буддизм отражает тенденцию буддизма к синтезу с другими культами. Хотя Будда предостерегал против обращения к сверхъестественным силам, со временем находят широкое распространение различные магические практики. Создаются особые руководства, описывающие заклинания, словесные формулы, ритуалы. В тантризме используются магические формулы, которые, как считается, активизируют те или иные энергии, воплощенные в божестве и наделяющие людей сверхъестественной силой. Окончательное оформление тантризма было осуществлено к VII в., отдельные его формы проникли в Тибет, Непал, Китай, Японию.
4) Ваджраяна (Алмазная колесница) – разновидность буддистского тантризма, возникшая в V в. В основе ее учения – идея о единстве тела и космоса. Последователи Ваджраяны используют практики йоги, медитации, чтения мантр и созерцания символических изображений); почитают духовных учителей, лам (отсюда название тибетского направления – ламаизм).
5) Ламаизм – учение, видоизмененное в Тибете и представляющее собой синтез буддизма Махаяны, тантрических практик и более ранних религиозных верований коренного населения региона (бон, или бонпо); сформировался в VII – VIII вв. В основе доктрины и культа – фигура ламы (высший), который, в свете учения о воплощении, считается воплощением какого-либо будды, бодхисаттвы, святого и потому наделяется божественным статусом. После смерти двух высших лам проводятся поиски младенцев мужского пола, которые могут быть признаны в соответствии с определенной процедурой их воплощениями. Ламаизм развивает собственную космологию. Все живое пронизывает Великая пустота, представляющая собой духовное тело Будды. Существуют рай и ад, однако пребывание в них временно, за ним следует возвращение в мир. Этическое учение ламаизма предусматривает наказание за грехи в виде неблагоприятного перерождения (в аду, в облике животного); добродетель трактуется как начало пути к святости. Первым иерархом ламаистской церкви является далай-лама (воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары), вторым — панчен-лама (воплощение будды Амитабхи). Большое внимание в ламаизме уделяется обрядности. Распространен в Тибете, Монголии, частично в Калмыкии, Туве, Бурятии.
6) Дзэн-буддизм. Происхождение школы дзэн связывается с именем Бодхид-хармы и датируется VI в.; школа основывается на практике медитации (на санскр. – дхьяна, кит. – чань, япон. – дзэн). Целью медитации является открытие Будды в себе самом. В школе Дзэн избирается путь интуитивного постижения, поскольку интеллект может постичь лишь человеческую ограниченность. Длительная бесписьменная традиция дзэн обусловливается критическим отношением к тексту: всякое Священное Писание влечет за собой новые слова, идеи, книги, но сущность слов остается непостижимой. Учение дзэн приобрело популярность на Западе, в особенности в кругах интеллигенции.
7) Секта «Чистой земли» является самой многочисленной в Японии; объект поклонения в ней – будда Амитабха (япон. Амида). Посвященные ему сутры появились приблизительно в I в. н.э. «Чистая земля» – это рай Амиды, расположенный на западе. Всякому, кто взывает к Амиде, будет ниспослано спасение – для этого нужно лишь произнести особую формулу обращения, которая в Японии звучит как «наму Амида буцу» («почитаю Будду Амитабху»). Секта «Чистой земли» делает особый упор на зависимости человека от помощи высших сил и на спонтанном обретении спасения, отказываясь от долгого пути религиозной дисциплины, принятой в Тхераваде.
8) Секта сингон («истинное слово») воплощает учение тантрического буддизма. Это эзотерическая секта; вступающие в нее проходят особое посвящение. Центральное божество сингон – солнечный бог Вайрочана (япон. Дайнити), вокруг которого располагаются другие боги. Основная идея учения – возможность получения божественной энергии в процессе медитации и обращения к магическим практикам, таким как произнесение мантр, использование особых жестов.
В XVIII—XIX вв. происходит упадок некоторых традиционных культов, во многом по причине колонизации региона. Впоследствии начинается постепенное возрождение буддизма, особенно после Второй мировой войны, в рамках борьбы за обретение национальной независимости рядом государств Центральной и Юго-Восточной Азии. Буддизм начинает восприниматься как выражение национального духа, ценностей, традиционного образа жизни. Прослеживаются тенденции к пересмотру основных принципов учения (в отношении к таким вопросам, как планирование семьи, помощь бедным). В 1950 г. было создано Всемирное братство буддистов, куда вошли представители 38 стран.
В России буддизм распространен преимущественно на территории Бурятии, Калмыкии и Тувы; руководство верующими этих республик осуществляет особое духовное управление.