Конспект лекций по предмету "Педагогика"


Второй вопрос: Педагогическое творчество и мастерство

Мастерство в любой деятельности является своеобразным качественным ориентиром, к которому необходимо стремиться. Мастерство определяется как высокое искусство в какой-либо области, а мастер— это специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Мастерство педагогическое — высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие. Педагогическое мастерство выражается в профессиональной деятельности педагога, следовательно, его можно рассматривать как частный вариант профессионального мастерства.
И здесь мы подходим к пониманию сущности педагогического мастерства с позиций личностно-деятельном подхода. Мы исходим из понимания мастерства как комплекса свойств личности, обеспечивающего высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам мы относим гуманистическую направленность деятельности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.
Все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие, а не только рост под воздействием внешних влияний. Основой саморазвития мастера выступает сплав знаний и направленности; важным условием успешности-способности; средством, придающим целостность, связанность направленности и результативности — умение в области педагогической техники.
В становлении педагогического мастерства действуют факторы как объективные, так и субъективные.
Объективными факторами содержания и процесса формирования педагогического мастерства являются:
а) конкретные социально-политические условия и умонастроения в обществе. Условия следует рассматривать как в широком, так и узком смысле слова. В широком смысле условия определяются политическим строем, культурными ценностями и идеологией, экономическим укладом, культурными традициями. В узком смысле -это конкретные условия, в которых конкретный педагог осуществляет свою профессиональную деятельность.
б) состояние духовной культуры общества. Культура-явление историческое. Будучи зависимой от материальных условий, духовная культура характеризуется относительной самостоятельностью (преемственность в развитии, взаимовлияние культур различных народов). В культуре отражается исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
в) уровень развития психолого-педагогической науки и господствующей в ней парадигмы, отражающей также требования, выдвигаемые обществом к личности педагога. Наука — одна из форм общественного сознания. Поэтому в качестве объективных условий и следует рассматривать меру изученности психолого-педагогических аспектов педагогической деятельности. На основе научного понимания закономерностей процесса становления личности развиваются педагогические технологии обучения и воспитания.
Субъективными факторамисодержания и становления педагогического мастерства являютсяценностные ориентации и приоритеты педагога, его интересы и потребности (общие и профессиональные); интеллектуальные способности; профессиональная направленность и отношение педагога к деятельности; общая и профессиональную культура; активная профессиональная позиция личности; особенности характера и темперамента; коммуникабельность педагога и многое другое.
Кроме общепедагогических способностей и умений, педагог должен владеть разнообразными приемами и средствами личного аудио-визуального воздействия на воспитанников, которые принято объединять термином «педагогическая техника». Предметом особой заботы учителя, наставника является главный инструмент общения — голос. Его утрата ведет к профессиональной непригодности. Голос педагога должен быть выразительным, звучным, энергичным, привлекать внимание, но не раздражать, звать к действию, а не убаюкивать. Экспериментально доказано, что низкие голоса легче воспринимаются слушателями, чем высокие, сильнее впечатляют. Информация, переданная низким голосом, лучше запоминается. Целенаправленно развивая речевой аппарат, можно «поставить» и откорректировать свой голос.
Другим существенным элементом педагогической техники служит мимика — своеобразное искусство выражать мысли, чувства, настроения и состояния движениями мускулов лица. Сочетание этих движений с выразительностью взгляда одухотворяет и эмоционально окрашивает речь, содействует установлению живого контакта с воспитанниками. Изучив особенности мимики вашего лица и глаз, вы можете с помощью специального тренинга научиться их использовать в педагогических целях. Жест педагога, как и мимика, являясь средством эмоционального воздействия, акцентируя внимание учащихся на самом важном, должен быть органичным, сдержанным и убедительным. Главное — сделать руки послушными мысли и чувству, стремиться к гармонии слова, мимики и жеста.
Педагогическому работнику, деятельность которого совершается на глазах воспитанников, должно быть небезразлично, каков его внешний облик, насколько одежда, прическа, манеры, походка отвечают этическим и эстетическим нормам. Следует помнить, что стиль поведения педагога в детском учреждении — также элемент профессиональной техники, источник воспитательного влияния.
На основе своеобразного сплава знаний, способностей и умений рождается мастерство — высший уровень профессионализма. Быть мастером педагогического труда — значит глубоко осознавать закономерности обучения и воспитания, умело применять их на практике, добиваться ощутимых результатов в развитии личности воспитуемого.
Становление педагогического мастерства всегда связано с необходимостью разрешать сложнейшие противоречия в самой творческой деятельности воспитателей, разных по своим убеждениям, способам общения с детьми.
Следовательно, мастерство неотделимо от творчества — от способности выдвигать новые идеи, принимать нестандартные решения, использовать оригинальные методы и технологии, короче — конструировать учебно-воспитательный процесс, воплощая замысел в реальность.
Итак, педагогическое мастерство—высокое качество достижений в воспитательно-образовательной деятельности. Педагогическое мастерство — результат развития общей и профессиональной культуры учителя, постоянного совершенствования и творчества в воспитании людей и своей собственной личности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.